Как смириться, что ваше чадо - вовсе не гений? |
По инф. inosmi.ru |
27 Октября 2014 г. |
«Ваш ребенок, скорее всего, не поступит в один из лучших университетов и не получит спортивную стипендию», — напоминает автор бестселлера «Французское воспитание» Памела Дракерман. Получается, сегодня родителям как никогда сложно признать, что их ребенок вовсе не маленький гений? Такая культура достижений с самой колыбели существовала всегда? И если нет, откуда она пришла? Пьер Дюрио: На самом деле эта культура тесно связана с «надежностью» современных детей. В отличие от предыдущих столетий с их ужасающей детской смертностью, сегодня ребенок практически всегда выживает, и его начинают рассматривать как наследника и будущего взрослого сразу после рождения, а не по окончанию детских лет. Получается в некотором роде «воображаемый» ребенок, который становится результатом желаний пары и возложенных на него надежд. У родителей возникает вполне понятное желание того, чтобы их дети встали во главе компании, получили хорошее образование, заработали состояние... Кроме того, многим хочется, чтобы дети поднялись выше их по социальной лестнице, и в этом существенную роль играет хороший школьный аттестат. В некотором роде такое давление становится обратной стороной медали системы «ребенок-король». Детей обычно всего один-два, и они должны во что бы то ни стало добиться успеха, оправдать возложенные на них ожидания, воплотить в жизнь воображаемый образ. Такова концепция школьных достижений в новом потребительском мире. Если нет, тем хуже для него. Явный дисбаланс между воображаемым и реальным ребенком может повлечь за собой драматические последствия. Одна из главных задач родителей заключается в том, чтобы понять, что воображаемый ребенок не может быть настоящим, причем не только в учебе. Анн Пеймира: Современные родители крайне требовательны к самим себе и своим детям. Они хотят работать, заниматься спортом, развлекаться... И в то же время им нужно, чтобы их дети хорошо учились, занимались какой-нибудь внеклассной деятельностью, общались со сверстниками, рисовали, реализовывали себя в творчестве... Культура достижений, безусловно, всегда существовала в некоторых семьях, но особенно широкое распространение она получила именно сейчас. Это может быть связано с тем, что сейчас родители проводят больше времени с детьми, чем в прошлом, несмотря на высокую занятость (в среднем на восемь часов в неделю больше, чем в 1950-х годах). Поэтому у них больше времени, чтобы думать о таких вещах. Они могут внимательнее следить за тем, чем занимаются их дети, и для некоторых это может стать источником стресса, если результаты не соответствуют ожиданиям и/или вложенным силам. — Что бы вы могли посоветовать родителям, чьи дети оказались «средними» учениками, то есть не хорошими, но и не плохими? Как следует вести себя с такими детьми во время учебы? Пьер Дюрио: Не стоит сходить с ума. Средние показатели в учебе ничего не значат в плане будущих профессиональных достижений. И это объясняется целым рядом причин. В первую очередь это связано с самой образовательной системой, в которой лучшими учениками становятся самые покладистые, некоторым образом, лучшие попугаи. Поэтому если ребенок не достиг высот в повторении и находится где-то в середине класса, в этом нет ничего драматического. Кроме того, нужно отметить результаты серьезных научных исследований насчет профессионального пути человека. Они говорят о том, что успехи в школе не имеют такого уж решающего значения. Инициативность, умение грамотно распределять время, общительность, навыки приспособления к среде — все это гораздо более важные качества, которые напрямую не связаны с успехами в школе. Умение управлять своими чувствами, упорство и смелость значат гораздо больше пятерок. Наконец, как это отмечают многие аналитики, нужно сказать об отрицательных качествах вроде конформизма, лжи, предательства, ударов в спину, бессовестности, умение проглотить обиду или переспать с нужными людьми. Сегодня все это становится важным инструментом успеха в профессиональной среде помимо дипломов и навыков. Начальная и средняя школа, в которых формируются будущие навыки детей, представляет собой фазу строительства личности, а не профессионального программирования. Анн Пеймира: Очень важно помогать каждому ребенку в учебе. Существуют способы сделать это так, чтобы позволить ему добиться результатов и в то же время избежать лишнего стресса. В результате он сможет учиться лучше и быстрее. Самый простой совет заключается в том, чтобы начинать обсуждение домашней работы с положительных моментов. Если немного постараться, везде можно найти что-то хорошее или по крайней мере неплохое. Если родители сразу же начинают с того, что не получается, как ребенок будет доверять им и откуда у него возьмется желание стараться, чтобы стать лучше? — Существует ли некая похожая тенденция вне школы? Могут ли некоторые родители оказывать на детей чрезмерное давление в том же спорте, даже если у тех нет к нему никакой предрасположенности? Чем в таком случае рискуют эти дети? Пьер Дюрио: Это очень распространенное явление. Родители пытаются с самых ранних лет привести ребенка в спорт или искусство. Они хотят, чтобы он стал чемпионом, потому что они сами в прошлом были чемпионами или мечтали ими стать. Взрослый хочет, чтобы ребенок стал наследником его спортивных достижений, или мечтает сам почувствовать себя чемпионом через ребенка. Бывает, что у ребенка есть желание и возможности, и тогда все идет хорошо. Но у ребенка может появиться желания, но не оказаться возможностей. Или ни того, ни другого. А это уже может привести к неприятию или плохому обращению. Анн Пеймира: По счастью, чаще всего родители все же остаются реалистами. И не требуют от ребенка невозможного. Тем не менее некоторые все равно слишком сильно давят на ребенка и беспокоятся прежде всего о его результатах, а не благополучии и получаемом от этой деятельности удовольствии. Так, например, родителям не понравится, что ребенок недостаточно часто участвует в матчах баскетбольной команды, и сделают вывод, что его там не ценят, хотя им в первую очередь стоило бы задуматься о чувствах самого ребенка. В таком случае ребенок может либо перенять стресс родителей, либо воспротивиться давлению и потерять интерес к спорту. — Как сделать так, чтобы «средний» ребенок смог получить для себя как можно больше от образования и добиться лучшего в жизни с точки зрения своих изначальных возможностей? Существуют ли какие-то ключевые моменты, которые могут указать заботливым родителям на успехи детей? Паскаль Дюрио: Средний ребенок — это обычный ребенок, и такую форму нормальности нужно ценить. Хотя занятия с лентяем не приносят отдачи, заботиться о сверходаренном ребенке тоже может быть очень непросто. Здесь не стоит слишком сильно полагаться на школу, потому что уже упомянутые отрицательные и положительные человеческие качества играют куда большую роль, в том числе при приеме на работу. На собеседовании оцениваются коммуникабельности кандидата, его общий уровень культуры, умение справляться со стрессом, а не просто его достижения в учебе. Поэтому не стоит слишком уж полагаться на результаты в учебе, нужно оценивать ребенка в целом, а не только как ученика. Отношения с другими людьми, взрослыми, к работе, способность оставаться одному, самостоятельно находить решения, интересоваться сложными вещами, владение языком — все это как минимум столь же важно, как успехи в учебе. Каждому ребенку нужно, чтобы вокруг него была способная обогатить его среда, чтобы с ним проводили время. Он должен понимать, что разрешено, а что запрещено, потому что это станет основой для построения личности. Если постоянно поддаваться и уступать ему, он может стать настоящим тираном. Анн Пеймира: Нужно помогать ребенку, поддерживать его так, чтобы он хорошо чувствовал себя. Если родители испытывают разочарование, ребенок почувствует это. Мне кажется, что главное — это родители. Если родители постараются заметить пусть даже небольшие достижения ребенка и покажут ему это, у него появится стимул для развития и реализации своего потенциала. И он сможет добиться большего чем в том случае, когда родители настолько требовательны, что, сами того не желая, создают у ребенка отрицательное самовосприятие. Ничего рокового здесь нет. Каждый ребенок может добиться большего, если родители ценят и поддерживают его, а не демонстрируют усталость и разочарование. Успех — это не абсолютное понятие, а переменная концепция, которая меняется в зависимости от родителя. Поэтому я призываю всех родителей подумать о том, чего они ждут от ребенка с учетом собственных приоритетов и его способностей. Пьер Дюрио, преподаватель начальной школы; Анн Пеймира, родительский консультант
|
|