И НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ |
Галина Маркина |
27 Мая 2013 г. |
Наши внуки растут. Ещё вчера это были милые ребятишки - сплошная радость от общении. Можно взять за руку и повести на прогулку. Легко порадовать – сказкой на ночь и сладеньким к обеду. Но вот они входят в подростковый возраст. И отдаляются, становятся непонятными. Начинают дерзить и сложно идут на контакт. Смотрят непонятные фильмы и слушают терзающую уши старшего поколения музыку. Как общаться с подросшими внуками? Что может нас объединить? Подумаем вместе.
В мае в Иркутске прошёл фестиваль любительских театральных коллективов «Алые паруса». В один из дней зрители пришли на спектакль «Услышь меня» по произведениям Александра Вампилова и Альберта Гурулёва. Он поставлен театром-студией «Слово» при поддержке и участии театра «Диалог». «Диалог» хорошо известен тем, кто интересуется театром. Любительский коллектив способен составить конкуренцию профессионалам по части эмоционального воздействия на зрителя. Театр «Слово» пока в начале пути. Это крепкий и жизнеспособный побег «Диалога». Его появление обусловлено, в том числе, обстоятельствами: Иркутский Дом литераторов предоставил театру сцену. Театр же готов инсценировать произведения иркутских авторов. Благо у нашего города хороший литературный потенциал. Ещё одна причина, по которой театр обратился к звучащему слову, весьма прозаична. Чтобы ставить спектакли с декорациями и костюмами, нужны средства, а их у любительских коллективов всегда не хватает. Литературный театр позволяет обойтись минимумом затрат. Первым автором, которого «прочитал» коллектив театра, стал Валентин Распутин, что совершенно понятно. Глубина его зрелой прозы, великолепный язык стали благодарным материалом для режиссёра Валентины Просекиной и молодых артистов. И вот новая премьера – «Услышь меня». Этот спектакль мы смотрели вместе с журналистом Валентиной Рекуновой. А потом обменялись впечатлениями, которые и предлагаем вниманию наших читателей. ГМ: Мне кажется, что этот спектакль, как и все спектакли «Диалога», хорошо смотреть вместе людям разных поколений. Есть в них нечто объединяющее, равно интересное и ровесникам авторов, и молодёжи. Итак, часть первая. Александр Вампилов «Дом окнами в поле». Эту одноактную пьесу не раз экранизировали и ставили, в том числе и в Иркутске. Светлая и простая история. Молодые люди вот-вот расстанутся. Учитель, отработав в деревне положенный при распределении срок, готов уехать туда, «где чисто и светло»: в большой город. Героиня же заведует фермой, здесь её мир, её жизнь. Была взаимная симпатия, но как-то не случилось, не срослось, не объяснились. Посмотришь на героя (актёр Александр Кононов), и становится понятно, почему: робок, не уверен в себе. Такого надо брать, что называется, за жабры и вести за собой. А она-то хороша, решительна, деловита. И думает, что это её нужно завоёвывать. А он не умеет. Он уезжает. И вот зашёл попрощаться. ВР: Скажем, не такая уж простая история. Почему в неё так погружаешься? Театр обратил свой взгляд на тех, кого можно считать неудачниками – и по меркам того времени, а нашего – и подавно. Но вот мы смотрим на героев и чувствуем, как меняются наши представления об удачной и неудачной жизни, и вообще о ценностях. Мы понимаем, что наши сегодняшние представления о смысле жизни чрезвычайно упрощены. И ещё один важный момент. Нам рассказывают любовные истории, где женщина заведомо сильнее мужчины. И это тоже примета времени. ГМ: Да, у Вампилова герой – это симпатичный нескладёха-интеллигент, хороший парень, но не орёл. Такой повздыхает и уедет. И приберёт его к рукам бойкая дамочка, а нет – так и останется ни у шубы рукав. Лидия Васильевна в исполнении Маргариты Просекиной из тех, кто готов встать у руля и гореть на работе. У таких женщин с личной жизнью бывают проблемы. Но вот лёг на душу милый недотёпа, а хочется, чтобы к ногам бросались, кружили в вихре страсти, но тут этого не дождёшься, надо брать дело в свои руки: «если он уйдёт, это навсегда, так что просто не дай ему уйти». А деревенский хор за окном всё поёт песни, такие близкие поколению автора пьесы. А чувства такие прозрачные. ВР: А за этой прозрачностью – глубина. Я вижу, что здесь есть сверхзадача. Режиссёр и актёры знают её совершенно точно, а мы, зрители, начинаем понимать её только к концу спектакля. В том и состоит тайна театра, которую я очень редко ощущаю в спектаклях театров профессиональных. По правде сказать, настоящее чувство, тот самый катарсис, я в Иркутске ощущала лишь дважды – и один раз – на спектакле театра «Диалог». Там всё прожито – вот в чём дело. В профессиональном театре нас обольщают, а обольстить не могут. А здесь и усилий словно к тому не прилагают, а ты уже во власти этой магии. ГМ: И зал, сплошь состоящий из молодых людей, заворожен этой магией, радуется за героев, смеётся над нерешительным парнем, но смеётся добрым смехом, без издёвки. И переживает – а вдруг опять у них всё рассыплется, не срастётся. И она останется одна, будет грустить и тихо стареть, отдавая работе всю душу, все силы. А он так и не решится, не насмелится и тоже останется неприкаянным. Конечно, в зале малой сцены театра имени Охлопкова, где шли фестивальные спектакли, зритель театральный, а потому отзывчивый. Но хочется верить, что мастерство и искренность актёров способны «пробить» и другого зрителя, вскормленного другой культурой. Конечно, сложно тягаться с динамизмом и красочностью кинопродукции Голливуда. Но душе там зачастую нет места. Душа там лишняя, она вообще не задействована в этой субкультуре. А потребности души нужно формировать, воспитывать. И тут у самодеятельного театра почти нет соперников. Потому что театральное творчество – это чтение, это общение с близкими по духу, это, наконец, процесс создания образа. ВР: Да, ребята просто купаются в материале. Сейчас театр нащупал такие точки соприкосновения между актёрами, а так же между зрителями и создателями спектакля, что они словно висят в пространстве, которое называется «театр «Диалог». Это очень редкостное и драгоценное ощущение. Вторая часть спектакля «Услышь меня» - инсценировка повести иркутского писателя Альберта Гурулёва «А снег идёт». По-моему, это замечательный опыт прочтения прозы, совместного погружения в литературу. В школе сегодня такого практически не бывает, так что авторам и зрителям, можно сказать, повезло. ГМ: Вторая часть спектакля о том, как невезучий и почти пропащий мужик неожиданно обрёл своё счастье. История рассказана с добрым юмором, согрета теплом. Здесь что ни персонаж, то актёрская удача. Николай Мареев в роли коня Сынки – просто прелесть! Мне вспомнилась даже «История лошади» с великолепным Евгением Лебедевым. Пластика, обаяние, настроение – всё в точку. Хорош и Антон Лухнёв в роли пса Черныша. Надел лохматую шапку и преобразился в собаку, добрую, как и хозяин. И хорошо им вместе, а всё чего-то не хватает, нет счастья. По молодости да по глупости попал Федор (актёр Олег Силантьев) за решётку. Так у нас в России бывает. Это если воровать вагонами, то будешь кум королю, а если отмочишь номер, чтобы показать удаль молодецкую – упекут на три года. И вот встретилась Фёдору Наталья – образец, идеал, мечта любого мужика: и собой хороша, и рукастая, и рачительная хозяйка – но с неясным прошлым и с «хвостом». Три дочки у неё мал мала меньше. Актриса Ксения Лагаева выплыла павой, ни слова не сказала, но так посмотрела, что и без слов стало ясно, что повезло мужику. ВР: Для меня важно, что у неё энергия уютной женщины, качество довольно редкое в нашей жизни. Вот она вошла в дом, расстелила чистые половики – и случилось чудо! Я физически почувствовала запах свежевымытых домотканых половиков, запах испечённого хлеба, ощутила тепло натопленной печи. Это та самая магия театра, которая берёт вас в плен. После этого вы верите в происходящее на сцене по-детски, безусловно. Я не критик, я не могу объяснить, как это сделано, но я это чувствую. Пока смотрела спектакль, я простила трёх человек, которые когда-то сделали мне больно. Я их поняла. Вот за чем мы и идём в театр. ГМ: За всеми этими удачами – большой труд режиссёра Валентины Просекиной и всего любительского коллектива. Это показывают точные смысловые акценты, в спектакле чувствуется глубокое понимание содержания произведений и умение выразить их в сценической форме. Зал точно реагирует на происходящее, он дышит в такт действию. А ведь в зале, напомним, молодые люди! Что им, современным горожанам, страдания деревенских баб и мужиков? Что им, детям интернета, все эти проблемы с огородом, с урожаем картошки, что им чувства уже не юных героев? Что их связывает? Почему они слушают эти песни про рябину да малину? Кажется, что страшно далеки они от той жизни, но нет – сострадают, смеются. Так бывает, когда искусство правдиво. Тогда исчезают культурные границы, связанные с образованием, местом жительство, возрастом. Тогда, мне кажется, и появляется чувство, которое не воспитать никакими патриотическими беседами и организованными мероприятиями. Тогда и поле за окном не просто земля - это Родина. И дом окнами в поле, это наш общий дом, всё мы оттуда. А читателям нашей газеты совет: смотрите спектакли театров «Диалог» и «Слово», лучше – вместе с детьми и внуками.
|
|