Вот и первая любовь... |
Вадим Фоменко, Rosbalt.ru |
03 Марта 2014 г. |
Помните стихотворение о "хорошей девочке Лиде", отрывок из которого так проникновенно читал Шурик в известном советском фильме? Какие силы вселяла эта первая влюбленность в мальчишку из дома напротив, который лучше других знал, чем хороша девочка Лида! "Так Пушкин влюблялся, должно быть, так Гейне, наверно, любил". О первой любви — пылкой и робкой, смешной и серьезной — поговорим сегодня. "Я всё тебя, прелестный друг, ищу..." Как влюблялся Пушкин, его биографам известно неплохо. А первой любовью поэта стала сестра его лицейского товарища Александра Бакунина – Катенька. Ей пятнадцатилетний лицеист посвятил несколько романтических стихотворений. О милая, повсюду ты со мною: Но я уныл и в тайне я грущу. Блеснет ли день за синею горою, Взойдет ли ночь с осеннею луною — Я всё тебя, прелестный друг, ищу... ("Разлука", 1816) Про Гейне известно, что шестнадцатилетнее будущее солнце немецкой поэзии подарило свое сердце очаровательной, но жестокосердной кузине Амалии. Первая любовь юного Генриха осталась безответной и в дальнейшем подвигла его на создание романтического сборника "Книга песен". В разделе "Юношеские страдания" (1821) видим такие строки: В глазах ее нежная радость живет, Волны голубая прохлада, Я думал — буду у райских ворот, А встретил преддверие ада. ("Песенка о раскаянье") Первые романтические страдания великих поэтов обернулись благом для человечества в лице благодарных читателей и литературоведов. Но Пушкин и Гейне тогда были уже большими мальчиками – живи они на век-другой раньше, в пятнадцать-шестнадцать лет были бы уже семейными людьми. А между тем первый интерес к противоположному полу проявляется у детей куда раньше. "Лёвину даму сердца зовут Викой, и главным её достоинством являются косички. Эти чудные косички не дают нам спать уже неделю. В результате: были сделаны собственные косички из кульков для мусора. В косичках, привязанных к голове, ходим в садик. Воспитатели в шоке, детям нравится, Вике все равно. Вику решено схватить, связать, принести домой. Цитата: "Чтоб другие не забрали". Типично мужская психология, аж смешно. Об этом оповещены все родственники... На вопрос бабушки "а как же Викины мама и папа?", Лева ответствовал, что мама и папа тоже будут жить у нас, он согласен взять её даже с бабушкой и дедушкой", — пишут родители на всевозможных форумах. Первоклассник Вадик рассказывает, что ему в классе нравятся сразу две девчонки — Полина и Агата. Сначала была только Полина, уточняет мама Вадика. Он ежеутренне перед уроками громко приветствовал ее словами: "Полина, я тебя люблю, люблю, люблю!". На вопрос, за что он так полюбил девочку, Вадик отвечал: "Она такая умная – почти как я!". Полина пыталась воротить нос и всем говорила: "Ах, как меня достал этот Вадик!", но было отчетливо видно, что ей все это нравится. Агата же сама проявила к Вадику интерес, стала хвалить всякие штуки, которые он любит носить в школу — от мобильного телефона до увеличительного стекла. А еще защищала его от одноклассников-недругов и выгораживала перед учительницей. Благодарный Вадик не мог не оценить такой симпатии. В результате он просил у мамы серьезного совета: Полине или Агате подарить в День влюбленных "валентинку"? Решили – обеим. "Что такое детская влюбленность? Это интерес к сверстнику, который красивый, добрый, внимательный, "ну просто очень хороший и другой". Это переживание удовольствия от совместного времяпрепровождения и желание продлить его, — поясняет педагог-психолог Татьяна Балакина. — Дети осваивают ролевые позиции "мужчина", "женщина", причем делают это не понарошку, а в своем реальном жизненном опыте. И любовь детей – это искренние, сильные переживания. Это эмоциональный опыт, который предопределяет отношения между мужчиной и женщиной во взрослой жизни". Все серьезно, но беспокоиться не надо Психологи убеждены, что сами дети относятся к своим чувствам весьма серьезно. Поэтому ни в коем случае нельзя подшучивать над ребенком, доверившим вам такую тайну. Недопустимы выражения вроде "нос не дорос", "мал еще", "от горшка два вершка – а туда же". Нельзя выражать сомнение в истинности его чувств. Насмешка или сарказм, с взрослой точки зрения вполне невинные, могут ранить юного влюбленного, и он перестанет вам доверять. На самом деле ребенку в новом для него состоянии может быть очень некомфортно, даже если он не раскисает и храбрится. Его могут поднять на смех одноклассники, могут позволить себе неделикатные высказывания учителя или воспитатели, могут неадекватно повести себя родители "объекта" влюбленности — отругать, прогнать. Мама уже знакомого нам Вадика рассказывает, что еще в средней группе сада сынуля на прогулке обхватил руками и повалил в снег одногруппницу Дашу. Родители Даши отчитали и Вадика, и Вадикину маму, пожаловались, что он напугал девочку и она теперь плохо спит. Даша между тем с этого момента начала заметно "сохнуть" по Вадику. День в группе начинался с того, что Даша, завидев "кавалера", с сияющими счастливыми глазами произносила "Опять этот Вадик!" и делала вид, что и видеть-то его не желает. Далее в течение дня Даша печалилась, куксилась и провоцировала всех в группе, чтобы ее жалели. Жалел ее и Вадик, отличающийся добрым сердцем. Родители же Даши остались в убеждении, что был неприятный инцидент с мальчиком из группы, потом все прошло, а капризничает дочка просто потому, что все дети капризничают. "Конечно, девочка страдала, — считает семейный психолог Мария Галкина. – Ее мама и папа, судя по всему, плохо поняли ее чувства и разбираться глубоко не пожелали. Четких признаков ответной страсти от своего "предмета" она не наблюдала – так, опрокинул ее в снег, извинился и забыл, а она-то влюбилась! И ей совсем не с кем было поговорить об этом, посоветоваться. Держу пари, что в дальнейшем она сама не поделится с мамой и папой сердечными тайнами". Педагог –психолог Татьяна Балакина добавляет: "Заявление вашего ребенка "Я влюбился!" — не повод для беспокойства, а приглашение к диалогу. Нужно с уважением отнестись к чувствам сына или дочери, не обесценивать силу и глубину его переживаний, иначе цинизм может стать защитной реакцией ребенка на собственную неуверенность и страх быть высмеянным". "Обрати внимание на мои страдания" Еще больше ребенок нуждается в помощи и доверии, если его постигла безответная любовь. Дети, не желающие отвечать на чувства сверстников, часто ведут себя жестоко: они еще не восприняли мысль о том, что если ты не хочешь в ответ любить, то необязательно ненавидеть или презирать. А зачастую такая линия навязана в семье, считает Мария Галкина, особенно девочкам – в качестве модели "приличного" поведения. "Любили мы Арину... Аринику... Шли в садик, только чтобы ее защищать и с ней поиграть. Но! Любовь была безответна... Это было так тяжело видеть... У меня сердце разрывалось, когда мы приезжали в садик на велосипеде, специально чтобы поздороваться с Ариникой — а она ноль внимания. Когда мой сынишка стал изучать буквы, первое письмо он написал Аринике... Делаем бусики — это Аринике... Что-то лепим — это Аринике... Рисуем — подарю Аринике... Сейчас вспоминаю и слезы на глазах: такой трогательный мой сынишка был", — рассказывает мама мальчика. "Помощь родителей необходима, если ребенок любит безответно, – убеждена психолог Мария Галкина. – В первую очередь юный человек должен понять, что ничего постыдного, позорного с ним не происходит. А также то, что безответная любовь – это не смертельно. Но это легко сказать. На самом деле эти мысли не очень просто внушить ребенку и тем более подростку – вспомните свою первую любовь и то, легко ли вы делились с мамой или другими старшими подробностями своих переживаний, легко ли верили в их успокаивающие речи? Теперь вроде бы и воспитание у детей другое, они рано узнают про любовь, но все равно они не всегда и не всё готовы говорить. Надо эту готовность в них закладывать с самого детства или пытаться формировать, если видите, что ребенок "закрывается". "И будем вместе, вместе навсегда..." Одно дело, когда о серьезной любви и намерении жениться заявляет человек лет шести-семи, другое — когда вполне самостоятельные отпрыски, способные на решительные действия. Большая беда приходит в дом, когда дочь заявляет: не хочу учиться в вузе, а хочу вот за этого парня замуж, причем немедленно. Или сын говорит: это моя самая крепкая любовь навсегда, и неважно, откуда она приехала, умеет ли жарить яичницу и сколько сигарет в день выкуривает... "В пубертатном периоде, когда подростки, или, можно уже сказать, молодые люди, начинают влюбляться отнюдь не платонически, объект любви заслоняет собой буквально все, — поясняет Мария Галкина. — Часто никакие доводы разума не способны пробиться в восторженные мозги еще недавно такого рассудительного и умненького чада. К сожалению, у родителей есть только один выход: набраться терпения и постараться не бояться за внезапно повзрослевшего ребенка. И пускай ситуация как-то развивается... Это трудно. Но больше ничего сделать не получится". Еще буквально в начале прошлого века такие проблемы и перед взрослыми и подрастающим поколением вставали гораздо реже. Судьбу новоиспеченных женихов и невест решали родители. Мальчики и девочки при такой системе могли вообще не "заморачиваться" поиском объекта любви – ответственные мамы и папы не позволяли девушкам "заневеститься", а молодым людям слишком надолго зависнуть в положении холостяков. Во многом формированию "пристойных" нравов способствовало раздельное обучение мальчиков и девочек, а потом юношей и девушек вплоть до брачного возраста. Хотя история и культура знают массу примеров гибельных страстей, ослушаний, своевольного поведения влюбленных, родительского произвола. В наше время все иначе. Что заберет себе в голову стремительно взрослеющий акселерат, варящийся в разнополых коллективах с самого детства, — одному богу известно. И все-таки психологи сходятся на том, что единственное оружие в этой ситуации – терпение и уважение. Ребенок взрослеет и имеет право на свой собственный жизненный опыт. Важно, чтобы он не потерял связь с родителями, несмотря на то, что их авторитет в "переходный период" неминуемо падает, а в случае всепоглощающей любви – просто рушится. "Дети ждут от родителей серьезного отношения к их чувствам и "мостиков-подсказок" о том, как выразить нежность, любовь, привязанность, как пережить безответную любовь и стать сильнее. А в подростковом возрасте, в период полового созревания, дети должны прийти к пониманию, что любовь и ответственность – две стороны одной медали. И в этом родители – первые помощники", — говорит педагог-психолог Татьяна Балакина. "Да, ответственность – это важный компонент в ситуации первой любви, — согласна Мария Галкина. – Если влюбленные уже половозрелые, нужно попытаться объяснить им, что необходимо заботиться о благополучии партнера, беречь его, не быть эгоистом. Что все это очень серьезно, что между ними будет притирка, что не всегда такие союзы продолжаются всю жизнь. Но надо и быть осторожными: не слишком лезть в душу и дать юному созданию побыть наедине с собой... И главное – надо в него поверить. Пусть взрослеющий человек обжигается, чтобы понять, где горячо, и пусть купается в первой своей страсти, чтобы почувствовать ее вкус! Как говорят опытные няни – ребенок должен все попробовать...". Влюбляясь, человек учится. Первая любовь — это умение привлечь внимание и удержать его, отмечает Балакина. Это возможность почувствовать себя сильным и получить удовольствие от осознания своей слабости. Это умение поддержать и утешить. Это умение не требовать, а совместно выстраивать эмоциональные отношения. Первая любовь — это шанс вырастить свою душу доброй и понятливой.
|
|