«Детство растворено в нашей взрослой крови и заслуживает серьёзного разговора, а не сладких слёз умиления».
Юрий Нагибин
Когда началась война, мне было девять лет. Жили мы в посёлке Мишелёвка на улице Советской. Улица наша была короткая, застроена частными домами и одним концом она упиралась в лес. Ребятишек было много, играли все вместе, большие и маленькие. У больших только времени на игры было мало: взрослые работали от зари до зари, а домашнюю работу выполняли подростки.
Повлияла ли война на наши игры? Ну, дети всегда играли в войну, только наши игры стали очень приближены к реальности. Мы строили штаб, были у нас командиры, связисты, солдаты. Я вот была санитаркой. Мама мне даже сшила белую сумку, на ней я карандашом нарисовала красный крест. Мама, как и другие женщины посёлка, стирала бинты для госпиталей – не хватало перевязочных материалов. Бинты стирали, кипятили и гладили. Гладить поручали и мне. А я иногда украдкой отматывала чуть-чуть для своих «бойцов» – совсем немного, много нельзя было. Командир велит мне перевязать раненого, я волнуюсь, будто мне и впрямь надо спасти кого-то. Летом мы играли в лесу: ползали по-пластунски, ловили шпионов. Использовали детали военной формы – кто что мог достать: у Саньки был матросский воротник, у Серёжки – полевая сумка. Ролями менялись, чтобы никому не было обидно. Игры были тесно увязаны с жизнью. Разговоры в семьях, на улице, труд взрослых, их тревоги и заботы – всё влияло на наше сознание. Старшие ребята уже были настроены идти на фронт. Когда стало известно о подвиге Зои Космодемьянской, нам хотелось проверить себя – сможем ли мы так? И мы бегали босиком по снегу. Фронт был в наших мыслях постоянно. Мы вышивали кисеты для бойцов. Мама писала мне карандашом пожелания на ткани – у меня не получалось – а потом уж я стежками их вышивала: «Дорогой боец, я учусь хорошо. Бей врага до самой победы!»
Зимой любимой игрой было у нас взятие крепости. Сражались улица на улицу. Иногда к нам присоединялись и взрослые. Любили кататься с гор на санях. Гора была длинная, до самой реки Белой.
Составляли длинный поезд из нескольких саней, неслись с криками к реке. Сани часто опрокидывались. Изваляемся в снегу, столько смеха, радостей! Хоть и военное, а всё же детство…
Были и мирные игры. Девочки играли в куклы. Куклы были самодельные, мне их делала мама: сворачивала старенькую ткань, рисовала глаза и рот, а я сама наряжала, платочки повязывала.
Играли в магазин, в больницу, в школу. Ещё помню игру с мячом, она называлась «Штандер». Откуда пошло название, не знаю. Водящий высоко подбрасывал мяч и кричал: «Штандер!» Другой водящий должен был поймать мяч и крикнуть разбегающимся игрокам «Стоп!» Все останавливались, а он бросал мяч в ближайшего игрока. Если попадал, тот становился водящим.
Играли мы и в «Третий лишний», в «Ремешок», в лапту и городки. Ребята у нас были спортивные, почти возле каждого дома был турник, мальчишки подтягивались, крутили сальто. Девочки скакали на скакалках. Брали большую верёвку, её крутили две девочки. Остальные запрыгивали, скакали и, не останавливаясь, выпрыгивали. Иногда одновременно прыгали две-три девочки, это требовало особого мастерства. Очень популярны были «Классики».
На земле чертили игровое поле из десяти клеток двумя столбиками. Клетки были такого размера, чтобы в них было удобно запрыгивать. Это были «классы» – от 1 до 10. Главное в игре было найти хорошую биту. У нас был под боком фарфоровый завод, так что играли обычно осколками посуды. Играло несколько человек. Игрок сначала бросал биту в первый класс. Задача была: прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классам и выбить с игрового поля. При этом ни нога игрока, ни бита не должны были попадать на линии клеток. Если это удавалось, игрок переходил во второй класс – и так далее. Если же он «пропадал», в игру вступал следующий игрок. Игра требовала ловкости, глазомера и сосредоточенности. Были у нас свои мастера по «классикам». От родителей перешли к нам игры с фольклорным колоритом: «А мы просо сеяли», «Гори, гори ясно» – её ещё называли «Горелки». Выбирали водящего. Он вставал и, глядя в небо, пел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Раз-два, смело, глянь на небо! Звёзды горят, журавли кричат кричат: гу-гу, убегу!» В это время все разбегались и прятались. А водящий всех должен был искать.
Мальчишки ещё играли в «зоску». Это такой кусок металла, чаще всего свинца, с прикреплённым к нему кусочком меха. Ребята подбрасывали его внутренней стороной стопы – кто больше раз удержит. По наследству достались и городки, и салки, и лапта. Особенно была популярна у нас лапта. Играли прямо на улице, особой площадки не требовалось. Нужен был мяч и бита. Делились на две команды. Игрок противника подбрасывает мяч, а ты бьёшь по нему изо всей силы битой. А потом бежишь на другую сторону дороги, чтобы противник не успел тебя «осалить» пойманным мячом. Быстро и ловко пробежал – команде очко. Игра требовала внимания, изворотливости, быстрого бега, меткого глаза и веры в себя. Трусам и лентяям в ней нечего было делать.
Такое вот у нас было детство. Мне жаль теперешних ребятишек, которые мало бывают на воздухе. Все они как-то сами по себе, редко увидишь, чтобы играли вместе, командой. Много сидят у компьютеров, у телевизоров. Мы трудно жили, но запас здоровья всё же успели накопить с детства. Жаль, детство было коротким. После войны, в 12 лет, я уже была в доме за хозяйку.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Готовимся к проверочным по русскому в четвертом классе
Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
-
В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей
Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
-
«Не видят в человеке соплеменника»: влияние цифровизации на школяров
Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
-
Если воспитывать ребенка в строгости, можно вырастить толстяка
Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
-
ЕГЭ: что известно про итоговое сочинение 2022-2023 гг.
У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
-
ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей
Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
-
Играем с внуками: картонный домик для детей
Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
-
Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице
Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
-
Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать
Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
-
И «ликбез», и радость
Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
-
5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию?
Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
-
Котейки. Недетские новеллы
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
-
Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера
Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
-
Бабушки эмоционально ближе к своим внукам, чем к детям
Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
-
В Москве заработала «Почта Деда Мороза»
В Москве стартовала акция «Почта Деда Мороза». Положить письма в почтовые ящики могут дети и взрослые в 39 парках столицы.
-
Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников
Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
-
Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте
Взять книгу для домашнего чтения или почитать издание прямо в офисе банка теперь возможно в Сбере, сообщает пресс-служба банка.
-
Как заинтересовать ребенка космосом?
Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
-
Все у большего числа детишек — лишний вес. Тревожно...
Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
-
Как помочь ребенку справиться с проблемами сна?
Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.
|