НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?

ЖКХ переезжает в интернет

25 Августа 2015 г.

www 1

Через два года россияне смогут больше не заглядывать в почтовые ящики в ожидании найти там счета за коммунальные услуги. Минкомсвязи совместно с минстроем и Почтой России формирует государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). В ней квартиранты смогут завести свой виртуальный кабинет и получать ежемесячно платежку в электронном виде. Через Интернет они смогут ее и оплатить. О том, как сейчас идет работа над ГИС ЖКХ, и появится ли в расходах на коммуналку еще и статья на содержание этого интернет-ресурса, рассказал в интервью "Российской газете" заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Михаил Евраев.

ЖКХ

Минкомсвязь дает год управляющим компаниям на то, чтобы научиться работать с государственной информационной системой ЖКХ. Они до 1 августа этого года должны были зарегистрироваться на портале. А сами успеете запустить все функции в срок?

Михаил Евраев: Разработка ГИС ЖКХ завершена на 80 процентов. На сегодняшний день в системе зарегистрировано более 12,2 тысячи организаций жилищно-коммунального хозяйства. Срок развертывания системы определен законом как 1 июля 2016 года, к этому времени смогут полноценно подготовиться только те регионы, которые уже сейчас начали активно работать в системе.

На сегодняшний день зарегистрировано шесть совместных приказов Минкомсвязи России и Минстроя, которые регламентируют работу системы. В регионах мы проводим обучающие семинары, где рассказываем о ее функциональных возможностях и порядке работы с ней.

Система имеет открытую и закрытую части, и адаптирована по целевым аудиториям к гражданам, поставщикам услуг, органам власти, а также месту нахождения пользователя системы.

В государственной информационной системе размещаются новости, реестры организаций ЖКХ, зарегистрированных в системе, с отображением их местонахождения и обслуживаемых ими домов на карте, реестры объектов жилищного фонда, реестры лицензий управляющих организаций, реестры проверок.

ЖКХ

Но не у всех есть возможность иметь постоянный доступ в Интернет. Будет ли подключение к ГИС ЖКХ обязательным?

Михаил Евраев: Использование системы гражданами является добровольным. Обязательно использовать систему должны будут только органы власти и организаций жилищно-коммунального хозяйства. Если человек не хочет пользоваться системой, то может получать всю информацию и счета, как раньше, в бумажном виде, а также лично участвовать в голосовании на собраниях жителей.

Сегодня одна из ключевых проблем ЖКХ - это ее непрозрачность. Наша задача состоит в том, чтобы в отрасли появился общественный контроль, который не бывает без наличия актуальной и достоверной информации. А когда у нас появится общественный контроль, то и само качество сферы ЖКХ станет значительно лучше. Функционал ГИС ЖКХ позволит гражданам управлять своим домом, в том числе путем участия в электронном голосовании, а также экономить время как при получении информации, так и при оплате жилищно-коммунальных услуг, обжаловать действия управляющих компаний.

Сейчас во многих регионах есть свои ресурсы, с информацией о тарифах, управляющих организациях. Что послужило поводом для создания этой системы информатизации отрасли ЖКХ?

Михаил Евраев: ГИС ЖКХ предназначена для того, чтобы вместо многочисленных сайтов с разрозненной информацией в сфере жилищно-коммунального хозяйства появился один общероссийский полноценный ресурс. Он позволит гражданам получать полную и актуальную информацию о своей управлявшей организации, о работах по дому и оказываемых услугах и их стоимости и иную информацию о сфере ЖКХ, а органами власти принимать взвешенные управленческие решения по всей территории страны на основании достоверной информации.

Какие механизмы заложены, чтобы каждый получал исчерпывающую информацию?

Михаил Евраев: Мы хотим, чтобы на портале размещались не только тарифы, программы капремонта или законодательство в сфере ЖКХ, но и информация о начислениях по жилищным и коммунальным услугам и оплате по ним, а также о состоянии расчетов от потребителя до его управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. То есть портал должен быть "живым", показывающим ситуацию в режиме онлайн. Тогда он будет полезным и вызывать интерес у граждан, участников рынка и органов власти. И сложность задачи заключается именно в том, как этого добиться, потому что только введенной административной ответственностью этого добиться невозможно. Мы тогда должны были бы завести 100 тысяч контролеров и столько же контролеров за контролерами, и все равно ничего бы не работало.

Поэтому мы ввели в жилищное законодательство правило: нет размещенной информации на сайте от ТСЖ, УК или поставщика коммунальных услуг - гражданин получает право не платить до размещения такой информации без уплаты пеней и штрафов. Вводится экономическая мотивация размещать информацию на сайте своевременно и в полном объеме, иначе организация не получит денег. Правило вступает в силу с 1 января 2017 года или ранее, если в субъекте РФ вступило в силу пилотное соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.

Так что все-таки будет доступно для гражданина на ресурсе?

Михаил Евраев: Для граждан в системе разработан функционал, позволяющий вносить показания приборов учета, контролировать ход и результаты выполнения работ в доме, а также видеть ситуацию с расходами и доходами по своей управляющей организации, оставлять отзывы и ставить оценку ее работе. Это позволит в ГИС ЖКХ сформировать объективные рейтинги управляющих организаций, как это сейчас происходит, например, на сайте с выбором гостиниц. При этом это будут рейтинги не выставленные органами власти, а сформированные людьми, получающими данные услуги.

Ситуация на рынке жилищно-коммунальных услуг станет не только намного более прозрачной, но и значительно конкурентнее, что пойдет на пользу нашим гражданам и сформирует рынок качественных услуг в сфере ЖКХ. Даже проводить общие собрания собственников и голосовать на них можно будет в электронной форме в системе, не выходя из квартиры.

Для более оперативного взаимодействия граждан, управляющих и ресурсоснабжающих организаций как между собой, так и с органами власти в системе предусмотрена возможность подачи жалоб и обращений в электронной форме с сохранением истории такой переписки, а также открыт форум для обсуждения злободневных вопросов управления своим домом. Кроме общего форума в системе также будет форум каждого дома, на котором жители смогут вести переписку и обсуждать вопросы по дому.

Уже сейчас каждый гражданин в открытой части системы может бесплатно смотреть все федеральные и региональные нормативные правовые акты в любой сфере, а не только по ЖКХ. Такая возможность у пользователей портала есть 24 часа в день семь дней в неделю без какой-либо регистрации.

Какие выгоды система даст управляющим и ресурсоснабжающим компаниям?

Михаил Евраев: ГИС ЖКХ станет удобным инструментом для их работы, система построена на принципах однократности размещения информации на портале организациями в сфере ЖКХ и многократности ее использования, что означает существенное упрощение их отчетности, когда вместо предоставления документов и сведений в множество мест достаточно будет разместить такую отчетность один раз в ГИС ЖКХ. При этом размещение в ГИС ЖКХ информации, а также доступ к такой информации и подключение к системе является бесплатным.

Способ размещения информации определяется самостоятельно организацией-поставщиком информации в систему, и может осуществляться двумя способами - напрямую в ГИС ЖКХ, используя личный кабинет в системе, или посредством иной информационной системы интегрированной с ГИС ЖКХ.

Необходимо отметить, что в основном ГИС ЖКХ будет наполняться за счет иных федеральных государственных информационных ресурсов, в системе предусматриваются единые справочники и классификаторы, что позволит организациям сферы ЖКХ размещать в системе унифицированную информацию в структурированном виде для возможности дальнейшей работы с ней.

Также управляющие и ресурсоснабжающие организации смогут принимать в системе показания приборов учета, выставлять платежные документы и заключать в системе договоры как между собой, так и с собственниками, работать с обращениями граждан, а также самим направлять обращения в контролирующие органы.

В системе отдельно уделено внимание блоку оповещения собственников помещений о наиболее важных событиях путем направления соответствующих информационных сообщений от ТСЖ, управляющих компаний (УК) или ресурсоснабжающих организаций (РСО) например, об отключении горячей воды, ремонтных работах в доме и т.д. Ресурсоснабжающие организации смогут видеть сводную информацию о сборе платежей управляющими организациями и ТСЖ, что сделает расчеты между ними более прозрачными.

Как организации зарегистрироваться в системе?

Михаил Евраев: Сначала нужно получить электронную подпись организациям в аккредитованных удостоверяющих центрах, а органам власти в Федеральном казначействе, пройти регистрацию на портале госуслуг и перейти в ГИС ЖКХ.

Как идет внедрение системы?

Михаил Евраев: Внедрение системы на территории РФ идет поэтапно. Уже сейчас нами совместно с минстроем и почтой с регионами подписано 67 соглашений о проведении опытной эксплуатации системы. С каждым регионом подписывается дорожная карта по организации работ для внедрения системы.

Во многих субъектах РФ созданы свои системы по ЖКХ и нам важно их сохранить, обеспечив интеграцию действующих региональных систем в единый портал. При этом тем субъектам РФ, которые не имеют такие системы, мы предоставляем возможность работать непосредственно в ГИС ЖКХ. Поэтому сейчас не надо бежать и пытаться сделать какую-то свою систему, потратив на это бюджетные деньги. Мы будем предоставлять субъектам РФ в ГИС ЖКХ все возможности, которые им необходимы для принятия управленческих решений. Выстраивать такое взаимодействие с регионами мы будем совместно с ними.

Субъекты РФ в ГИС ЖКХ смогут получать актуальные данные об управляющих организациях, многоквартирных и жилых домах, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктуры, осуществлять контроль и выявлять нарушения в сфере ЖКХ, и формировать аналитику в различных разрезах по своему субъекту. Система заработает в полную мощь к 1 января 2017 года.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Чем грозят новые правила владельцам старых автомобилей в России
    В зоне риска — пенсионеры, ведь именно им не по карману часто обновлять машины, особенно на фоне их заметного подорожания. Пожилым автомобилистам стоит быть внимательными и следить за состоянием транспортного средства, чтобы не вызвать гнева "гаишников".
  • На сколько с января 2025 года повысятся пенсии
    Хорошая новость для пенсионеров, причем для всех – и работающих, и неработающих. У этой категории россиян пенсии с января увеличатся на 7,3%.
  • Если есть лишние «квадраты» — выгодно сдавать в аренду. Падения цен не ожидается
    Не секрет, что для части пожилых людей в России сдача жилья в аренду — существенный источник доходов. Когда дети-внуки выросли, большая квартира в собственности начинает становиться обузой с точки зрения расходов на ЖКХ. Можно сдавать внаем дачный домик. А некоторые люди (не все!) сумели обзавестись и двумя "крышами над головой". Для таких людей есть хорошие новости (хотя, по-большому счету, для населения страны они очень невеселые)
  • Эксперт дал советы: как сэкономить на «коммуналке»
    По расчетам специалистов, до 40% выделяемого в наших домах тепла буквально уходит в атмосферу, что означает: жильцы оплачивают отопление улиц, а не своего жилья. Николай Кудлай, глава строительной компании "СКР", поделился способами устранения данной проблемы и снижения расходов на ЖКХ для россиян.
  • 24 тысячи: обещают рост средней пенсии по старости в 2025-м. Хватит ли? Вопрос риторический
    Журналисты ознакомились с проектом бюджета Социального фонда РФ на три года. И обнародовали цифры, которые могут кого-то обрадовать - если этот кто-то, конечно, забудет про пугающие темпы инфляции, роста цен.
  • Мошенники представляются сотрудниками пенсионного фонда, входят на Госуслуги и берут займы в МФО
    Злоумышленники от имени сотрудников пенсионного фонда обзванивают людей и узнают пароль из СМС для входа в личный кабинет на портале Госуслуг. Получив к нему доступ, мошенники могут оформлять кредиты на сайтах МФО, сообщает пресс-служба Сбера.
  • Мошенники представляются полицейскими в мессенджерах, получают доступ к Госуслугам и оформляют займы в МФО
    Мошенники усовершенствовали схему, при реализации которой они получают кредиты в микрофинансовых организациях с помощью учётной записи людей на Госуслугах. Теперь злоумышленники начали совершать видеозвонки и предъявлять поддельные документы, сообщает пресс-служба Сбера.
  • Финансовая грамотность: эксперты рассказали об основах управления кредитами и займами
    В современном мире финансовая грамотность является ключевым навыком, который помогает людям принимать обоснованные решения о своих деньгах, инвестициях, кредитах и займах. Особенно важно это становится, когда речь идёт о кредитах и займах – инструментах, которые могут как улучшить финансовое положение человека, так и привести к долговой яме. В этой статье финансовые консультанты рассмотрели основы управления кредитами и займами, которые могут помочь использовать эти финансовые инструменты с пользой и с минимальными рисками.
  • Сбер: телефонные мошенники начали вербовать своих жертв для участия в обмане других граждан
    Ещё одну схему телефонного мошенничества раскрыли сотрудники Сбера и правоохранительных органов – преступники не только завладели денежными средства жертвы, но и впоследствии привлекли ее в качестве «сотрудника ЦБ» для реализации схем мошенничества в отношении других граждан. Об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Новости сферы финансов и полезные советы
    Как в текущем году получать пассивный доход? Можно рассмотреть для этого несколько вариантов. Среди них, например, накопительные счета, вклады в банках, доверительное управление, облигации, недвижимость и т.д. Как можно для пассивного дохода использовать недвижимость? Сдавать ее в аренду. Только стоит помнить, что для этого нужно заключить договор. Что касается облигаций, то они имеют заранее установленный доход. Это гарантирует получение пассивного заработка. Банковский вклад, если сумма на нем высока, позволит получать хороший регулярный доход. А если приличная сумма там еще не лежит, стоит попробовать ее накопить.
  • Экономист рассказала о важности повышающих коэффициентов для впервые выходящих на пенсию в России
    Повышение пенсионного коэффициента является важным аспектом для определенных категорий граждан России, пояснила Людмила Иванова-Швец, доцент Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
  • Пытаемся увеличить будущую пенсию: экономист напоминает о возможностях
    К выходу на пенсию у гражданина РФ человека должен быть накоплен определенный стаж и определенное количество пенсионных баллов, напомним кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. В беседе с «Лентой.ру» он перечислил по-прежнему актуальные, позволяющие попытаться увеличить размер будущего дохода на старости.
  • Цифровой рубль в наших «кошельках »появится уже в 2024-м. Рассказываем, что это значит
    Согласно заявлению министра финансов Российской Федерации, Антона Силуанова, активное тестирование цифрового рубля начнется уже в следующем году. Новая форма национальной валюты России будет использоваться в социальных выплатах и субсидиях.
  • Совет юриста: отказ банка в кредите можно попробовать обжаловать
    Россияне, нуждающиеся в заемных средствах, все чаще сталкиваются с отказами в кредитах - к этом их вынуждает ужесточение финансовой политики со стороны Центробанка.
  • Страна одна, регионы разные: максимальная разница в размерах пенсий достигла 23 тысяч
    По последним данным газеты "Известия", разрыв между пенсиями в различных территориях России за прошедший год значительно возрос, на 1,3 тыс. до 23 тыс. рублей. Исследование показало, что в III квартале самые высокие выплаты осуществлялись на Чукотке в размере 40 тыс. рублей, в то время как в КБР самые низкие пенсии составляли 17 тыс.. Россияне считают систему начисления пенсий достаточно запутанной, но это объясняется тем, что размер пенсии, в том числе, зависит от инфляции и зарплат в регионах. Влияние также оказывает наличие региональных надбавок, как отмечают эксперты ВНИИ труда. Важно учитывать, что номинальная разница не всегда является показателем, поскольку, хотя начисления на севере выше, жить там куда как, отмечают специалисты в экономике.
  • Финансист дал советы россиянам: во что можно вкладывать сбережения сегодня
    По словам Михаила Беляева, специалиста в области экономики и финансового анализа, самым выгодным способом вложения денег сегодня является размещение на банковском вкладе. В интервью «Ленте.ру» эксперт назвал и другие варианты хранения средств.
  • Очередной перенос решения судьбы советских вкладов утвержден Совфедом
    Совет Федерации одобрил закон об очередном переносе решения по вопросу урегулирования обязательств по гражданским вкладам, которые были размещены в Сбербанке СССР до 20 июня 1991 года.
  • Большинство россиян верят в какие-то еще доходы на старости, кроме пенсии
    Более половины (52%) россиян не рассчитывают только лишь на государственную пенсию в старости, так как они хотели бы иметь дополнительные финансовые средства. Это подтверждают результаты исследования от НАФИ.
  • Эксперт посоветовал россиянам не оттягивать закупки для новогоднего застолья
    С целью снижения финансовой нагрузки, важно заранее продумать, какие блюда вы хотите видеть на новогоднем столе, считает Михаил Беляев, кандидат экономических наук и финансовый аналитик. В интервью «Ленте.ру» он дал совет россиянам, который позволит им сэкономить при покупке продуктов.
  • Россиянам выданы рекомендации: как вести себя с телефонными жуликами
    Эксперт по информационной безопасности Лиги цифровой экономики, Виталий Фомин, дал рекомендации россиянам по сокращению звонков от мошенников. Первым шагом он рекомендует заботиться о безопасности личных данных, избегая раскрытия их через мессенджеры и СМС. Об этом пишет «Прайм».