ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Изменить размер шрифта

Бриллианты Зыкиной, особняк Пороховщикова... Так ли уж неизбежны некрасивые разборки вокруг звездного наследства?

О том, на какую сумму были проданы бриллианты Людмилы Зыкиной и как наследники делят деньги, пишут и говорят взахлеб. А о том, что творческое наследие великой русской певицы практически неизвестно сегодняшним молодым, помалкивают. Как же защитить посмертную славу, не оскорбить скандалом память тех, кого знала и любила огромная страна? А ведь порой всего-то и нужно, что грамотно составленное завещание.

Те, кто в заграничных вояжах отдает предпочтение маршрутам нетривиальным, подтвердят: в самом захолустном, забытом туристами городке непременно есть музей местной знаменитости (чаще в доме, где она явилась на свет или закончила свои дни). У нас же подобные примеры днем с огнем искать нужно. Музей-квартира актрисы Марии Николаевны Ермоловой появилась благодаря усилиям ее дочери. Квартиру великой балерины Галины Улановой в доме на Котельнической набережной отбил для музея ее коллега по искусству Владимир Васильев. Вот что он сказал «Труду»: «Я вообще не понимаю и не принимаю пристального внимания к чужим материальным спорам. Когда же они касаются больших имен в культуре и науке, влиявших на умы и чувства огромного множества людей, это выглядит особенно унизительно. Вместо того чтобы напоминать об их заслугах перед обществом, СМИ с готовностью хватаются за факты дележа материального наследства. И начинаются «общественные принародные обсуждения» глубоко личных вещей...

Когда не стало Галины Сергеевны Улановой, главным для себя я считал увековечивание ее имени, духовного и творческого наследия. Во многом благодаря моему тогдашнему статусу директора Большого театра мне удалось настоять, чтобы ее квартира стала музеем. Меня совершенно не волновало, сколько у нее было мужей, бриллиантов, антиквариата. Я хотел, как и многие из ценивших ее творчество современников, сохранить и передать самое важное в великой балерине — ее искусство.

И так же я отношусь ко всем по-настоящему значимым именам. Сколько было возни вокруг наследства Ольги Васильевны Лепешинской! Но те, кто так пекся о ее квартире и картинах, обсуждая, в чьи руки это все уйдет, что-нибудь сами сделали, чтобы помочь ей при жизни или после ухода вспомнить о ее творческом наследии? О бриллиантах Зыкиной говорят много. А можно ли сегодня в эфире услышать песни в ее исполнении? У нового поколения даже шанса такого нет, чтобы сравнить, подумать.

Надо разделять наследие духовное, творческое — и материальное. Судьбу материальных ценностей каждый человек (и великие не исключение) должен решать сам, лично. Если не удалось, решают закон и суд. И это не тема для всенародных дискуссий».

Владимир Викторович упомянул Людмилу Зыкину неслучайно: как раз в эти дни вновь заговорили о зыкинских бриллиантах, которые продолжали шумно делить между собой родственники. Людмила Георгиевна жила в той же высотке на Котельнической, что и Уланова. В 2014-м, в год 85-летия Зыкиной, депутаты Госдумы обратились с просьбой к министру культуры открыть в ее квартире государственный музей. Внятного ответа не получили. Юбилей миновал, квартира до сих пор в руках наследников, которые делят бриллианты певицы, но не удосуживаются вносить квартплату. А музей собирать уже не из чего: все, что можно, распродано. Коллеги и друзья Людмилы Георгиевны решили вернуть мемориальный вид хотя бы кабинету, который она занимала как руководитель ансамбля «Россия». Они сберегли обстановку и сценические костюмы певицы. Однако вряд ли это потянет на официальный музейный статус.

...Актер Александр Пороховщиков мечтал создать музей своей семьи, благо уцелел в Староконюшенном переулке дивной красоты деревянный особняк, возведенный еще прадедом, тоже Александром Пороховщиковым, известным московским фабрикантом и меценатом, выстроившим легендарный «Славянский базар», который замысливался как культурный центр. Расположенный там концертный зал украшало полотно «Славянские композиторы» Репина. Дед актера был крупным авиаконструктором, да и самому артисту было что предъявить граду и миру. В особняке в разное время работали, жили или гостили писатель Александр Писемский, физиолог Иван Сеченов, композитор Александр Скрябин, философ князь Сергей Трубецкой.

В 95-м Пороховщиков взял особняк в аренду на 49 лет. Согласно договору аренда продлевалась с его наследниками. А с этим вышла путаница. Официально отцом актера считается Шалва Барабадзе, и суд признал наследником сводного брата актера, носящего то же имя, что и отец. С решением не согласились сводные сестры актера по второму браку его матери с Шота Шанидзе — Гульнара и Ирина Шанидзе. Они даже настаивали на эксгумации тела артиста, чтобы доказать родство, но суд их ходатайство не удовлетворил. Впрочем, любое решение суда особняк Пороховщиковых не спасло бы: в обоих случаях наследники — родственники дальние, граждане другого государства. Департамент имущества Москвы аренду с Шалвой Барабадзе не продлил. Теперь в нем обосновались бомжи. Реставрировать хрупкий памятник архитектуры, охраняемый государством, охотников не нашлось. Площадь невелика — на апартаменты не тянет, а в первозданном виде дом имел ценность только для последнего в роду Пороховщиковых...

А вот Мария Владимировна Миронова еще при жизни распорядилась, чтобы в ее квартире был музей семьи. Можно лишь сожалеть, что подобная предусмотрительность большинству наших соотечественников все еще не свойственна. Хотя каждый разумный и ответственный человек должен сам позаботиться о том, что оставляет после себя — составив завещание в надлежащей форме, детально указав, что и кому из его наследников причитается, даже если речь идет об «однушке» в Южном Бутово и подержанном автомобиле. И сделать это нужно заблаговременно, когда ты еще крепок телом и разумом, а не на койке в реанимации...
Слово эксперту

Ирина Тулубьева, управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры», специалист в области авторского и смежных прав

— Наследников тоже можно понять. В большинстве своем это обычные люди, к искусству не имеющие никакого отношения, не слишком обеспеченные. Кто устоит перед заманчивой перспективой решить свои финансовые или жилищные проблемы? Хотя я знаю и тех, кто, живя в квартирах знаменитых родственников, радушно открывает двери перед поклонниками их таланта. Вообще вопрос создания музея ушедшей знаменитости — проблема тонкая. Не всегда именно в таком способе увековечивания памяти талантливого человека есть необходимость. Мне представляется гораздо более важным, когда наследники заботятся о популяризации творческого наследия их родственника.

По инф. trud.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: