Легко ли быть бабушкой? |
annanterapia.fi |
28 Сентября 2012 г. |
«Без бабушки детка – что без сласти конфетка» Иван Халявин. Из коробка «Дословицы и договорки»
До года ребёнок остро нуждается в маме и папе – в тех людях, с которыми он постоянно живёт, поэтому с ребёнком желательно надолго не расставаться. Отдавать ребёнка на несколько дней бабушкам-дедушкам можно с полутора, а ещё лучше, с двух лет, но только в том случае, когда между семьёй и бабушкой происходит постоянное общение, когда бабушка часто посещает внука, и он знает, что бабушка «своя», «родная». Отдать маленького ребёнка бабушке, которая редко видит внука – значит причинить ему травму. Детская тоска по родителям, субъективное ощущение ребёнка, что его «бросили», может привести к появлению страхов и нервозности. Если родителям нужно ненадолго уехать без ребёнка, то наиболее мягким вариантом может быть, если бабушка сама переезжает на несколько дней к внуку, – так малышу будет привычней и спокойнее.
Если ребёнок привык к бабушке, то, оставаясь с нею, он получает массу положительных эмоций: всё-таки бабушки-дедушки обычно опытнее, мудрее и терпеливее родителей. Они не торопятся на работу и могут уделять ребёнку много персонального времени и внимания, куда входит и бесконечное перечитывание детских книжек, и рассказывание прибауток, сказок, выслушивание детских впечатлений, готовность без тени раздражения отвечать на бесконечные детские вопросы, приготовление любимых ребёнком трудоёмких блюд, позже – совместное конструирование, настольные игры, посещение кружков, помощь с уроками. Случается даже так, что, когда в подростковый период у ребёнка обостряются отношения с родителями, бабушка-дедушка становятся для него советчиками, доверенными лицами или отдушиной. Нужно, однако, учитывать, что некоторые дети по своему складу особенно трудно переносят перемены, поэтому важно, чтоб малыш привыкал к бабушке постепенно. Если бабушка живёт недалеко, то сначала это совместные прогулки на пару часов, затем вдвоём целый вечер, а потом и целый день. Некоторый дети прекрасно себя чувствуют с бабушкой весь день, а вот на ночь оставаться не любят, вечером остро скучают по родителям и дому. Тогда предпочтительнее ночёвки бабушки у внука. В любом случае ребёнка стоит заранее предупредить о перспективе провести несколько дней с бабушкой и дать ему позитивный настрой: пусть он знает, что его ждёт маленькое приключение и большая бабушкина забота. Если по каким-то причинам бабушка живёт вместе со взрослым ребёнком и внуком или приезжает надолго в гости, тогда есть смысл договориться о принципах воспитания внуков в такой большой семье. Основных вариантов может быть три: 1. Решить, что каждый из взрослых может иметь свои собственные взгляды на воспитание внуков и определять собственную стратегию взаимодействия с внуками. Это легко сделать там, где отношения между поколениями базируются на взаимном доверии и уважении и нет принципиальных расхождений в вопросах воспитания. 2. Признать, что главными экспертами в вопросах воспитателя детей являются бабушки-дедушки в силу их более богатого жизненного опыта и приобретённой с годами мудрости. Тогда родители ребёнка или проводят праотцовскую линию воспитания, или отстраняются от этого процесса. 3. Принять, что главными воспитателями детей являются их родители и они определяют основную стратегию и правила воспитания, а задача бабушек – следовать им. Обычно один из этих вариантов принимается по молчаливому соглашению между членами семьи либо оговариваются вслух, чтоб избежать недоразумений. Многим родителям легко доверить ребёнка бабушкам – помогает свой личный счастливый опыт и тёплые детские воспоминания о времени, проведённом со своими бабушками, о её заботливых и умелых руках, лучистых внимательных глазах. При этом отцам гораздо проще матерей опереться на помощь родителей. Если же бабушки-дедушки не торопятся поучаствовать в жизни внуков, то, безусловно, стоит терпеливо просить и настаивать на этом: ведь старшему поколению не всегда просто изменить свои прежние устоявшиеся привычки. Это требует времени и предполагает постепенность, «созревание». Некоторые бабушки уже успели забыть, как обращаться с малюткой, и им по-настоящему страшно принять новую заботу. Тогда есть смысл начать с того, чтобы приглашать бабушку в гости и давать ей возможность побыть-поиграть с внуком в присутствии мамы-папы. Если бабушки-дедушки активно принимают участие в судьбе внуков, но при согласовании педагогических позиций возникают разногласия, то членам семьи есть смысл прояснить следующие вопросы: Каковы мои собственные убеждения в отношении воспитания детей? Варианты ответов родителей и бабушек могут быть такими: «детей надо держать в строгости, иначе они потом сядут на шею», или «в определённых вопросах с детьми нужно придерживаться правил, а в других ситуациях стоит быть мягкими», или «ребёнка нужно поддерживать во всём», или «наказывать детей нельзя, результата можно добиться только лаской», или «дети, повзрослев, узнают что почём, а пока они маленькие, их нужно баловать», или «всё лучшее – детям», или «дети должны всегда меня слушаться», или «только я знаю, что на самом деле нужно ребёнку», или «если постоянно не контролировать ребёнка во всем, то он вырастет негодяем» и т. д. – Кто, в какой момент и как несёт ответственность за детей? Возможные варианты: «за детей, где бы они не находились, всегда несёт ответственность родитель. Поэтому, если что-то идёт наперекосяк, то в этом вина родителей», или «за ребёнка несёт ответственность тот взрослый, под присмотром которого он находится в данный момент», или «за результаты воспитания в ответе бабушка, поскольку это она научила или не научила свою дочь правильно выполнять родительские задачи», или «ребёнок, будучи достаточно большим, сам отвечает за свое поведение в разных ситуациях». Хотелось бы при этом отметить, что понятие ответственности за детей предполагает и соблюдение условий его физической безопасности и здоровья. – Каковы мои цели общения с детьми? Для родителей могут быть такие варианты, как создание условий для его благополучного развития, исполнение родительского долга и пр. Для бабушек-дедушек вариантов больше: получение радости от общения, «второй молодости», развлечение в своё свободное время, передача своего многогранного опыта внукам, возможность заполнить внутреннюю пустоту от ощущения ненужности, способ самореализации на пенсии, помощь и поддержка в нелёгком труде СВОИХ детей, и более сложный мотив: компенсация ощущения вины за недоданное своим детям. Ответы на эти вопросы, их обсуждение могут помочь найти оптимальное распределение обязанностей и согласовать правила. Психологи предлагают такую классификацию прародителей в зависимости от выполняемой ими внутрисемейной роли: – формальные – строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли бабушки-дедушки, гордятся новым «званием» и достижениями внуков, хвастаются знакомым, показывают всем фотографии внуков, принимают участие в семейных торжествах, связанных с детьми, покупают дорогостоящие игрушки, открывают на имя внука счёт в банке, но в повседневных заботах участвуют мало; – суррогатные родители – берут на себя ответственность и заботу о внуках, заменяя собой реальных родителей, особенно в ситуации, когда те ещё слишком молоды или слишком поглощены работой или устройством личной жизни, или больны алкоголизмом, наркоманией, другим серьёзным заболеванием; – источник семейной мудрости – осуществляют связь с семейными корнями, передают внукам свой опыт, представление о жизненных ценностях, учат традициям или просто выпиливать по дереву, ухаживать за растениями, готовке, рассказывают семейные истории; – затейники – организуют отдых и досуг внуков, играют с ними, читают, водят на кружки, берут на каникулы и праздники, к тому же и сами получают от этого удовольствие; – помощники своим детям, палочка-выручалочка – выполняют все разноплановые поручения своих детей в отношении внуков, следуют родительским правилам воспитания, готовы подстраховать своих взрослых детей в напряжённый момент, поддерживают первенца при рождении второго ребёнка, но приезжают к внуку только тогда, когда их об этом просят; -- отстранённые – редко включаются в реальную жизнедеятельность семьи детей и внуков. Некоторым из них трудно «смириться» с ролью бабушки, которая ассоциируется с понятием «старая». Другие по-прежнему много работают. Или, наоборот, ведут светский образ жизни. Или просто не догадываются о том, что внуки – источник чудесных мгновений и радостных ощущений. В терминологии психотерапевта В. Леви – это «бабушка где-сядешь-там-и-слезешь, бабушка отвергающая». В жизни роли, конечно, могут быть смешанными, и по мере взросления внуков и самой бабушки приоритетность этих ролей может меняться. Да, нередко бывают такие ситуации, когда родители не одобряют бабушкиной роли и методов педагогического воздействия, испытывают всяческие трудности, если после пребывания у бабушки ребёнок становится плохоуправляемым, закатывает скандалы. Перед родителями встаёт дилемма: стоит ли привлекать к воспитанию бабушек, что делать, когда вечерняя рабочая смена или просто пригласили вечером в театр, или у ребёнка каникулы, а родители работают... А может, мама просто катастрофически устала от невысыпания, бесконечных забот о семье и переживаний по поводу малыша... Стоит ли бабушкина помощь последующих мучений с невменяемым поведением вернувшегося в родительское лоно ребёнка? И вообще, должна ли бабушка возиться с внуками, существует ли «праотцовский» долг? В советское время, когда бабушки принимали активное участие в выращивании внуков, шутили, что ответственность за детей прекращалась лишь с выходом «ребёнка» на пенсию. Следует признать, что формально бабушки-дедушки не обязаны участвовать в воспитании внуков. Но попросить об этом может любой родитель: ведь он остаётся по отношению к своим родителям ребёнком, а значит, может просить о помощи, если ситуация позволяет. Тем более если между поколениями сохраняются конструктивные и тёплые отношения. А если препятствием являются противоречия во взглядах на воспитание ребёнка, значит, нужно договариваться. Объяснять свою позицию, подробно аргументировать, просить принять её во внимание. Узнайте соображения второй стороны. Ищите компромисс по основным, самым существенным вопросам. При этом стоит помнить, что бабушкина-дедушкина любовь по своей природе уникальна. А расхождения во взглядах есть у всех, это естественно, они не должны быть полностью искоренены. Развитие ребёнка в такой среде, где мирно сосуществуют различные мнения, позволит ему расти человеком широких взглядов, доброжелательным и терпимым. Источник: annanterapia.fi
|
|