НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-10-23-00-45-26
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно...

Виктор Сухоруков: Роли и личности в истории

30 Мая 2016 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2016/30-05-suhorukov как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

suhorukov viktor

В обширном послужном списке народного артиста России Виктора Сухорукова немало ролей исторических персонажей, сыгранных им за почти сорокалетнюю карьеру в театре и кино: императоры - Древнего Рима Домициан и России Павел Первый, царь Федор Иоаннович, советские лидеры Ульянов-Ленин и Хрущев, граф Пален, шеф жандармов Бенкендорф, нарком Берия... Этот разговор - о перевоплощении и переосмыслении. Пишет "Российская газета".

О бедном, бедном Павле

- Думал ли Витя Сухоруков, мальчишка из рабочей семьи подмосковного Орехово-Зуево, что пройдет несколько десятилетий, и он в большом количестве сыграет власть предержащих?

- Не чаял я и не гадал! Хотя с детства тяготел к лицедейству, рядился в мамин халат, натягивал на руки ее чулки, воображая перчатки, привязывал мочалку наподобие женской прически, становился перед зеркалом и делал вид, будто пою:

Нам бы, нам бы, нам бы
Всем на дно!
Там бы, там бы, там бы
Пить вино!"

В 1961 году на экраны вышел фильм "Человек-амфибия", и меня, десятилетнего, почему-то потрясли не Вертинская с Кореневым, а девица, которая в баре горланила эту песенку про морского дьявола. Я пытался ей подражать и, конечно, не мечтал сыграть великих. Не думал, что мне, пацану из барака, придется примерять золотые погоны и короны с бриллиантами, держать в руках скипетры и ходить по царским хоромам. Но вот сподобился...

Только сразу должен предупредить: я не историк, не исследователь, не ученый и даже не алхимик.

- Вы актер. Может, это еще круче?

- Не знаю. Во всяком случае профессия дает право быть фантазером, исполнителем версий. Я выискивал те поступки у своих персонажей, которые можно сыграть на экране или сцене, показав характер героев. Прокладывая маршрут внутри разных эпох и вождей, правителей, царей, я накопил материал, позволяющий рассуждать на тему времен и властителей. Надеюсь, на уровне чуть выше дилетантского.

И еще одно чистосердечное признание: с моей стороны не было какого-то глубокого литературно-научного поиска. Я не засиживался до ночи в библиотеках, не захлебывался чтением исторических трудов...

- Зачем сразу разочаровываете, Виктор? Дайте людям поверить, будто работа над ролями шла кропотливо и скрупулезно.

- Ну, конечно, я погружался в среду, позволявшую понять, почувствовать героя, которого предстояло играть. При этом придерживался не только официальной версии, но и собирал альтернативные материалы. Не хотел быть ни красным, ни белым, ни левым, ни правым, ни сторонником, ни противником. Я старался избегать прямых параллелей между прошлым и настоящим, хотя порой это трудно было сделать. По своим взглядам я аполитичен, поэтому могу рассказывать историю с двух сторон. Есть позиция и оппозиция, но пусть они будут берегами одной реки под названием Россия. Если же кто-то считает реку своим врагом, он не берег, а окоп, и значит, война по полной программе. Лично я ни с кем воевать не хочу!

Я играл исторических персонажей, а не судил их. Стремился показать любовь и ярость, радость и печаль, жизненность и смертность. Актерская задача - дать пищу для размышлений, заставить думать, а уж дальше пусть зритель сам решает, казнить моего героя или миловать, прощать его или ненавидеть.

Да, опрокидываясь вслед за персонажами в глубь веков, я тоже открывал для себя много нового, от чего задыхался, охал, ахал, негодовал, до слез удивлялся, почему же не знал этого раньше, почему нас в школе учили по-другому?

Нам ведь рассказывали, что Павел I был солдафоном, сумасбродом и вообще полным придурком. Мол, правильно, что смелые офицеры его зашибли. А то ведь что удумал, паразит? Собрался в поход на Индию! На такое способен только сумасшедший.

А потом я стал готовиться к съемкам в картине Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел" и понял: мой герой иной! И с Индией у него был великий военный план, который, к сожалению, не осуществился.

- Значит, Владимир Жириновский, обещавший, что русский солдат будет мыть ноги в водах Индийского океана, верный последователь Павла Петровича?

- Сейчас это фарс, шутовство, а тогда император всерьез готовился к походу, который мог перевернуть ход мировой истории, если бы не предательство англичан. Они нарушили ранее достигнутые договоренности и сделали все, чтобы нашими же руками угробить Павла. Все эти так называемые "пьяные гвардейцы", а в действительности - потомки знатных родов, дворяне, графы да князья, не били своего императора золотой табакеркой в висок, не душили интеллигентно белым шарфиком, нет! Это красивости, которых не было. Они навалились на бедолагу озверевшей толпой и буквально растоптали, замордовали. Голубая кровь, белая кость!

На Павле лица не было! Когда цирюльник, пришедший привести убиенного в порядок перед тем, как уложить его в гроб, увидел растерзанное тело, он грохнулся в обморок. Позвали другого, но и тот отказался гримировать покойника. Только третий согласился. И все равно Павла везли на высоком лафете и чуть ли не до подбородка нахлобучили треуголку, чтобы люди, которые пришли проститься с государем, не заметили ничего подозрительного.

Вот что сотворили приближенные! Те, кто входил в свиту Павла, а ранее - в окружение его матушки Екатерины. Тогда я впервые задумался: какая же она великая, если не смогла совладать с сыном, не нашла общего языка с ним. Восемнадцать лет они были во вражде да так и не сумели помириться. Вступая на престол, Екатерина ведь обещала, что отдаст корону Павлу, когда тот достигнет совершеннолетия, но слово не сдержала.

Придет время, и Павел изгонит из Петербурга эту екатерининскую камарилью...

- ...включая организатора заговора графа Палена, которого вы сыграли в фильме Ильи Хотиненко "Золотой век".

- До личности Петра Алексеевича мы обязательно дойдем, но сначала давайте закончим разговор о Павле. Да, в 1797 году он снял Палена с поста генерал-губернатора Курляндии и "выключил из службы". И братьев Зубовых император тоже убрал с глаз долой. Но это длилось так недолго! Павел простил, вернул им все - и капиталы, и крепостные души, и статус при дворе. А они потом объединились, чтобы расправиться с помазанником Божьим. Упали на него сверху, как стена. И раздавили. Такая вот благодарность.

Правда, Зубовы участвовали непосредственно в убийстве, а Пален не замарал белые перчатки в крови. Но он все равно палач, какими бы мотивами ни прикрывался и ни оправдывался.

{gallery rows=11 cols=1 width=290}TXTS/2016/30-05-suhorukov{/gallery}

О Федоре Иоанновиче и графе Палене

- Но вы согласны, что Павел был слаб?

- Скорее, представлял опасность для определенных сил. Он искренне хотел стать последователем Петра Первого, подхватить знамя его реформ. И твердость умел проявить, когда считал это необходимым. Дважды Наполеон сватался к его дочерям, и оба раза Павел отвечал отказом, находя для того веские причины.

- Отдал бы одну из дочек Бонапарту, глядишь, не случилась бы Отечественная война 1812 года.

- Вполне возможно, но, значит, у нашего императора имелись резоны не соглашаться на предложение француза. И, к слову, когда Павла сгубили, Наполеон назвал его русским Гамлетом.

А как Павел поступил после известия о смерти матери? Из Гатчины кинулся в Петербург и первым делом решил восстановить историческую справедливость: приказал эксгумировать прах отца и в сопровождении факельщиков торжественно доставить его в Зимний дворец. Там Павел короновал череп Петра III и похоронил рядом с Екатериной II.

- Странный поступок, не находите?

- А для меня такие детали важны как для актера, они помогали создавать образ героя.

- Откуда вы черпали подобную информацию?

- Разумеется, из книг, живых свидетелей ведь не осталось.

- Не вы ли десятью минутами ранее рассказывали, что не ходили по библиотекам, готовясь к съемкам?

- Значит, немного слукавил. Конечно, диссертацию написать не смог бы, но определенный материал набирал, это обязательно. Мы с режиссером картины Виталием Мельниковым постарались разгрести кривотолки и ложь вокруг имени Павла. Был на площадке красивый эпизод, когда Виталий Вячеславович скажет: "Хватит копать, Сухоруков! Тебе это вредно". Каждый раз я приносил ему новые идеи, рассказывал сюжеты из жизни императора...

Пройдет время, и меня пригласят в Пироговский музей на выставку "Семья", посвященную Павлу, его супруге Марии Федоровне, урожденной Софии-Доротее Вюртембергской, и их десяти детям. Я не знал многого из того, что прочитал и увидел там. Сквозь витринное стекло почувствовал их безумную родительскую любовь к каждому ребенку. Все они получили отличное образование, музицировали, писали стихи, были прекрасно воспитаны. Из них русскими императорами стали Александр I и Николай I. После смерти старшего брата великий князь Константин Павлович, усовестившись, отказался короноваться, предпочел стать наместником Царства Польского в Варшаве. На престол взошел третий сын Павла. После убийства отца минует пятьдесят три года, и Николай I поставит папе изящный и романтический памятник в Гатчине. Павел словно шагает против ветра...

И это нелюбимый отец, психически больной человек, которым пытались его изобразить?

И еще два слова о Павле. У него был страшный конфликт с Суворовым. Великий русский полководец терпеть не мог императора, который удумал провести масштабную армейскую реформу. А теперь угадайте с одного раза, кто дал высшее звание генералиссимуса Александру Васильевичу? Конечно, Павел! Он возвысил Суворова, хотя тоже по-человечески его недолюбливал. Впрочем, это не мешало отдавать должное военному гению...

Подводя черту под темой о Павле I, скажу, что отношусь к нему с большим уважением, любовью и состраданием. Считаю, это издевательская потеря для России. У Павла не было счастливой жизни при матери, не получил удовлетворения он и после воцарения. Многим соотечественникам император оказался не мил и даже противен. Слово неприятное, какое-то козлиное, но в данном случае - точное. Поразительно, но на Западе о Павле отзывались гораздо уважительнее. Видимо, как не было на Руси пророков, так и до сих пор нет...

- Вы и для Петра Палена найдете добрые слова?

- Я сыграл его еще до Павла I. Кстати, знаете, что Илья Хотиненко звал меня в "Золотой век" на роль императора? Но пока я собирался да в театре разбирался, приезжаю на "Мосфильм", а мне сообщают: Павла будет играть Саша Баширов, он уже утвержден. Илья говорит: "Вить, может, на Палена согласишься?" Я сразу дал добро, хотя и знать не знал, кто такой этот Пален. А почему не раздумывал ни минуты? Понимал: картина историческая, и очень захотел манжеты кружевные, жабо да парички примерить! Как мне казалось, вот он, настоящий мир искусства. Ну, сколько можно террористов, киллеров и бандитов играть? Я так мечтал хотя бы на экране стать выше ростом, румяней щеками, синее глазами. И чтобы кудри обязательно развивались на ветру!

- Только вот Пален оказался еще более страшным злодеем, чем ваши прежние отрицательные персонажи.

- Это ведь потом выяснилось, когда я начал копаться! Петр Алексеевич был совсем не глуп, настоящий чиновник высшего класса. Но то, как он поступил с Павлом, до сих пор не укладывается у меня в голове. Ведь Пален носил имперскую печать в штанах, Павел считал его своей опорой, доверял, как себе, а он что сотворил? Предал!

После убийства Павла I Палена отправили в отставку, сослали в Курляндию, где он прожил еще четверть века, не без удовольствия рассказывая гостям о подробностях расправы с "тираном".

На мой взгляд, он не ссылки заслуживал, а казни! Но знаете, что меня особенно занимает в этой истории? А как же Господь? Почему он не покарал убийц, взявших на душу страшный грех? Я задавал этот вопрос и Виталию Мельникову. Ведь они жесточайшим образом изничтожили помазанника Божьего, а сами потом жили долго и счастливо! Где же высшая справедливость? Нет ответа...

В фильме "Бедный, бедный Павел" у нас был потрясающий диалог с Олегом Янковским, игравшим Палена. Когда снимали сцену, на площадке стояла звенящая тишина. Только наши голоса... После того как записали удачный дубль, продолжили дискуссию, хотя и понимали, что не нам, артистам, судить о действиях исторических персонажей. Мы могли дать лишь эмоциональную оценку. Олег Иванович говорил в свойственной ему ироничной манере, а я горячился, пытался что-то доказывать. Увы, в том споре истина не родилась...

- Вы еще одного царя сыграли - Федора Иоанновича.

- Да, в спектакле "Царство отца и сына" в Театре Моссовета. Великие Москвин и Смоктуновский изображали его каким-то больным, малость не от мира сего...

- Блаженным.

- Кто это сказал?

- Современники. Собственно, под таким прозвищем сын Ивана Грозного и вошел в историю.

- Да, только в это слово заложили негативный подтекст. Дескать, дурачок. А мне кажется, Федор Первый был блаженным в том смысле, что ненавидел пролитую кровь. Четырнадцать лет он находился у власти, при нем возвели стены Белого города в Москве и отлили Царь-пушку, которая ни разу так и не выстрелила. Федор Иоаннович был светлый, воистину Божий человек на троне. А что Борис Годунов им манипулировал, так это ерунда. Все ключевые решения они принимали вместе.

И Смутное время началось не при последнем из рода Рюриковичей, а после его ухода. Самозванцы, восстания, прочие разброд да шатания...

А Федор Иоаннович был по-настоящему набожен, он строил храмы и многие вопросы пытался решать миром, компромиссом. Может, жертвенно, однако без крови. Поэтому я и делал его немножко скоморохом, но не душевно больным. Он прикидывался шутом, чтобы идти против уготованных отцом правил, а в глубине души все равно оставался Рюриковичем с запрятанным букетом страстей...

Это был не худший правитель Руси, точно не худший!

О Ленине

- Но первым историческим персонажем в вашей актерской коллекции стал вождь мирового пролетариата.

- Да, я трижды играл Ульянова-Ленина - в театре "На Литейном" в спектакле с витиеватым названием "Кремлевские куранты, или Приезжайте к нам лет эдак через..." и два раза на экране. Сначала был фильм "Комедия строгого режима" по произведениям Довлатова с вкраплениями других писателей, включая, если не ошибаюсь, даже Достоевского. Строго говоря, я играл зэка Григория Зуева, участвовавшего в тюремной художественной самодеятельности. "Шестерке" доверили в театральной постановке роль Владимира Ильича. Такой уголовный юмор. Шел 1992 год, уже позволялось ерничать, саркастически посмеиваться над тем, к чему вчера относились максимально серьезно. Фарс и гротеск приветствовались. Мы этим обстоятельством и воспользовались.

- А как вы тогда относились к Ильичу?

- У меня всегда было и остается к нему положительное отношение.

Все знаю про Ленина, про разные его поступки, но это моя история. Не буду очернять свое прошлое и страны, в которой вырос и которую люблю.

- Вы были "пионэром", как говорит Роман Виктюк?

- Конечно! 9 мая, не вспомню, какого года, стоял лицом к Мавзолею, и мне привязывали красный галстук.

- Повязывали.

- Ну да! А потом нас гуськом проводили в этот склеп. У меня стишок есть, посвященный тому событию.

- Прочитаете?

- Весь наизусть не воспроизведу, лишь несколько строчек:

"Кремлевские куранты бьют двенадцать,
У Мавзолея вновь меняют караул.
Людская вереница разных наций
К вождю России, к Ленину идет..."

- Да вы поэт, батенька!

- Там такие крамольные слова в финале!

"Идет народ, спускается во тьму..."

Хотя никакого подтекста в эту строчку я не закладывал и тьму подразумевал не идеологическую, а самую обыкновенную. В Мавзолее ведь было темно, детям страшно!

Я сторонник, чтобы Ленина, вернее, того, что от него осталось, похоронили. Выставлять останки человека напоказ - не по-нашему, не по-христиански...

- Когда в последний раз были в Мавзолее, Виктор?

- Вот тогда и был, в четвертом классе. Больше не ходил, и нет желания. Надеюсь, прах предадут земле, и в этой истории будет поставлена точка...

- Вы сказали, что трижды сыграли Ильича.

- Да, в 98-м снялся в эстонской картине "Все мои Ленины".

- За которую потом получили кинематографическую награду в Таллине?

- И не одну. Даже что-то вроде госпремии, только на местный манер. Заплатили в кронах. Помню, устроили мощную тусовку в оперном театре, съехался весь таллинский бомонд - дамы в вечерних платьях и мехах, мужчины в смокингах. В клубах сигарного дыма в руках официантов в белых перчатках плыли подносы с шампанским... Красота!

Конечно, эстонцы относились ко мне очень холодно. И на церемонии, и во время съемок. По сути, это была первая полнометражная художественная картина, снятая в Эстонии после развала Советского Союза. И вдруг главная роль достается русскому. Я оказался единственным иностранцем на площадке. Скандал! Но режиссер Харди Вольмер настоял на своем. Все ненавидели этого Сухорукова, терпеть не могли! Как назло, у меня впервые открылась язва желудка, я отвратительно себя чувствовал... Но собрал волю в кулак и, не обращая внимания на физические боли и моральные мучения, сыграл Владимира Ильича и его двойника-антипода Ивана.

История простая и одновременно затейливая. Некий эстонский авантюрист знакомит немецких шпионов с изнывающим от скуки в Цюрихе Лениным. По версии сценаристов, тот пьянствует, шляется по злачным местам, крутит любовные романы, не думая ни о какой революции. Но немцам удается убедить Ильича, что ему надо вернуться в Россию и лично возглавить борьбу с царизмом. Проект по развалу России тянул на приличную сумму в свободно конвертируемой валюте, поэтому в глухих эстонских лесах создали школу двойников, чтобы те могли заменить Ленина в случае форс-мажора. Не стали бы немцы зря деньгами рисковать, правда?

Словом, в итоге некая таинственная комиссия решает, что двойник лучше смотрится в роли вождя революции. Настоящего Ленина сбрасывают за борт в воды Балтийского моря, он тонет, а в Петроград отправляется Иван и выступает на броневике у Финляндского вокзала. Но в финале картины звучит еще одна любопытная и веселая версия: и остальные двойники Ленина тоже будут пущены в дело. При одном начался красный террор, при другом - военный коммунизм и продразверстка, при третьем - нэп, а в Мавзолее и вовсе лежит четвертый или пятый. Создатели фильма посчитали, что не мог человек за короткое время так радикально менять собственные взгляды и политику руководимого им государства. Получается, Лениных было несколько!

Такое вот кино сняли наши прибалтийские коллеги.

- Стеб.

- Фантазии на историческую тему. Тем не менее, я постарался учесть черты реального Ленина - и состояние его здоровья, и особенности темперамента. Но, к слову, эстонцы не все придумали. Я покопался и с удивлением обнаружил, что в какой-то момент Ленин, действительно, решил не возвращаться в Россию из эмиграции, хотел раствориться за рубежом, заняться адвокатской практикой, был увлечен романом с многодетной женщиной... Об этом в советских учебниках по истории не писали!

Судьба повернулась по-другому, вынесла Ленина на гребень волны, сделала вождем... Но среди собравшихся вокруг него оказался Иуда по кличке Коба. Если присмотреться, можно увидеть исторические параллели. Мы вот говорили о Павле, который сам выделил Палена из свиты, приблизил к себе, а тот улучил момент и ударил в спину. Сталин поступил похожим образом. Ощущение, будто только одежду поменяли и головные уборы, а картинка библейская: среди апостолов обязательно найдутся те, кто продаст и предаст.

Почему Сталину удалось растолкать других сподвижников Ленина и забраться на трон? Там ведь были люди сильные, страстные, одержимые, пассионарные. А победил не самый яркий, но хитрый и коварный. И правил тридцать лет...
О Сталине и Хрущеве

- Его сыграть хотели бы?

- Вряд ли. Было предложение, было! Не сложилось, и не сожалею об этом. Как уже признавался, в своих героях я ведь ищу не только плохое, но и хорошее. Сомневаюсь, что мне удалось бы найти хоть какие-то положительные качества в Сталине. Я заставил бы его переживать, задумываться о содеянном, теряться и пугаться... Понимаете, я слишком хорошо знаю, как он строил социализм, какой кровью это далось России.

Чем старше становлюсь, тем лучше понимаю: победа в Великой Отечественной войне одновременно была и великим жертвоприношением, совершенным нашим народом. Почти тридцать миллионов жизней - колоссальные, в прямом смысле слова невосполнимые потери. Я родился в 1951 году и помню: война давно закончилась, а страна продолжала кататься на деревянных дощечках с колесами из подшипников. На улицах было море инвалидов - без ног, без рук, без глаз. Даже в нашем Орехово-Зуево, не говоря уже о Москве или Ленинграде. Потом по приказу сверху "самовары товарища Сталина", как называли инвалидов без конечностей, убрали с улиц, чтобы они не портили облик образцовых советских городов. Отлавливали, как бродячих собак. Одиноких вывезли в специнтернаты, тех, у кого была какая-то родня, заставили сидеть по домам, не высовывая носа...

Поэтому Сталина я бы сыграл. Но черта в глазах оставил бы. Для меня он породнился с нечистой силой. За достижения Советского Союза, за все лидерства и первенства, какими бы они ни были, заплачена слишком высокая цена. Слишком! Это вместе мы - народ, а по отдельности каждый уникален и неповторим. Представьте, сколько нитей оборвалось. Бусы рассыпались по всей земле, заново их уже не собрать.

Мой дед пропал на румынском фронте, так и не знаю, где именно он погиб и похоронен. Да в любой семье есть похожая история! А вы спрашиваете: Сталин...

- Спрошу о Хрущеве.

- Его я сыграл в сериалах "Звезда эпохи" и "Фурцева", в третий раз отказался у Прошкина в фильме "Чудо".

Ради работы над ролью Никиты Сергеевича я даже потерял живот.

- То есть?

- Много лет держал себя в форме, следил за весом, не уходил за 76 килограммов, а тут отпустил пресс, готовясь к съемкам в "Фурцевой". Жрал без разбору, сильно поправился, поскольку не хотел, чтобы мне подкладывали искусственные толщинки. А когда все закончилось, вернуться в прежнее состояние уже не смог.

- Искусство требует жертв, Виктор.

- Да, я поверил в историю, в которой снимался. Она прописана великолепно! И опять я пошел по пути поиска блага и зла, хорошего и плохого в образе героя. Этот мужичок из Калиновки был совсем не так прост, как мог показаться. Знаете, с чего Хрущев начал политическую карьеру? В 1929 году вчерашний пастух и шахтер поступил в Промышленную академию в Москве, где принялся... строчить доносы на сокурсников и преподавателей. Вместо прилежной учебы. Вот какой молодец! В итоге часть студентов отчислили, кого-то из профессоров посадили, зато Никиту избрали секретарем парткома академии. А дальше - райком, горком, обком...

- Словом, симпатии к персонажу никакой?

- Никите Сергеевичу можно многое простить за развенчание культа личности Сталина. Он открыл шлюзы, попытался вычистить авгиевы конюшни. Конечно, Хрущев - не Геракл, но бросил вызов тирану, пусть даже и мертвому. Другие не были способны и на такое. Никита Сергеевич нашел в себе внутренние силы, приглушившие страх. Он ведь очень рисковал, его могли не поддержать, распять...

Конечно, я никогда не считал его хорошим правителем, но и за дурака не держал. С другой стороны, никто ведь не говорит об эпохе Хрущева. Вспоминают ХХ съезд и "оттепель". А это совсем короткий срок, небольшой перевал, за которым ждал то ли новый подъем, то ли спуск. Это уже от Никиты Сергеевича не зависело.

И о себе

- Последнее хочу сказать. Недавно в гости к Владимиру Познеру приходил бывший главный редактор "Сноба", а теперь новый главный редактор русского Forbes Николай Усков. Он как бы между делом обронил фразу, мол, Россия проиграла двадцатый век. Познер не возразил, а я бы поспорил. Нельзя бросаться такими словами. Не думаю, что Россия проиграла. Ее хотели проиграть! Знаете, как картежники-долбежники ставят на чужую жизнь? Так и с нашей страной.

Не надо быть снобами. История была до нас и будет после. Мы только строчки из куплетов, знаки препинания в них. Песня впереди. Как и сзади.

- Широко мыслите, уроженец и почетный гражданин Орехово-Зуево Виктор Сухоруков!

- Не удержусь, похвастаюсь: вы вот знаете, что осенью на малой родине откроют мне памятник?

- Наверное, все-таки скульптуру? При жизни памятники не ставят, это удел ушедших.

- Да-да, мне объясняли, запамятовал...

Уже в бронзе отливают. По-моему, симпатично получается.

В Орехово меня любят. Для земляков не имеет большого значения, кого именно я сыграл, главное, что в люди выбился...

Буду сидеть на скамейке. На краешке, чтобы вскочить и бежать дальше. Уже говорил вам, что всегда мечтал быть повыше ростом, а тут для меня расщедрились на два метра. В остальном - полное сходство с оригиналом. Любой желающий сможет присесть со мной рядом, подержать за руку, натереть лысину до блеска или похлопать по коленке. Может, появится новая городская примета: сходил к Сухорукову, загадал желание, и все исполнилось. Почему бы и нет?

Памятник... ой, опять оговорился... скульптуру поставят на центральной площади города. Спиной к кладбищу. Зато лицом к Ленину, который там давно уже стоит. Мы снова встретимся. Видите, как хорошо я придумал!

  • Расскажите об этом своим друзьям!