Выключим телевизор? |
Вадим Фоменко, По инф. rosbalt.ru |
08 Ноября 2013 г. |
Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку. Вдруг раздался звон серебряный. Вся горница светом залилась: на блюдечке все города видны, все луга видны, и рожь на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота; ясно солнышко за светлым месяцем катится, звезды в хоровод собираются, лебеди на заводях песни поют. Ничего Маша не хочет, ничего не берет, каждый вечер с блюдечком забавляется…Живет такой первоклассник Саша, которого так же не оттащишь от настоящего современного телевизора, как сказочную Машеньку – от фантастического блюдца. При попытке домашних выключить телевизор и предложить ему какие-то другие формы досуга, Саша, как правило, выказывает признаки беспокойства и нервозности. Кроме того, семилетний телезритель, когда его предоставляют самому себе, может с помощью игрушек неустанно воспроизводить сюжеты из мультиков и фильмов, расставляя фигурки по мизансценам и говоря за всех разными голосами. Он спрашивает у пришедшего в гости взрослого: знаете, кто я такой? — Мальчик Саша, отвечает гость. — Нет, сегодня я… Далее следует персонаж из числа любимых телегероев: Люк Скайуокер, Лисичка-сестричка, Оптимус Прайм, дядя Федор – в зависимости от настроения. На одном ресурсе нашлась статья, в которой телевизор обзывают "зомбоящиком" и утверждают, что "современные продукты ТВ – агрессивны к детям, специально настроены на детскую психику, на личность, у которой отсутствуют "фильтры" и стопоры, критичность мышления, собственный опыт". Похожие мысли встречаются во многих материалах Сети, посвященных проблеме "зомбоящика". А в упомянутом материале автор Марина Лидис утверждает: "Телевидение выполняет две задачи – удержать перед экраном и внушить нужное продавцу и владельцу канала: "Купи. Потребляй. Будь именно таким. Действуй именно так". Мама еще одного первоклассника однажды поделилась наблюдением, подтверждающим эту мысль: "Сын, посмотрев рекламу на детском канале, начинает хотеть оттуда все. Купи мне такой лего-город, просит он, не догадываясь, сколько денег уйдет на этот конструктор. Да это бы ладно! Купи мне таких кукол, просит он, видя на экране всяких барби, братц и их многочисленных клонов в блестящих одежках. В жизни бы он не попросил "девчоночьих" кукол, в магазине игрушек он сосредотачивается на машинках и пистолетах. Но тут – в телевизоре же показали! Значит, у всех детей, кто не хочет считать себя "отстоем", это должно быть!". "Картинка экрана, содержание, подача рассчитаны на рассеянных и недумающих людей низкого умственного уровня, почти ничего не знающих о реальной жизни и не желающих знать, — продолжает Марина Лидис. — Но сделано это привлекательно, с размахом, официально. И дети воспринимают показанное как данность, как реальность мира, существующего чуть дальше — там, где их пока нет. Но куда надо стремиться". По словам семейного психолога Марии Галкиной, современное российское телевидение вызывает у российских же психологов ужас. "Телевизионный продукт направлен на прямое оболванивание зрителя, и это не просто привычный речевой штамп, а суровая правда. Ведь и власти, и торговцам удобно, когда народ глуп, неопытен, находится на "детской" стадии развития, характеризующейся слепым эгоизмом и зацикленностью на своих удовольствиях. И тут даже не Россию в первую очередь надо критиковать. Лозунг "Потребляй!" как жизненное кредо распространился по всему миру из Соединенных Штатов. Там такие приоритеты, это не плохо и не хорошо. Один автор написал когда-то про народ самой успешной страны в мире: "Американцы – народ подростков". Но есть и другое мнение о российском телевидении. Создатели одного российского ресурса со "славянским" уклоном считают именно иностранные, в первую очередь "штатовские", мультфильмы первоочередным злом, прививающим нашим детям глубоко ошибочные приоритеты. Вот что там пишут: "Героини большинства американских мультфильмов сконструированы таким образом, что систематический просмотр мультфильмов с их участием ведет к угасанию функций продолжения рода… Образ женщины лишается романтики и тайн, идет наделение его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются традиционные для российского общества женские качества, те самые, которые поставляют наши отечественные добрые мультики, — целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. То, что делают американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку: интеллектуальное растление". Мария Галкина готова поспорить: "Нельзя, разумеется, огульно обвинять все до единого американские мультфильмы в этих грехах. И насчет актуальности в современном мире понятий "целомудрие", "застенчивость", "нежность" как главных добродетелей женщины многие психологи тоже выразили бы сомнение. Современный образ жизни диктует нам определенные форматы. Абсолютно "заслонить" растущего в XXI веке человека от телевизора и компьютера не получится".
Без него так трудно
Мама первоклассника Саши, который любит воображать себя Люком Скайуокером, признает: мальчик смотрит телевизор многовато и слишком часто. "Окулисты и неврологи, советуют, конечно, ограничить просмотр телепередач получасом в день. А пробовали они сами работать, крутиться по дому, решать массу вопросов по телефону и скайпу – и при этом еще непрерывно чем-то занимать энергичного, активного первоклассника, чтобы он не лез к телевизору? — рассказывает женщина. — Я забираю его из школы в середине дня, потому что "продленка" ему не рекомендована, да и сам он не хочет. Саша способен дома занять сам себя на какое-то время и без телевизора – книгами, играми. Но большую часть времени он все равно требует общения: что-то рассказывает и обижается, что его невнимательно слушают, просит с ним поиграть. Послушаешь, поиграешь, конечно, но у меня ведь свои дела тоже есть… Вот и приходится разрешать ему время от времени прилипнуть к телевизору". Вот и на форумах люди делятся реальным, а не рекомендованным врачами жизненным опытом: "Вот ведь странная вещь: отлично знаю, что телевизор – это плохо, и малышам он не нужен, и тем не менее почти каждый вечер вручаю дочку мужу, они вместе укладываются на диван, и под телевизор ребенок засыпает… Скажи мне кто-нибудь пару месяцев назад, что ребенка таким образом иногда укладывают спать, долго бы возмущалась. Но, как говорится, никогда не говори "никогда". К вечеру я настолько уставшая, что без помощи мужа уже не могу, а уговаривать заснуть перевозбужденного ребенка – нелегкое дело", — рассказывает одна мама. "Наша телевизор пытается смотреть практически с самого рождения. Мы ее называем "самонаводящаяся голова". Вечером порой это единственный способ ребенка хоть как-то угомонить, чтобы поесть самим. Но стараемся не злоупотреблять этим методом", — пишут другие родители. "Вот тут все про маленьких пишут, а моя уже школьница, так ей попробуй запрети ТВ и усади ее за басни Крылова! Если она на следующий день не обсудит с подружками очередную серию про каких-то безумных разноцветных лошадок, они ее на смех поднимут! И канючить будет, и ругаться со мной, и в конце концов переупрямит. У меня нет сил к концу дня, после работы, проявлять твердость характера". В одном детском садике однажды довелось увидеть вывешенный на стену рекомендуемый распорядок дня ребенка, когда он дома. Там было обозначено, во сколько дитя поднимается, умывается, ест, гуляет, играет. Расписание было составлено с виду разумно, но в нем не предполагалось свободного времени для взрослых. Эта тонкость детсадовским педагогам в голову не пришла. В соответствии с таким распорядком у мамы или другого взрослого, опекающего дошкольника после возвращения из сада, не было ни секунды на то, чтобы сесть, отдышаться, переодеться, разобрать покупки, приготовить и съесть ужин. Предписывалось заниматься только ребенком вплоть до его сна. Все это представляется несколько утопичным. Далеко не все родители обладают достаточным самообладанием и собранностью, чтобы успешно изолировать ребенка от телевизора все то время, когда он находится в опасной близости к "ящику". Иногда во имя сохранения душевного равновесия и мира в семье приходится отвлекать чадо при помощи волшебного экрана.
Что скажете, доктор? Офтальмологи единодушно считают телевизор злейшим врагом глаз ребенка. До трех лет смотреть в экран они вообще не разрешают. Потом можно начинать с пятнадцати минут в день, в детсадовский период разрешается до получаса в день, далее самые лояльные позволят смотреть передачи в течение часа. Детские психологи считают, что частое мелькание кадров на экране оказывает разрушительное действие на психику ребенка, может стать причиной капризности, непослушания, агрессии и даже ночных кошмаров. Есть еще мнение, что телевизор способствует формированию у детей состояния гиперактивности. Педагог-психолог Татьяна Балакина, работающая с детьми начальной школы №300 Центрального района Петербурга, так говорит о гиперактивности: "Это особенность состояния ребенка, когда ему многое трудно: трудно произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь; трудно переключаться с одного вида деятельности на другую. Для гиперактивного ребенка требование родителя или педагога "сиди прямо и не отвлекайся" невыполнимо, так как если его голова и тело неподвижны, то снижается уровень активности мозга. Таким детям непросто в жизни, они очень хотят быть "хорошими", вести себя "правильно", но зачастую (при отсутствии специальных условий) не могут контролировать ход событий. Они проходят через осуждение сверстников и критику взрослых, у них затруднены межличностные контакты, снижены показатели успеваемости". Упомянутый выше автор Марина Лидис призывает не выходить за пределы часового лимита просмотра ТВ вплоть до 15 лет. Она ссылается на исследователей: "Застывший взгляд" – так называется книга доктора наук Райнера Пацлафа о том, что происходит под действием телевидения с психикой человека, особенно с психикой детей. "Чем больше маленькие дети смотрят телевизор, тем тяжелее возникающие у них нарушения речи. Телеэкран блокирует спонтанные творческие игры и естественные движения. Это приводит к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект", уверяет Лидис. "Эти ужасы возникают в случаях, когда ребенок смотрит телевизор действительно бесконтрольно, сколько хочет и что найдет, — комментирует детский психолог Ирина Шмакова. – Конечно, этот процесс родители не смогут исключить из жизни современного ребенка насовсем, поэтому надо брать его под контроль. Можно вычислить, когда позволить ребенку включить тот или иной канал. Есть специализированные детские телеканалы, где идет много действительно полезных, развивающих передач, учат правильным вещам, воспитывают любознательность и желание учиться. Не надо делать из телевизора монстра! Просто его следует разумно дозировать. Ведь даже полезными яблоками можно объесться до несварения". С коллегой согласна семейный психолог Мария Галкина. Также она отмечает, что не надо подходить к телепродукции исключительно со взрослой точки зрения. "Нам кажется, что персонажи такого-то мультика или детской программы "страшные", несимпатичные, нарисованы в агрессивной манере, а детям они не кажутся уродцами или страшилищами. Теперь другое время, у него другая эстетика, другой ритм. "Картинка" играет в жизни нынешних детей более существенную роль, чем в жизни их родителей", — говорит она. "Я сегодня Жарптица, — доложил как-то первоклассник Саша, любящий представлять себя телеперсонажами. – А ты давай будешь Жарптенок!". Примечательно, что мальчик выбирает для себя исключительно позитивных и добрых героев. А еще таких, которые заботятся о маленьких и слабых. Получается, что главное — это правильный подход, и тогда ребенок будет воспринимать из пресловутого "зомбоящика" только хорошее.
|
|