Доктор, наш внук ругается матом!!! Что делать? |
Вадим Фоменко, Rosbalt.ru |
22 Ноября 2013 г. |
Почему дети говорят слишком взрослые слова? Любой ребенок, самый воспитанный и выдрессированный, рано или поздно употребит дома, в садике и тем более в школе те самые единицы языка, за которые законом предусмотрено наказание в виде штрафа или даже административного ареста. Зачем это детям, и что делать взрослым? У автора этих строк есть родственник, в молодости живший на Кубани. Он как-то рассказал: "Жил у нас по соседству мальчишка Борька, отличавшийся большой любовью к крепкому словцу. Заворачивал такое, что взрослые только крякали. Его "лечили" от этого народными способами: били по губам, хлестали розгами… Однажды иду мимо их плетня – сидит пацан снаружи, со двора выставили. Пожаловался он мне, что опять матюкался, а мать прогнала, сказав, что бог услышит и накажет обоих — и мать, и сына. А она, мол, наказанной быть не желает, потому что такому его не учила. "Страшно бога-то", — говорит мне Борька. Пошмыгал носом, помолчал. А потом предложил: а пошли, дядь Леш, на речку, от моего двора подальше! Там, может, Бог и не услышит – наматюкаемся!". Насчет "бог не услышит" — это сугубо Борькино мнение. Деятели церкви придерживались всегда категорически противоположной точки зрения. "Хочешь ли знать, сколь великое зло — говорить срамное и постыдное? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие… Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу", — писал святитель Иоанн Златоуст. Но дела духовные и уроки столпов религии в нашей культуре традиционно далеки от жизненных реалий мирян. Вот вам один белорусский форум за этот год: "Нецензурные выражения употребляю. Контролю это не поддается. Осознание наступает после произнесенного в критической ситуации"; "Если по долгу службы приходится иметь дело с представителями элементарных профессий, то надо им в понятных терминах все объяснять"; "Мат мату рознь, уместное матерное слово делает речь выразительнее. А хуже всего ханжи, которые лицемерно начинают визжать и падать в обморок. Но если такому показушному ханже-чистоплюю уронить на ногу батарею, то его отборному мату позавидуют рабочие на стройке". Имеет ли смысл вопрос, где дети учатся "плохим" словам? При этом многие из нас "нехорошими" такие слова считают только для детей, и никак не для взрослых. При очевидной абсурдности этот аргумент многими родителями признается вполне убедительным. "Это просто-таки корневая ошибка, — говорит семейный психолог Мария Галкина. – Вы говорите ребенку: ты маленький, а эти слова – для взрослых. Нормально развивающийся ребенок хочет поскорее стать взрослым. Девочки просят подушить их мамиными духами и примеряют мамины шляпки. Мальчики требуют подарить им папин складной ножик. И те, и другие копируют речевое поведение родителей, друзей родителей, старших детей. Как же могут быть плохими слова, которые сказаны родными, любимыми и такими взрослыми людьми?" Вот другой форум, где обсуждают как раз дурные речевые привычки детей. В отношении подрастающего поколения никто не допускает возможности "пересматривать правила русского языка". Дети не должны такого говорить, однозначно. Только как бороться? "Помню, когда мой старший сын впервые притащил с улицы "эту гадость", мне пришлось объяснить коротко значение: "собака женского рода", "собака мужского рода", "то, чем писают мальчики" и т. д. Все достаточно просто объясняется. Предложите ему другие слова в качестве альтернативы"; "Еще пару дней назад сама здесь писала, что надо объяснить ребенку, что воспитанные люди так не говорят. Но на моего сына вчера это не действовало. Он целый день смаковал одно слово. И где набрался? Что делать?"; "Вообще этот момент нужно пережить. Если дома не ругаются, то, скорее всего, эта лексика уйдет, но обязательно появится в лет 13-15. Тогда уместны только какие-то уговоры, объяснения. Если подросток не глуп, то это уйдет. Мы этот кошмар уже со старшим пережили". "Не обращать внимания – эта тактика срабатывает, только пока ребенок не попал в детский коллектив, — поясняет детский психолог Ирина Шмакова. — Тогда ему становится интересна уже не только реакция мамы, папы, других домашних, но и отклик сверстников. Очень трудно бывает установить, например, в детсадовской группе, кто первый начал. Детям, как правило мальчикам, нравится произносить некие вещи, от которых им самим смешно, а взрослые просто "вскипают". Это иллюстрация одной из самых распространенных причин детских ругательств – желания самоутвердиться и почувствовать себя старшим. А вот если ребенок чаще говорит непристойности не в садике-школе, а дома, то причинаю, скорее всего, другая: он хочет привлечь к себе внимание, им мало занимаются, ему одиноко. И неважно, что его за такие вещи не расцелуют, а отругают – внимание родителей для ребенка до определенного возраста не имеет знаков "плюс" и "минус", оно ценно само по себе". Мама второклассницы Софьи рассказывает: "Она в школе запомнила и повторяла слова, из-за которых меня вызвали к классному руководителю. Пришлось провести определенную работу, чтобы она больше так не делала. Теперь Соня, входя на порог дома, громко нам с отцом объявляет: а я сегодня слов …, …, … и … в классе не говорила! Так что насчет школы вроде бы договориться удалось, а вот почему их совсем произносить нельзя – она понимать не желает!". Психолог Ирина Шмакова уверяет, что не стоит в этой ситуации идеализировать девочек. "Просто девчонки чаще копируют речевые образцы женщин из своего окружения, а мальчики – мужчин. Если случилось так, что у девочки мама не выбирает выражений, то дочка с большей степенью вероятности станет ругаться и еще удивит всех мальчиков в своем классе. Да и те девчонки, в семейном окружении которых все изъясняются, как академики, все равно обсуждают между собой, чем они отличаются от мальчиков, как это – выходить замуж, как рождаются дети. Они тоже учат друг друга "тайным" словам, которыми все эти штуки и процессы называют взрослые, только девочки в массе послушнее мальчиков, стыдливее и в большей степени готовы к мысли о том, что это говорить нельзя", — говорит Шмакова. Между тем психолог Мария Галкина уверена: самое неразумное, что может делать родитель, — это прятать ребенка под стеклянный колпак и делать вид, что этих слов нет, особенно, когда он уже сам точно знает, что они существуют. Тактика "незамечания" работает только для самых маленьких, повторяющих слова за взрослыми необдуманно и копирующих, скорее, интонацию, эмоцию. Однако примерно с 4 лет дитя уже интересуется смыслом слова, значением, а также тем, почему он его раньше не слышал, и почему ему не велят его повторять. "Здесь очень важен вот какой момент. Следует четко разъяснить ребенку, что это именно слова плохие, а не сам он плохой, когда их говорит. Что, есть в языках неприличные слова, которые используются для оскорблений и унижения людей. Мол, ты ведь понимаешь, что оскорбления и унижение людей – это не способ утвердить свою правоту. Правоту можно утвердить массой других разумных способов. Кроме того, можно сказать ребенку, что в языке оскорбления занимают положение изгоев. Есть ведь много слов для описания прекрасных вещей: "солнце", "звезды", "мама", "мечта"… Зачем же произносить ругательства, если мир так прекрасен?", — говорит Галкина. Самое главное – относиться к ребенку с позиции любви, разума и доверия к нему. Один форумист настоятельно советует приучать чадо читать книги, в первую очередь классиков. Ему возражают, что классики тоже охотно в некоторых произведениях матерились, приводят в пример Маяковского с его "первым вступлением в поэму “Во весь голос”" и Пушкина с его сказкой "Царь Никита и сорок его дочерей". Но тут надо сказать, что "Царь Никита…" написан как раз с предельной фразеологической осторожностью, которой всем не мешало бы поучиться – и детям, и взрослым. А заодно средствам массовой информации. "Как бы это изъяснить, Чтоб совсем не рассердить Богомольной важной дуры, Слишком чопорной цензуры? Как быть?.. Помоги мне, бог! У царевен между ног... Нет, уж это слишком ясно И для скромности опасно…" Начиная разговор на сегодняшнюю тему, один из экспертов рассказал анекдот, причем совершенно приличный: "- Доктор, наш сын ругается матом!!! Что делать?! — Радоваться – у мальчика отличные слух и память".
|
|