Трудно быть первоклассником |
Вадим Фоменко |
29 Октября 2013 г. |
"Первоклашка-первоклассник! У тебя сегодня праздник! Он серьезный и веселый – встреча первая со школой!" — безапелляционно утверждается в советской песенке. Все вокруг поздравляют родителей, чьи дети пошли в первый класс, "с радостным, счастливым днем". На деле же пресловутый "праздник" длится ровно до второго сентября. Вот что говорят об этом "прекрасном дне" на форумах: "Девочки, это просто кошмар! Я этого не переживу! За полтора месяца меня уже три раза вызывали к директору!"; "Я не узнаю ребенка, мы столько не воевали за все ее предыдущие шесть лет: не слушается, хамит, скандалит, орет, рыдает…"; "Слыхали шутку? Первый класс для мамы, как беременность: длится девять месяцев, и на второй неделе уже тошнить начинает!".
Недоигравшее поколение На вопрос "тебе нравится в школе?" первоклассник Саша отвечает положительно. Да, ему нравится, причем больше всего переменки – можно играть в догонялки и обмениваться с приятелями бакуганами (такие игрушки-трансформеры, целая культура и индустрия). Из предметов нравится "физра" и не нравится математика. Еще он любит рассказывать, как поражает всех знаниями об окружающем мире на уроках с аналогичным названием (раньше похожий предмет назывался "Природоведение"). По ощущениям Саши, в школе в целом хорошо. Хотя имеются в классе два недруга, которые обзывают его "отстойным" и перед всеми позорят. Он с ними иногда дерется. Зато первая учительница – предмет обожания и восторга. Сашина же мама при попытке говорить с ней о школе практически сразу начинает плакать. "К нам у всех бесконечные претензии, — сетует она. – Сашу не любят одноклассники, он никак не впишется в коллектив. На него жалуются учителя – за неусидчивость, нестарательность, отсутствие должного к ним пиетета. И он никак не хочет исправляться! Это при том, что к школе его готовили: в саду учили читать-считать и сидеть за партой. И на специальные подготовительные курсы для будущих первоклассников он ходил". Эту ситуацию комментирует педагог-психолог Татьяна Балакина, работающая с учениками школы №300 Центрального района Петербурга: "Современные первоклассники к моменту поступления в школу уже устали учиться, так как родители, обеспокоенные успешным будущим своих детей, прибегают к опережающему обучению, обнаруживая и развивая те или иные способности. Их чада загружены занятиями, у них "драмкружок, кружок по фото". В результате дети поступают в первый класс с не до конца сформированными навыками игрового взаимодействия. Ведь в совместной игре со сверстниками дети приходят к пониманию необходимости правил и учатся их соблюдать, объединяют интересы друг друга, создавая новое правило, начинают реализовывать творческий замысел, развивают диалоговую речь и умение аргументировать собственную позицию. Через игру развиваются познавательные и творческие способности, воображение, формируется уверенность ребенка в собственных возможностях, меняется тип мышления. Благодаря полноценному проживанию игрового опыта ребенок сам готовит себя к школе, создавая и поддерживая интерес к познанию, общению, созиданию". Большая советская энциклопедия определяет игру как "вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе". В игре моделируются конфликты, решение которых затруднено или невозможно. Именно поэтому игра является психологической подготовкой к будущим жизненным ситуациям. Проще говоря, играть надо для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новым реалиям. К процессу учебы, к новым людям, к дисциплине. "Первоклассники осваивают новый тип отношений с педагогами, новый вид деятельности – учебной. От них требуется много внимания, организованности и самостоятельности на уроке. После шумной перемены им нужно быстро настроить себя на рабочий лад. Им следует самостоятельно познакомиться со сверстниками и заинтересовать их. Первоклассникам необходимо подружить собственное "хочу" и социальное "надо", а это очень непросто", — поясняет педагог-психолог Татьяна Балакина.
Цена ошибки С наступлением учебного года активизировались не только родители на форумах, но и психологи в Сети и СМИ. Советы взрослым, как облегчить жизнь школьникам, сыплются, как из рога изобилия. "Соблюдайте распорядок дня", "необходимо правильное питание", "заряжайте первоклассника позитивом с самого утра", "ваше внимание очень важно для ребенка". На одном ресурсе рекомендуют: "Рассказывайте о своем школьном детстве, вспомните веселые приключения и смешные истории. Покажите фотографии вашего класса". На другом дают советы от имени самого ребенка: "Не балуйте меня, вы меня этим портите. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Не будьте непоследовательными — это сбивает меня с толку. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком". Не надо спешить и требовать того, чему время еще не пришло, считает педагог-психолог Балакина. "Зачастую родители ориентированы на результат, а дети еще умеют наслаждаться процессом, они не торопятся, они знакомятся с миром предметов, миром отношений и пробуют свои силы в тех или иных видах деятельности, — говорит эксперт. — Важно создавать условия для поддержания активности ребенка, формирования самостоятельности и ответственности. Важно в сознании ребенка развести понятия "я сам" и "мой поступок". Ребенок может сделать что-то плохое, но это не означает, что он "плохой мальчик или девочка". Ведь только у "хорошего" ребенка есть шансы исправить ситуацию. В противном случае есть вероятность поселить страх перед поступком как таковым: ребенок будет бояться совершить ошибку". Отсюда у многих взрослых возникает вечная боязнь сделать что-то неправильно. А между тем, как написано у Бабеля, "ошибаются все, даже бог". И одна из распространенных ошибок у взрослых – требовать слишком много и от детей, и от самих себя.
На кой бес нам этот стресс? Эксперты сходятся на том, что первокласснику трудно начинать новую жизнь, поэтому он нуждается во всесторонней помощи взрослых. При этом очень сложно найти ответ на вопрос, как помочь родителям новоявленного школьника. А между тем на форумах жалуются и плачут: "Я с ума сойду, по-моему. Безумно тяжело вставать в полседьмого, ничего на работе не соображаю, меня скоро уволят, наверное"; "Ложимся в десять со скандалом, с ним же встаем в шесть! Сын неуправляем, я тоже, в доме всегда было спокойно, а теперь крики и плач. Живу в постоянном стрессе!"; "Учителя меня "песочат" за поведение ребенка, все время слышу: воспитайте же его как-нибудь, с ним сладу нет! Я за ним в школу боюсь идти, опять придется со стыда сгорать, для меня ситуация невозможная просто". В статьях, посвященных началу первого учебного года в школе, крайне мало упоминаний о том, что это потрясение и для родителей. Дитя не оправдывает надежд, и это обидно. Теряет учебники, тетрадки, детали школьной формы, а это недешево. На него жалуются, и за него стыдно. В результате многие родители приходят к выводу, что они плохие матери и отцы. "Для начала успокойтесь сами, — советует семейный психолог Мария Галкина. – Пока родители не преодолеют отчаяние, весьма часто возникающее через пару месяцев после начала учебного года, они не найдут в себе сил бороться за исправление ситуации. Нужно отставить в сторону соображения вроде "я во всем виноват" и не казнить себя. Обычно такие настроения характерны для мам, и тут незаменимой станет помощь других взрослых членов семьи. Они должны взять на себя часть забот о первокласснике: пусть по очереди забирают его из школы, гуляют с ним и ведут на кружки. Надо давать маме возможность отдыхать от ребенка, отпустить ее одну по магазинам или погулять. Напряженность в семье передается школьнику, и надо разорвать порочный круг: нервничаем мы – нервничает ребенок – он плохо ведет себя – неприятности в школе – снова нервничаем мы. Лучшим оружием станет не нервозность, а любовь".
Волшебная страна знаний Будущий первоклассник Коля незадолго до 1 сентября сообщил, что в школу ему не больно-то хочется. "Там все строгие, — аргументировал Коля. – Там ничего нельзя. Меня там не будут любить". Наблюдения за Колиной семьей показали, что школой мальчика просто заранее запугали. Из уст родителей только и слышалось: "Ты как держишь карандаш, в школе тебя засмеют! Ты опять разбросал свою одежду, как ты в школе будешь одеваться? Ты не умеешь себя вести, таких в школу не берут!". Разве можно хотеть в такое место, которому ты совсем не подходишь? "Так можно породить в душе ребенка изначально негативный образ школы, и это будет колоссально мешать потом и ему самому, и его учителям, — говорит педагог-психолог Татьяна Балакина. — Бывают случаи, когда детей, которые в период дошкольного детства предпочитают игру, а не изучение знаков, цифр, букв, школой просто запугивают. В то время, как в воображении будущего первоклассника школа — это волшебная страна знаний, где он будет иметь возможность развить свои таланты и становиться еще лучше, узнавать массу интересного и получать позитивные эмоции. Очень важно создавать положительный образ школы". До этой мысли доходят самостоятельно многие форумчане: "Ну не все же так страшно! Расскажите ребенку, как много его ждет интересного, новые друзья, много веселых занятий!"; "Надо продраться, ребята, сквозь первые дни, первые недели. Потом начнете радоваться вместе со своим ребенком его успехам и хорошим оценкам и забудете, как было тяжело вначале". Образ Волшебной страны – он и в классических сказках Лаймена Фрэнка Баума и Александра Волкова был неоднозначен. "Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной", — поет девочка Элли в советском мультике про Волшебную страну. Даже в сказке мечтания героев сбылись отнюдь не сразу. А в жизни – тем более "дорога трудная".
|
|