Индекс предпринимательской образовательной активности: люди до 35 лет активнее учатся бизнесу |
По инф. Телеинформа |
30 Июня 2023 г. |
Сбер, Минэкономразвития России, ассоциация развития финансовой грамотности, Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ и ТПП РФ представили итоги ежегодного исследования «Индекс предпринимательской образовательной активности» (индекс ПОА). Об этом сообщает пресс-служба банка. Этот индекс отражает уровень востребованности образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлечённость российского населения в такие образовательные программы. В 2022 году обучение на программах предпринимательского образования прошли более 200 тысяч человек, а всего за четыре года мониторинга – 700 тысяч. В исследование вошло порядка три тысячи компаний и организаций, которые за четыре года реализовали более пяти тысяч образовательных программ. По-прежнему ключевой базой для анализа выступают программы, реализуемые центрами «Мой бизнес» и другими организациями инфраструктуры поддержки МСП. Также с этого года в мониторинг включены программы Российского экспортного центра и одного из крупнейших онлайн-операторов – компании «Нетология». – Образовательные программы, особенно для молодёжи, становятся основой для начала и успешного ведения предпринимательской деятельности. По нашим клиентам мы видим, что предприниматели, прошедшие обучение, в целом более успешны, чем те, кто не учился. Поэтому Сбер всецело поддерживает проекты в сфере бизнес-образования, – говорит заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов. Исследование показало, что 68% всех прошедших за четыре года обучение – молодые люди до 35 лет. Самые востребованные у них темы обучения связаны со стартом бизнеса, основами самозанятости и креативным предпринимательством. Другой важный фактор, который определяет востребованность тех или иных программ, – фактическая занятость обучающегося. Предпринимательский опыт и этапы развития бизнеса существенно влияют на выбор и содержание программ обучения. Около 43% прошедших обучение (из тех, кто рассказал о своей занятости) – действующие предприниматели (собственники компаний или ИП). Ещё 9% зарегистрировали себя в качестве самозанятых. Остальные 48% потенциально готовы открыть собственное дело, среди них есть школьники и студенты, работники по найму, безработные и пенсионеры. – Для предпринимателей критически важны знания: талантом или внутренним чутьем среди бизнесменов обладают единицы, для остальных – это та база знаний, навыков, компетенций, а не дипломы. Поэтому для более качественного образовательного процесса необходимо систематизировать рынок бизнес-тренеров в России. По разным оценкам на этом рынке работает до 500 тысяч человек, из которых 10-12% это корпоративные специалисты. Также есть фрилансеры и специалисты тренинговых, образовательных, консалтинговых центров, – прокомментировала заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова. Лидерами спроса стали такие темы, как продажи, в том числе через маркетплейсы, – 22%, бизнес-планирование – 15%, брендирование, маркетинг, привлечение клиентов – 15%, а также формирование отчётности, юридическая и финансовая грамотность – по 9% запросов каждая. Спрос по направлениям сильно отличается в разных субъектах. Так, тема финансовой грамотности оказалась наиболее популярной в таких регионах, как Орловская область, республика Бурятия и республика Карелия (более 25%). Продажи наиболее популярны в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ивановской и Пензенской областях, Удмуртской республике (более 25% от всех запросов в регионе). Если говорить о фактически удовлетворённом спросе, то этот показатель также очень сильно отличается в разных направлениях программ обучения и каждое направление должно рассматриваться в отдельности в разрезе российских регионов. В целом есть потенциал к наращиванию программ по повышению юридической грамотности, обучению формированию отчётности, основам охраны труда и продажам. Важный ориентир для субъектов РФ в исследовании – среднероссийские показатели: число прошедших обучение на одну тысячу населения (девять человек), средневзвешенное время обучения на одного человека (19 часов), количество реализованных программ на один субъект (41 программа). – В целом по итогам второй волны исследования рекомендации следующие. Во-первых, предоставлять возможность проходить обучение как можно большему количеству граждан и тем, кто только собирается открыть собственное дело и уже действующим предпринимателям. Во-вторых, обратить внимание на состав, продолжительность и покрытие программ предпринимательского образования: они должны быть разнообразными и покрывать региональный спрос по различным направлениям обучения, а также быть эффективными по охвату участников. В-третьих, ориентироваться на спрос, а не на собственный план: содержание предлагаемого по программам поддержки МСП обучения может существенно не совпадать с темами, которые нужны гражданам. В-четвёртых, в регионах с низкой инвестиционной привлекательностью уделять дополнительное внимание информированию о таком виде поддержки, ее продвижению и рекламе среди граждан, – отметил генеральный директор ассоциации развития финансовой грамотности, председатель комиссии по финансовой, управленческой и коммуникационной грамотности бизнеса, член совета торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Вениамин Каганов. От грамотности предпринимателей зависят устойчивость и развитие их бизнеса, а значит, инвестиционная привлекательность региона в целом, подчёркивает Вениамин Каганов. – ТПП РФ поддерживает этот проект с самого начала его реализации, поскольку мы и сами уделяем в своей работе значительное внимание обучению предпринимателей, которое реализуется через международный институт менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ (МИМОП), а также видим прямую связь между предпринимательской грамотностью и качеством и уровнем развития бизнеса. Индивидуальные показатели индекса ПОА могут использоваться для выработки стратегии повышения предпринимательской образовательной активности и инвестиционной привлекательности региона. Подробная информация о текущей работе и итоги второй волны исследования будут опубликованы на Индекс предпринимательской образовательной активности (
Тэги: |
|