«За» или «против» |
12 Октября 2012 г. |
Водительские права я получил – страшно сказать! – в 1972 году, сорок лет назад. И машины тогда были другие, и движение по городским улицам обходилось без нынешней толчеи, ну, и самих водителей было в тысячи раз меньше. Понятно, что и происшествия на дорогах случались в сотни раз реже.
Легче всего сказать, что раньше было лучше. Конечно, ездить по городу можно было без проблем, а пешеходы переходили улицы там, где им удобно, не заморачиваясь светофорами и зебрами. Но несмотря на плакаты, призывающие водителей и пешеходов к взаимной вежливости, этой самой взаимности как-то не наблюдалось. Эти две категории граждан жили как бы параллельно, считая другую половину досадным, но неизбежным злом. Женщин за рулём можно было увидеть так же часто, как белую ворону на крыше – вождение считалось делом мужским. Ну, хотя бы потому, что ремонтировать изделия советского автопрома приходилось самостоятельно, а это дело не только грязное, но и тяжёлое. Зато сейчас «блондинок» едва ли не большинство: они легко путают педали, но умудряются во время движения красить губы и разговаривать по телефону. Что ещё? Автолюбители, пожалуй, были постарше нынешних: на машину надо было подзаработать, а самое главное, дождаться очереди на предприятии, которая могла подойти лет через десять. Известно, что с возрастом страсть к лихачеству и безрассудству постепенно испаряется, потому «шумахеров» на дорогах было заметно меньше. Я из «ранних»: в первый же год работы удалось по великому блату приобрести за 300 рублей списанный инвалидный «Запорожец», и с баранкой уже не расставаться никогда. Конечно, случалось, нарушал, превышал, но от аварий Бог миловал. О самом наболевшем. Могли ли раньше водители «позволить себе» за рулём? Могли. Ещё как! Особенно деревенские водилы, где, как известно, гаишники не водятся. Мой дед дружил с хомутовским шофёром Иваном Землянкой (Землянициным), и когда тот заезжал в гости, дед выпаивал ему на радостях едва ли не ведро медовухи. Меня, помнится, всегда восхищали ватные штаны Землянки, в которых он ездил зимой и летом: пропитанные маслом и бензином, они блестели так, что в них можно было смотреться. А кончалось всегда тем, что дед призывал на помощь соседских мужиков, и они втроём-вчетвером (меньшим составом с грузным Иваном не справиться) волокли шофёра до машины, заталкивали в кабину, и он потихоньку трогался домой, в соседнюю деревню. Ни одной аварии по пьяному делу за всю жизнь! А ещё помнится случай с отцом. Он никогда не позволял себе «лишнего», а тут явился ночью изрядно навеселе (с вечеринки выпускников школы) и стал искать ключи от «Москвича». Он буквально валялся в ногах у мамы, умолял отдать ключи, потому что обещал однокашникам развести их по домам, он обещал и не может стать трепачом... Мама была непреклонной. Вся компания осталась ночевать у нас... Даже после единственной рюмки отец за руль с тех пор не садился. Это табу перешло и ко мне. А на днях случилось очередное ЧП: пьяный молодой человек сбил школьниц на пешеходном переходе. Я его знаю. Неплохой парень, заботливый отец. Но пьёт, а побороть свой недуг не может даже с помощью врачей. В таком случае доступ к машине должен быть закрыт раз и навсегда. Не дожидаясь происшествий. Пьянство за рулём уже стало предметом политики. После череды громких катастроф по вине пьяных водителей депутаты хотят значительно ужесточить наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде. Окончательный вариант нового законодательства пока не подготовлен, но в число суровых мер депутаты уже предлагают включить штраф в размере ста тысяч рублей, полное лишение прав, конфискацию автомобиля и даже пожизненное тюремное заключение. Нарушителей наказывали и наказывают, но, по сообщениям ГИБДД, встречаются граждане, лишавшиеся прав по меньшей мере сто раз, или те, кого уже 16 раз арестовывали за вождение без прав. Почему же не боятся? А чего бояться состоятельным водителям, если новые права можно легко купить, а от настырного гаишника отмазаться приличной пачкой купюр? Коррупция? Да, несомненно. Но одними лишь карательными мерами положение не исправить. До тех пор, на мой взгляд, пока стражи дорог борются против нарушителей, а не за безопасность движения. Гаишники прячутся по кустам с радарами на идеальных отрезках трасс, отлавливая «превышение», но их нет у переходов перед школами, на опасных перекрёстках, в непробиваемых пробках. Бороться «за» – это помогать водителям и пешеходам в затруднительной или опасной ситуации, сберегать жизнь и здоровье. Бороться «против» – наращивать отчётность, штрафы, собственные премиальные. Увы, пока действует лишь последний вариант. И не только на дорогах. |
|
|