Почему дорожает молоко? |
24 Марта 2014 г. |
Цены на молочную продукцию выросли, и связи с этим Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовится проверить торговые сети крупных городов. Об этом «Российской газете» сообщили в самом ведомстве. Однако эксперты считают, что стремительный рост цен на молочные продукты вызван больше производственными факторами, нежели наценкой. "ФАС России готовит запросы в торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга, а также крупных областных центров в связи с ростом цен на молочную продукцию", - сообщили в антимонопольной службе. В ведомстве указывают, что подобные проверки проводятся, если "в регионе рост цен на какую-либо продукцию значительно превышает среднюю величину по стране, а также при поступлении заявлений и жалоб юридических и физических лиц". С начала 2013 года ФАС возбудила 83 дела в сфере нарушений антимонопольного законодательства в агропромышленном комплексе. "Эти дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию, экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен, с действиями органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с недобросовестной конкуренцией", - пояснили сотрудники службы. Такие подозрения есть и сейчас. Обеспокоенность ФАС можно понять. Молочные продукты стали одним из лидеров по росту цен в России с начала года. По последним данным Росстата, молоко с начала года подорожало почти на 5 процентов. Вся остальная молочная группа - творог, сметана, сливочное масло, сыры - на столько же. "Тот рост цен, который происходит, это, к сожалению, объективный рост, о котором мы давно предупреждали", - говорит председатель правления "Союзмолоко" Андрей Даниленко. В 2013 году началось устойчивое сокращение поголовья молочного скота и производства сырого молока, рассказывает он. В этом году негативная тенденция продолжается. Переработчики испытывают дефицит сырья и борются за него, повышая цены. Одной из главных причин такого положения дел в отрасли называют затягивание выплат субсидий для сельхозпроизводителей. В том числе и молочников. "Это делает себестоимость производства молока существенно выше. В свою очередь, сырье и для переработчиков становится все дороже. Естественно, они вынуждены ставить жесткие условия перед магазинами. Поставлять товар дешевле они просто не могут". Даниленко указывает, что многие производители начинают сокращать объемы выпуска. "Возникает дефицит. Дефицит приводит к росту цен. Но даже этот рост цены не обеспечивает производителя молока достаточной прибылью для выживания. Без субсидий даже в нынешней ситуации себестоимость слишком высокая", - говорят в ассоциации. В ФАС, кстати, с ситуацией, судя по всему, знакомы. Там обещают проверить и распределение субсидий молочникам. "В регионах планируется провести исследование по распределению субсидий производителям товарного молока, в том числе на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, после чего в случае необходимости ФАС разработает предложения по внесению изменений в постановление правительства России, на основании которого такие субсидии предоставляются", - рассказали в ведомстве. Первый квартал этого года почти завершился, а решений по субсидиям пока нет, указывают в "Союзмолоко". Снижение рентабельности молочников обусловлено также высокой эластичностью спроса на молочку. Потребление молока в России, до последнего времени продолжавшее постепенно расти, как минимум остановилось, говорит Даниленко. "Молочка является самым массовым товаром, который покупают в большом количестве и малообеспеченные слои населения. Мы уже видим, что если в прошлом году по инерции продолжался его рост, то в начале этого года он остановился, и даже есть некая тенденция к спаду. Это связано с ростом цен. Так что сами торговые предприятия понимают, что если они слишком взвинтят цену, то товар просто не будет продаваться", - указывает эксперт, отмечая, что в отдельных случаях перегибы цен действительно могут иметь место. Для разных групп российских покупателей подорожание молочной продукции будет чувствоваться по-разному, отмечают эксперты. Так, подорожание сырого молока куда сильнее скажется на стоимости пакета молока, чем на цене йогурта, отмечает Даниленко. По данным Института аграрного маркетинга, сырое молоко с февраля 2013 года по февраль 2014-го подорожало на 29 процентов. Тогда как сухое - на 16 процентов. "За год кисломолочные продукты подорожали на 15 процентов, сливочное масло - на 21 процент, молоко - на 14,5 процента", - приводит руководитель института Елена Тюрина цены производителей. В Федеральной антимонопольной службе отмечают, что молоко - не единственная категория продуктов питания, вызывающая сейчас подозрения. Вопросы также есть к продавцам картофеля, овощей и других социально значимых продуктов. Тэги: |
|