НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

"Частное пионерское" - связь эпох

20 Сентября 2013 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2013/shkola_20_09_13 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

alt

На экраны выходит фильм с невероятным названием "Частное пионерское". Оно напоминает о пройденной эпохе, но невероятно для обеих эпох. "Тогда" было невозможно что-то частное, "теперь" - что-то пионерское. Фильм пытается примирить две отрицающие друг друга эпохи, пишет "Российская Газета".

Картину снял актер-режиссер Александр Карпиловский по мотивам рассказов Михаила Сеславинского. По ее поводу уже спорят: многие критики ее считают постыдной поделкой, зрители дают ей приз симпатий, а в Белоруссии она премирована как лучший фильм для детей и юношества. Первые не принимают ее отчетливо ностальгический тон, вторые как раз его и ценят.

Ностальгия по ушедшему, теперь считается, - чувство стыдное. Его бросают в лицо, как последний контраргумент: ностальгируешь? Трава была зеленее, и небо голубее? И люди начинают что-то лепетать в свое оправдание.

У ностальгирующих есть преимущество: они умеют находить в прошлом какие-то качества, которые следовало бы сберечь. Это полезно для развития страны: ностальгия сопротивляется деградации.

{gallery}TXTS/2013/shkola_20_09_13{/gallery}

...И мы попадаем в провинциальный город 70-х. И там разворачиваются события, которые словно пришли из "школьных" фильмов советской поры: "Кортик" или "Друг мой Колька". Детишки подружились с приблудной собакой: она их спасла - теперь приходится спасать ее. И приключения, с этим связанные. Играют неплохо, события развиваются напряженно, финал благостный: школа уже пытается наказать нарушителей дисциплины, снять с них пионерские галстуки, но появляется милиционер и выносит им благодарность за помощь в поимке вора. Оказывается, инициативные и самостоятельные люди нужны во все времена. Налицо, таким образом, ясный моральный вывод. Фильм не только о 70-х, он прикинулся фильмом 70-х. Он рассказывает о "большой счастливой стране, которой больше нет".

Это все жутко напрягает критиков, и это все нравится зрителям, отдавшим фильму приз своих симпатий. Такие две стороны баррикад и в кинозале и во всем обществе. Одних тошнит при самой мысли о том, что в СССР было что-то хорошее, другие об этом хорошем вспоминают так, словно приникают к чистому источнику. Фильм попадает в самую сердцевину раскола.

Смотришь его и вдруг оказываешься в мире, где есть четкие координаты: что хорошо, и что плохо. Что похвально и что стыдно. Дети не слоняются по дворам с сигареткой, а что-то там репетируют, что-то обсуждают. Спорят. Искренне хотят быть полезными стране, и Гайдар с его тимуровцами шагает впереди. Критики фильма это действо считают оболваниванием, его поклонники - воспитанием. Критики говорят: сплошное вранье. Поклонники: вот так все и было. Все по пословице: хочешь быть счастливым - будь им.

И действительно: а как иначе могла бы страна, где нет ничего хорошего, писать хорошие книги, сочинять талантливую музыку, победить в большой войне и первой выйти в космос? Да, фильм показывает мир, где у людей есть цель в жизни - самосовершенствование. И тогда само приходит сравнение: а что, цель срубить бабла и свалить - лучше? И приходит ностальгия по чему-то более настоящему. Как писал в полемическом задоре вечно оппозиционный автор: "У нас была великая эпоха".

Вот это в фильме напрягает и делит зрителей на две неравные части. В остальном авторы и не собираются идеализировать прошлое. И Юлия Рутберг играет учительницу как надзирательницу. И детишки наряду с высокими целями учатся быть идейно бдительными и прорабатывать друг друга. И уже угадывается в юном вожаке пионеров будущий активист Селигера. И еще много чего можно узнать о том времени и той жизни из этого немудреного фильма о боевых приключениях подростков. Но то, что из большинства его героев вырастут дельные люди, ясно. Люди, которые умеют ценить прожитую жизнь. Умеют помнить, ничего из прошлого не идеализируя и ничего не предавая.

Поэтому картина Карпиловского начинается пионерскими песнями, которые не звучат у нас уже скоро четверть века. В этих песнях есть тонус, от которого мы отвыкли. Он существовал независимо от общеизвестной изнанки жизни. И фильм восстанавливает справедливость - он против перекошенной памяти. Ведь даже Гайдаров, которые шагали впереди, у нас по одному на каждую из враждующих эпох. И оба были правы.

Я думаю, мир в стране наступит не когда мы окончательно расплюемся с прошлым, а когда научимся отсеивать овес от плевел. И в прошлом и в настоящем. Тогда меньше будет униженных и оскорбленных за то, что для них свято. И ждать, когда уйдут носители памяти о прошлом, бесполезно: уйдут они - придут другие. Называется - генетическая память.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!