Как бы ни уверяли оптимисты, что каждый ребенок талантлив по-своему, практика показывает: только 20% одаренных детей в будущем реализуют свои уникальные способности. Так что мешает талантам пробиться и что необходимо сделать, чтобы раскрыть уникальные индивидуальные способности маленького человека? Об этом на площадке ИА "Росбалт" в рамках проекта "Семейная ценность" рассуждали психологи, педагоги и родители.
Доцент кафедры психологии СПб академии постдипломного педагогического образования (АППО) Виктория Кокоренко, целенаправленно изучающая различные аспекты "выращивания" юных талантов, считает, что одаренный человек — явление крайне редкое, а потому надо уделять внимание обычным детям. Главное — дать им возможность раскрыться. По ее мнению, не следует создавать ребенку никаких особенных условий, просто должно быть взаимопонимание и взаимодействие с родителями, и тогда, по идее, все должно получиться.
"Поймите, все, что интересно вам — будет интересно и ребенку. Делайте что-то вместе и предлагайте ему разнообразие вариантов. Рано или поздно он на чем-нибудь да остановится", — считает психолог. Получается, что "драмкружок, кружок по фото, а еще нам петь охота" — не самый пропащий вариант? Однако есть опасность загрузить маленького ребенка так, что скоро он возненавидит все дополнительные занятия. Да и самих родителей. К тому же увлечения взрослых — это не гены, которые передаются по наследству.
Опыт многих знакомых родителей доказывает, что индуцированная на чадо папина любовь, например, к самодеятельной игре на балалайке и мамино увлечение теннисом лет до 10 воспринимаются малышом как унылый обязательный ритуал вроде чистки зубов, после 12-14 — как ненавистная обязанность. А в 18 юноша высказывает родителям все про свое "загубленное детство". Потому что он, оказывается, с трех лет мечтал изучать червяков, но его упорно тащили к туристским кострам и на корт.
"Вы мне испортили всю жизнь", — сообщил родителям мой друг, очень талантливый физик Саша, с золотой медалью окончивший известную физматшколу, с красным дипломом — СПбГУ и попавший затем отрабатывать гранты по изучению каких-то роботов в Китай, а потом в США. Саша был очень талантлив, родители и учителя об этом знали. А потому иных вариантов, кроме "спецшкола-физмат-Кремниевая долина", у него не было, что ему усиленно внушали с того дня, когда он успешно умножил два на два. А он хотел жениться лет в 20, а не в 41, как получилось, нарожать детей и построить домик в деревне. Но нет — он впахивает в своей американской долине, жена с маленьким ребенком живут в России — в США их пока не пускают. Саша считает свою жизнь не слишком удавшейся и ругает свой проклятый талант.
"Действительно, ситуация слишком раннего выявления талантов настораживает, — считает сопредседатель "Городского родительского комитета" Михаил Богданов. — Все эти "группы раннего развития", иностранные языки и студии чуть ли не в грудном возрасте не нужны и даже опасны. Такие попытки попахивают неким социальным программированием. Надо научить ребенка правильно распознавать свои возможности, способности и, главное, — стремления. Но реальное выявление может быть только в средней и старшей школе. И не надо давить на ребенка. Шнуров, например, тоже из школы со справкой вышел. И ничего — пробился ведь!".
Однако вопрос о том, кто именно должен выявлять юные таланты, сегодня наиболее актуален. По идее, этим должны заниматься родители и педагоги. Но здравый смысл и активность одних, а также квалификация других вызывает серьезные сомнения. "Не выявляют родители детей, некогда им, они работают непрерывно. Поэтому не надо иллюзий", — считает директор лицея №369 Красносельского района Константин Тхостов. По его мнению, ребенка в конечном счете формирует окружение. И от него зависит, пробьется ли талант, причем в нужном направлении, или так и зачахнет невостребованным и неугаданным?
"Да, ребенка формирует окружение. Но кто формирует? Насколько информированы родители и готовы к этому учителя? — размышляет Тхостов. — Вы заметили, что сейчас большинство гаджетов продается без инструкций к пользованию? Это означает, что детям они не нужны — ребята и так справляются, поскольку они — дети нового информационного пространства. Но наша беда в том, что мы меряем отношение к ребенку по своему собственному опыту. Но ведь информация сейчас другая, и ее надо осваивать! Однако у нас похоронен институт подготовки педагогических кадров. А на языке института переподготовки учителей современных ребят не научишь. Между тем дети — не шаблон, а индивидуальность. Город сейчас много делает для ребенка, но способны ли педагоги это освоить? Надо развивать детей в рамках их собственных требований".
По словам завкафедрой культурологического образования СПб АППО Любови Ванюшкиной, в городе разработаны и задействованы специальные программы и концепции по работе с одаренными детьми. Но вероятен риск переусердствования в селекции таких ребят.
"Работа с одаренными детьми не может быть приоритетом одного социокультурного института — детсада, школы или спортивной секции, например. Должен быть комплекс. Кроме того, именно поэтому концепция рассчитана не на год и два, а на много лет, чтобы понять человека в развитии, — считает Ванюшкина. — И второй вопрос, не менее важный: выявили мы талант. А что дальше? Необходимо создание такой среды, которая комфортна ребенку. А то ведь талантливым детям, живущим, например, где-нибудь под Архангельском, к нам даже на олимпиаду по предмету не попасть".
Эксперты отмечают, что серьезная работа с одаренными детьми должна быть делом не столько и не столько родительским или общественным, а государственным. Чтобы мальчик Саша не в Кремниевой долине работал, а в родном Петербурге. Или выращивал своих червяков...
Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.