Дети во все времена были разными по способностям, но очевидно то, что музыка облагораживает даже тех, о ком говорят "медведь на ухо наступил". Поэтому не следует далеко заглядывать в будущее, решая вопрос: "мучить" ребенка музыкальным просвещением или нет. Конечно, "мучить".
От Придворной капеллы до воспитательных домов
В исторических справочниках Северной столицы можно найти данные о том, что в XVIII столетии в городе не было специальных музыкальных учебных заведений. А профессиональное музыкальное образование можно было получить в Петербургской театральной школе, основанной в 1738 году, и в так называемых музыкальных классах. Таковые существовали, например, при Придворной капелле, образованной в 1740 году.
Но предварительно можно было рассчитывать на общее музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях, в том числе в воспитательных домах, Смольном институте или Сухопутном шляхетном кадетском корпусе.
Примечательно, что в 1858 году было создано Хоровое училище при Певческой капелле. А в 1862 году образовалась Бесплатная музыкальная школа и несколько позже, в 1881 году, — общедоступные музыкальные классы Педагогического музея. То есть возможность учиться музыке была обеспечена на каждой ступеньке социальной лестницы.
Только на исходе XIX столетия появились частные музыкальные школы, такие как Музыкально-драматические курсы Е.П. Рапгофа (1882 год), Музыкальные классы И.А. Гляссера (1886 год), Специальная школа фортепьянной игры и курсы пианистов-методологов С.Ф. Шлезингера (1887 год). Но опять-таки параллельно действовала и Бесплатная детская музыкальная школа имени М.И. Глинки (организована в 1906 году Балакиревым и Ляпуновым).
Не "перевелось" детское музыкальное образование и в постреволюционном городе на Неве. К 1920 в Петрограде было 20 районных музыкальных школ, а в 20-х – 30-х годах стала развиваться сеть специализированных средних музыкальных учебных заведений — техникумов и училищ. Были созданы Центральный музыкальный техникум (1926 год – ныне Музыкальное училище имени М.П. Мусоргского) и Музыкальное училище при консерватории…
В 1990 году в городе насчитывалось около 40 детских музыкальных школ. В современном Санкт-Петербурге – около 50 (не считая частных студий и уроков).
Обучение, а не мучение
Для того чтобы обучение не превратилось в мучение, родителям следует очень внимательно подойти к выбору музыкальной школы для ребенка. Идеальный вариант, когда заведение находится недалеко от дома. И хорошо бы заранее познакомиться с преподавателем, постараться понять, насколько он терпелив, детолюбив и так далее.
На чем играть — это тоже вопрос не праздный. Лучше всего рассказать дочери или сыну о разных музыкальных инструментах, дать послушать, как они звучат, и поинтересоваться, какой ему больше нравится.
Вместе с тем педагоги советуют родителям учитывать особенности ребенка. Например, баян и аккордеон подходят детям наиболее развитым – это инструменты тяжелые, а игра на скрипке требует тончайшего музыкального слуха.
Не стоит использовать диктаторский подход, убеждая, например: "Твой дедушка играл на барабане, наверняка тебе понравится". У детей должно быть право выбора.
Многие семьи, располагающие достаточным материальным ресурсом, предпочитают нанимать частных преподавателей. С одной стороны, – хорошо, не надо тратить время и силы на дорогу. Но в этом случае стоит постоянно прислушиваться к ребенку и преподавателю, чтобы не упустить возможный момент потери интереса к музыкальным урокам.
"Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать", — считал великий композитор Дмитрий Шостакович.
Так что обязательное условие успеха – не разовое, а постоянное посещение музыкальных вечеров и спектаклей в театрах, дабы расширять причастность ребенка к большому миру. Благо, у петербуржцев для этого немало возможностей.
И чаще читайте ребенку книги о музыке и музыкантах, а также стихи на соответствующую тему. Хоть бы и такие, "от Артура Гиваргизова":
"Играет папа в переходе,
Над ним проходит магистраль.
Нам с мамой очень надоело
Таскать туда ему рояль..."
Или:
"Бежали мыши. В погреб. Композитор записывал в блокнотик — си, ре, ля. Он хочет сочинить "Бежали мыши", а получается "Полёт шмеля". А потому что флейта, флейта–пикколо должна звучать внутри, а не виола да гамба! Понял? Семь пропикало. А в холодильнике одна "Виола". Надо сходить хотя бы за хлебом…"
Примечательно, что сам автор детских стихов Артур Гиваргизвов учит детей игре на классической гитаре, преподает в музыкальной школе, умеет играть на лютне, питает нежную любовь к старинной музыке. Он считает, что главная задача уроков — развить у ребёнка слух, чтоб малыш мог научиться понимать язык музыки.
Не стреляйте в пианиста!
"Не стоит скупиться на зарплату музыкальных педагогов, начиная с детского сада, на содержание музыкальных школ, так как это может привести к настоящей беде – к более значимым в будущем убыткам, поскольку дети заинтересуются чем-то другим. Вспомним известное изречение: "больше театров – меньше тюрем". То же и с музыкальными школами. Не стоит "стрелять в пианиста". Экономия на детском музыкальном образовании, точно так же, как на образовании в целом, в будущем дорого обойдется стране", — считает музыкальный педагог детского Центра раннего развития Фрунзенского района Мария Антонова.
Помнится, как-то директор музыкальной школы Юрий Мишин, в течение многих лет проводивший международные конкурсы "Приноровье" в приграничном Ивангороде при участии регулярно приезжавших туда из Петербурга музыкантов и певцов Государственного Академического Мариинского театра, сказал: "Человечество делится на тех, кто учился музыке, и кто не учился. Те, что учились, куда более разносторонне образованы и, как мне кажется, более чувствительны к поэзии, живописи, прочим искусствам".
Интересно, что международный конкурс "Принаровье" носит имя крупнейшего в российской истории благотворителя Александра Людвиговича Штиглица (1814 — 1884) — выпускника Дерптского (Тартуского) университета, создателя Государственного банка России, промышленника – он строил в России железные дороги, а в Ивангороде основал текстильные предприятия. Кроме того, барон внес значительный личный вклад в развитие искусства и культуры, был благотворителем, и понимал, что в будущее, то есть в детей, надо вкладывать деньги – только тогда можно рассчитывать на развитие и приумножение славы Отечества.
Во многих случаях откровенно жаль, что иному хорошему человеку – инженер он, артист или чиновник — в свое время не довелось получить хотя бы скромного музыкального образования.
Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.