Что ждет россиян на рынке товаров и услуг? |
Анна Семенец |
26 Сентября 2022 г. |
Россия сегодня находится в непростых условиях. И людям, конечно, хочется знать о том, что будет в дальнейшем с товарами и услугами. Центробанк в этом плане нарисовал не очень привлекательную картину грядущих потребительских перемен. Так, регулятор считает, что предложение по товарам и услугам начнет сокращаться. Снижаться будет и само их качество. Спад, к сожалению, может продлиться достаточно долго. ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА. Ограничение на стороне предложения может дополнительно увеличить инфляционное давление, предупреждают в ЦБ. «С одной стороны, различные косвенные индикаторы говорят о том, что импортные поставки потребительских товаров в целом стабилизировались или растут, в том числе благодаря запуску механизма параллельного импорта. С другой стороны, внутреннее производство некоторых категорий товаров пока снижается. В частности, эта тенденция наблюдается в сегменте потребительских товаров длительного пользования. Отдельно стоит рынок легковых автомобилей, где предложение за счет запуска части производств начало восстанавливаться, однако уровень выпуска очень далек от предкризисного», — отмечают аналитики ЦБ. По данным регулятора, сжатие производства внутри страны связано с тем, что импорт промежуточных товаров восстанавливается медленнее, чем потребительских. «В дальнейшем это приведет либо к активному росту внутреннего производства таких товаров, либо к уменьшению производства товаров, в производственной цепочке которых использовался такой импорт, по мере исчерпания созданных ранее запасов. На краткосрочном горизонте второй вариант более вероятен», — прогнозируют в ЦБ. В Банке России полагают, что импортозамещение в прямом смысле этого слова, то есть замена одного товара на его аналог, в большинстве промышленных отраслей в ближайшей перспективе произойти не может. «Иначе раньше уже наблюдалась бы конкуренция с импортом», — высказывают мнение аналитики. Каких отраслей прогнозы ЦБ коснутся в первую очередь, что будет с ценами, надолго ли мы оказались в такой ситуации, обсудили с директором Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгием Остапковичем. — ЦБ прогнозирует, что предложение товаров и услуг будет сокращаться, а качество станет хуже. Вы с этим согласны? Каких категорий товаров, по вашему мнению, это коснется в первую очередь? — Согласен абсолютно. Во-первых, у людей падают доходы. Значит потребление будет сокращаться, а вместе с ним и выпуск. Во-вторых, скажется, и уже сказывается, уход западных брендов. Вот из России ушла компания Renault. Ничего страшного. Вместо Renault мы будем делать какие-то другие машины — Lada Vesta, например. Но по качеству эти машины будут хуже, потому что мы не умеем, грубо говоря, делать автоматическую коробку передач. Значит, машина будет ездить на механике. И экологический стандарт для выхлопа будет уже не Евро-5, а Евро-2. И никакой подушки безопасности там тоже не будет. Сама машина — кузов и четыре колеса — будет, но такой машины, как Renault, — уже нет. Вот эта «точка» («Вкусно — и точка» — Прим.) в определенной степени заменит McDonald’s, но не полностью. Например, у McDonald’s было порядка 800 предприятий, а у здесь — всего 120. Значит, такого количества людей, которые были заняты в McDonald’s, не будет. Американская корпорация — это десятилетиями отработанные технологии, причем, не просто по созданию продукта, но и по маркетингу, логистике. Возможно, спустя какое-то время сеть и выйдет на такой уровень, но на начальном этапе вряд ли это возможно. В авиации, по моему мнению, нам тоже не удастся быстро создать замену Airbus или Boeing, а наш «Сухой Суперджет» едва ли способен с ними конкурировать. И вряд ли мы начнем выпускать свой Chanel № 5, хотя какие-то духи все равно будем делать и продавать.
Качество бытовой техники тоже снизится. Иностранные производители один за другим объявили об уходе из России, прекращении поставок или приостановке работы своих заводов на территории РФ. Конечно, это не значит, что у нас вообще пропадет бытовая техника. На смену Bosch и LG придет китайская продукция, и вместо немецкого языка мы будем читать инструкции на китайском. Но по мировым стандартам она будет хуже Bosch. Поэтому я согласен с аналитиками ЦБ, что качество товаров упадет. Хотя, на мой взгляд, не это — самое страшное. Главное, чтобы было заменено количество. — Снижение качества затронет и товары повседневного спроса? — Конечно затронет. На смену западным производителям моющих средств, которые уходят из России, придут китайские и отечественные, которые на первых порах тоже будут хуже по качеству. На замену швейцарскому производителю шоколада Lindt тоже кто-то придет. То есть, какой-то шоколад у нас все равно будет, но, возможно, с худшими качественными характеристиками. — В том же документе ЦБ пишет, что вместе со снижением качественных характеристик товаров сократится и ассортимент. Что это значит для россиян? — Приведу пример. Из России ушли Adidas, Nike и Reebok. Это значит, что их продукции в российских магазинах уже не будет. Может быть, что-то пойдет по параллельному импорту, но этих товаров будет уже гораздо меньше, и стоить они будут ощутимо дороже. Возможно, на место Adidas и Nike придет кто-то другой. Но сможет ли он держать тот же размах, какой был у ушедших брендов — большой вопрос. То есть — ухудшится и качество, и ассортимент. Тот же Apple раньше поставлял все свои гаджеты в Россию по прямым договорам. Сейчас IPhone пойдут у нас по параллельному импорту: найти их будет сложнее, посредников будет больше, значит, цена возрастет. — Мы сейчас говорили об импорте. А что будет с товарами, которые производятся в России? Аналитики ЦБ в своем бюллетене отмечают, что импорт промежуточных товаров восстанавливается плохо. Значит, нам придется либо налаживать производство этих комплектующих и составляющих у себя, либо отказаться от выпуска тех товаров, которые на них завязаны. Как вы думаете, по какому пути мы пойдем и как это отразится на предложении и качестве товаров? — Для начала давайте разберемся, что вообще такое — промежуточный товар. Возьмем для примера сельское хозяйство. Сахарный песок делают наши заводы из сахарной свеклы, которую выращивают наши же агрокомплексы. Но семенной материал сахарной свеклы на 90% состоит из нидерландских семян. Нидерланды — это санкционная страна. Если завтра они не дадут нам семенного материала, мы должны будем использовать отечественный. У нас есть свой семенной материал по сахарной свекле, но урожайность его, условно говоря, в полтора раза меньше. Значит, нам нужно будет увеличить в полтора раза площади под посевы, задействовать в полтора раза больше трудовых ресурсов, которые будут собирать урожай, в полтора раза больше техники. Издержки на эту продукцию будут в два раза выше. Куры-несушки, которые дают высокую яйценоскость, тоже из Голландии. Конечно, наши отечественные куры тоже несут яйца, но яйценоскость у них на 20-30% меньше. Стоит убрать из индустриального птицеводства «импортную составляющую», и начнутся проблемы с яйцами. Вот что такое — промежуточный товар. Мы можем делать свои утюги и стиральные машины вместо Bosch. Но чипы к ним все равно импортные — Тайвань или Китай. Если Тайвань не будет их поставлять, мы не сможем утюг сделать или стиральную машину. Вот в чем проблема с промежуточным товаром. Помните, весной был дефицит офисной бумаги? Оказалось, у нас не было своих отбеливающих компонентов и краски, а импортные нам поставлять отказались. У нас даже детское питание локализовано всего на 20-30%. В России банально нет белой жести для производства крышек для этого самого питания. Даже если в нашей продукции было всего 5-10% импортной составляющей, это уже проблема. Выпадает одно звено, и распадается вся цепочка, и возникают проблемы с выпуском конечной продукции. — Но если с сахаром решить вопрос можно, увеличив площади посева сахарной свеклы и штат работников, то что мы будем делать с бытовой техникой без тайваньских чипов? Начнем выпускать стиралки старого образца? — Возьмем ребристые деревянные доски и будем на них стирать. А если серьезно, стиральные машины и утюги — не такой высокотехнологичный товар. Здесь могут использоваться чипы длиной 150-200 нанометров. Кое-какие чипы мы все же делаем — в проездные билеты, например. Для утюгов, может быть, подойдет. Но такие чипы, как выпускает Тайвань (размером 15 нанометров), мы делать не умеем. У нас нет под них заводов, станков. Получается, нет чипов для выпуска высокотехнологичной продукции, заделов для импортозамещения — тоже. Значит, мы должны их где-то покупать, в том числе, по параллельному импорту. А вот телевизоры, например, мы почти не производим. Поэтому и промежуточные детали к ним нам не так важны. Будем закупать готовые в Китае. Возможно, и стиральные машинки дешевле будет закупать в Китае уже в готовом виде, чем делать свои. Наше сравнительное преимущество — нефть, газ, уголь, зерно, первичная химия, лес. Мы продаем эти товары, и покупаем то, что мы не умеем делать. Так живет весь мир, ни одна страна — ни США, ни Великобритания — на 100% не автономна. Что-то они делают хорошо, продают это, и на эти деньги покупают то, что научились делать плохо. С чего началась первая промышленная революция? Англичане хорошо делали текстиль, но не справлялись с вином и продуктами, а вот французы и португальцы — наоборот. Тогда они все вместе сели и договорились, что англичане увеличат производство текстиля, и будут поставлять часть продукции в Португалию и Францию. А те взамен будут кормить и поить Англию. Так в конце 18 века началось разделение производства, и все от этого выиграли: освободились производственные мощности, началась внешняя торговля. — Сейчас Россия из этой системы выпала? — Да, сейчас эта система сломалась. Значит, нам нужно заниматься импортозамещением, пусть даже за счет упрощения, примитивизации производства, как мы обсуждали по автомобильной промышленности. Поэтому на первом этапе и происходит падение качества. Пройдет четыре-пять лет — и мы сможем создать продукцию более высокого уровня. — Продукцию, которая отвечает вчерашним требованиям? — К сожалению, да. Если мы сейчас начнем создавать продукцию 2022 года, мы ее создадим. На это уйдет три-четыре года, и в 2026 году мы выпустим ту продукцию, которая сегодня уже есть у экономически развитых стран. Но главное — эти страны стоять на месте не будут, и за те же четыре года сделают рывок, и выпустят продукцию более современную. И наши же предприниматели будут стремиться покупать их продукцию, потому что она будет производительнее и дешевле, чем то, что мы сможем воспроизвести у себя по вчерашним лекалам. — Но пока российские потребители каких-то критичных изменений не заметили. Как пишет «Коммерсант», «природа видимой экономической стабильности — совпадение одновременно спада и спроса, и предложения, которые уравновешивают друг друга». Вы с этим согласны? — С этим я тоже согласен. Это основной закон экономики — равновесие спроса и предложения дают оптимальную цену. Даже когда спрос и предложение падают, но параллельно друг другу, разбалансировки не происходит. — Как сложившееся равновесие выглядит на деле: покупать нечего, потому что выпуск падает, но одновременно и не на что, в результате чего в магазинах вроде бы все есть и цены не растут? — Как это — не растут? По данным ЦБ, инфляция по итогам года составит 12-13%. У нас давно такой инфляции не было. Иллюзия того, что цены не растут, происходит на фоне последних месяцев, когда традиционно наблюдаются дефляционные тренды за счет того, что большой вес в инфляционной корзине имеет плодоовощная продукция. В июле-августе на рынок вышли отечественные производители овощей. В сентябре урожай закончится, на полки снова вернутся овощи из Турции, Азербайджана, Марокко, а цены пойдут вверх, и опять мы увидим ту самую прогнозируемую инфляцию, которая придет к 13%. Что такое инфляция? Это прямой налог на доходы граждан. Инфляция буквально будет съедать 13% от зарплаты. Причем, чем меньше человек получает, тем чувствительнее для него инфляция, поскольку доля продовольственных товаров в его корзине выше, а инфляция по ним, как правило, всегда больше, чем общий индекс потребительских цен. Конечно, полки не пустые. Нельзя сказать, чтобы какие-то категории товаров полностью исчезли из продажи. Параллельный импорт раскачается, и мы сможем купить, в том числе, ушедшие с российского рынка товары. Но, вероятно, они будут дороже. — Как долго эта видимая стабильность продержится, и что нас ждет после? — Все будет зависеть от того, как будет работать экономика, и как государство будет помогать людям. Если государство будет индексировать инфляционные провалы, то ничего страшного не произойдет. Это, в свою очередь, зависит от того, какой у нас будет бюджет — дефицитный или профицитный. Если профицит сохранится, низкодоходному населению помогут. Главное, чтобы прекратилось падение экономики. Однако тот же ЦБ прогнозирует падение ВВП и на 2022 год, и на 2023 год. Только в 2024 году может начаться небольшой рост. Но этот рост, возможно, лишь отобьет потери 2022–2023 годов, однако на базу 2021 года мы в 2024 году пока не выйдем. Значит, реальный рост начнется где-то в 2025 году, а то и в 2026-м. Тогда и пойдет улучшение ситуации как у домашних хозяйств, так и у экономики в целом. Возможно. У нас, как и в мире, ведь сейчас не экономический кризис, а геополитический. Он может тянуться как месяц или три, так и десятилетиями. В зависимости от того, как будет складываться ситуация в геополитике, будет складываться ситуация и в экономике. — Есть ли у нас ресурсы для того, чтобы перестраивать экономику? — Теоретически — есть. У нас пока есть экспорт, ресурсы от которого мы можем тратить на развитие других направлений. Плюс ко всему, у нас очень компетентные люди. Нужно вкладывать деньги в человеческий капитал — образование, здравоохранение, культуру, и люди сами создадут эти высокотехнологичные продукты. При всем уважении к правительству, Минэкономики, ЦБ, они не создают ВВП. Его создают люди, которые строят, сеют, пашут и производят. Они и создадут новую экономику, но в них нужно вкладывать деньги. Ничего другого нам сейчас не остается. Анна Семенец Все уже как-то привыкли к переполненным полкам магазинов, услугам, которые от избытка предлагались иногда просто взахлеб. Но в условиях санкций многое на потребительском рынке изменится. И, как ожидается, не в самую лучшую сторону. Старшее поколение имеет опыт выживания в разных условиях, и на одной картошке, бывало, сидели неделями. Этих людей ограничениями в товарах и услугах и падением их качества сильно не испугаешь. А вот молодым такая жизнь будет в новинку, как же они с ней справятся? Хочется, конечно, надеяться, что все будет хорошо. Время покажет - посмотрим. На нашем сайте читайте также:
По инф. * средство массовой информации, внесенное Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента
|
|