ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Чиновничество: "запасные аэродромы" и "обходные пути"

Изменить размер шрифта

alt

В Государственной Думе готовят новый закон о контроле над чиновниками. Депутат от «Единой России» Евгений Федоров предлагает принять акт, который при назначении на должность или продвижении по службе чиновника заставит учитывать наличие живущих за рубежом супруги и детей.  Федоров уверен, что семья за границей — это потенциальный «запасной аэродром» для чиновника, знак того, что он с легкой душой будет воровать, а потом просто скроется от российского правосудия.

Поправки в закон «Об основах государственной службы в РФ» не предполагают полного запрета на замещение должностей теми, чьи ближайшие родственники обустроились за пределами России. Федоров считает, что будет достаточно простой рекомендации не принимать таких людей на службу.

Если предложение Федорова будет одобрено парламентом и президентом, то вопросы к чиновникам, чьи супруги и дети живут в Европе и Америке, появятся не только у оппозиции, но и у официальных структур.

Федоров обещает сформулировать законопроект таким образом, чтобы претензии не касались государственных служащих, чьи дети проходят обучение в иностранных школах и университетах.

В качестве примера для подражания авторы законодательной инициативы взяли Китай. Там 17 января был принят закон о запрете карьерного роста чиновников, чьи дети и супруги учатся или проживают за границей.

С предложением Федорова, в принципе, согласны многие депутаты, причем не только его однопартийцы. Глава юридической службы Коммунистической партии депутат Госдумы Вадим Соловьев объяснил «Известиям», что новая мера может быть очень полезной и будет абсолютно безопасной для тех, кому нечего скрывать. «Главной задачей коррупционеров является накопление огромного богатства и дальнейший побег с награбленным в место, где наказание его не настигнет», — уверен Соловьев. Для тех же, кто еще не ввязался в коррупционные схемы, возможность бежать за границу станет «дополнительным фактором, соблазняющим на преступления».

Впрочем, не все депутаты уверены в рациональности предложения коллеги. Эсер Алексей Лысяков считает, что «глобальный удар по коррупции в высших эшелонах власти» может нанести лишь ратификация 20-й статьи Конвенции ООН, по которой имущество чиновников недоказанного происхождения конфискуется в пользу государства. Более того, уверен Лысяков, новые ограничения приведут к тому, что успешные и востребованные специалисты будут сторониться госслужбы.

Дополнительные ограничения на семьи чиновников, в целом, будут следовать логике российского законодательства.

Сегодня чиновникам запрещено иметь за рубежом акции и банковские счета. Также государственные должности запрещено занимать людям с двойным гражданством. Все это, впрочем, не спасает от коррупции. Пока чиновников не ограничивали в праве владения недвижимостью за границей, но в Госдуме обсуждается и эта норма. Однако и сейчас при желании любой чиновник может переписать свою собственность на подставных лиц или зарегистрировать ее в офшорных юрисдикциях таким образом, что владелец никогда не будет выявлен.

В России борьба с коррупцией зачастую подменяется ужесточением законодательства. В результате под прицел следственных органов и многочисленных контрольных комитетов попадают не взяточники, а те, кто по каким-то причинам не может соблюсти всех требований закона.

Обойти же требования многочисленных антикоррупционных законодательных новаций достаточно легко. Так, среди российских чиновников в последнее время бушует целая эпидемия разводов. Переписать имущество на супруга и разойтись оказалось одним из самых эффективных способов ухода от необходимости декларировать лишнее имущество.

В апреле 2013 года появилась информация, что около 30 депутатов Госдумы в преддверии подачи очередной декларации об имуществе развелись со своими супругами. Официального подтверждения этой информации не поступало, однако и опровержения также не было.

В фиктивном разводе был обвинен даже Владимир Жириновский. На это лидер ЛДПР заявил, что состоит со своей супругой в церковном браке и не обязан вписывать ее имущество в декларацию. В прошлые годы, однако, лидер ЛДПР отчитывался о доходах и имуществе супруги.

Подобный эффект можно наблюдать далеко не только в вопросах борьбы с коррупцией — можно посмотреть, например, на законы о выборах. В странах, политическое руководство которых сложно заподозрить в фальсификации голосов, соответствующие законы достаточно компактны и не слишком многословны. В России, где скандалы на выборах являются скорее обычной практикой, соответствующий закон на удивление подробен и описывает все возможные процедуры в мельчайших деталях.

Федеральный закон Германии о выборах был принят в 1956 году и содержит всего лишь 55 статей. В России аналогичные функции выполняют три закона: об основных гарантиях избирательных прав граждан, о выборах президента и о выборах Госдумы — них, в общей сложности, 268 статей, без учета приложений. Немецкому законодателю никогда в жизни не придет в голову уточнять, какой именно уголок избирательного бюллетеня необходимо отрезать для того, чтобы его аннулировать после окончания голосования (п. 3 ст. 68 Закона о гарантиях избирательных прав).

По сути, порядок организации избирательных комиссий в Германии похож на российский — есть ЦИК, региональные и территориальные комиссии. Но если в России честность выборов основывается на точном соблюдении всех норм профильных законов, то в Германии закон не содержит строгих правил проведения выборов — тем не менее, этой стране удается вот уже более 60 лет проводить выборы, к которым у граждан нет никаких претензий.

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!