Киренск известен своими именами. Здесь поселился и основал солеварню Ерофей Хабаров (до своих знаменитых походов на Север и к Амуру). Здесь родился прославленный хирург Фёдор Углов. Здесь жил и работал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.
А на прошлой неделе Киренск прославился на всю Россию по другому поводу. Как сообщали пресс-служба губернатора и информационные агентства, пьяные охотники расстреляли изоляторы на линии электропередач, оставив без света почти 20 тысяч жителей города и района. Чуть позже стали называть другую причину аварии: дескать, линию оборвали «чёрные лесорубы», спилив дерево на просеке. Какая-то мутная история, на мой взгляд. Конечно, могли и охотнички, если бы сильно постарались. И дерево свалить у нас обычное дело. Но ведь просека под ЛЭП должна быть достаточно широкой, и тут либо лесина попалась непомерной высоты, либо энергетики накосячили с технологическими нормами. А ещё обычнее – если бы провода умельцы по просту срезали на металлолом. Такое, увы, происходит сплошь и рядом. Срезать – и пропить при свете керосиновых ламп...
Но что бы там ни было, а называется это вандализмом и варварством. Явление давнее и не только российское. Словари его толкуют так: Вандали́зм — умышленное и бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Лиц, совершающих подобные действия, называют вандалами. Происхождение слова связано с названием восточно-германского племени вандалов, разграбивших в июне 455 года Рим. Вандалы, скорее, грабили и вывозили ценности, чем уничтожали их. Несмотря на это, за вандалами закрепилась слава диких и бескультурных «варваров», что связано, возможно, с жестоким преследованием католического духовенства и разрушением католических церквей в вандальском королевстве на севере Африки. Уголовный кодекс Российской Федерации даёт следующее определение вандализму: «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Признаками вандализма являются иррациональность действий, а также серьёзный ущерб от этих действий. На бытовом уровне понятие вандализма стало распространяться на повседневные проявления хулиганства, связанные с порчей чужой и общественной собственности.
Почему это происходит, почему осквернение самого святого, красивого, утончённого стало у нас едва ли не национальной традицией? Милое дело – перевернуть урну или скамейку, испакостить кабину лифта, разбить светильники, размалевать скалы и археологические памятники своими именами, осквернить могилу, срубить красивое деревце в сквере, не говоря уж о злосчастных проводах и телефонных кабелях... Если залезли на дачу, то надо не только стащить алюминиевые вилки-ложки, но и разбить вдребезги всё, что бьётся, а ещё непременно нагадить на видном месте. Корыстный интерес тут проявляется редко, чаще это желание оставить любой ценой автограф зла, заявить о себе. Как учила зловредная старушка Шапокляк: «хорошими делами прославиться нельзя». Мне кажется, что это ещё и состояние духа, заставяющее разрушать, причинять боль, реформировать окружающую среду под свой уровень восприятия себя и мира.
Вандализм начинается в словах. У нас и матерятся самыми святыми понятиями, поминая Бога, Душу и Мать. Вполне атеистический лозунг, с которым шли когда-то взрывать храмы. Испоганить язык, а потом можно приступать ко всему остальному. Так и поступают государственные реформаторы. Помните в прошлом веке труднопроизносимые: осоавиахим, экспроприация, агитпроп и т. д. И у нынешних: волотильность, транспорентность, диведенды и пр. Народ тоже не отстаёт в словотворчестве, особенно молодёжь. А мат висит в воздухе, как облако комаров над болотом.
Помню, в пионерском возрасте я не выносил изувеченных слов, доходило до драк с приятелями, когда слышал, например, такое: «пошли за хабзеней в магазею...» «Хлеб! –кричал я. – Магазин! Говори по-русски!» Возможно, это протестовал во мне будущий литератор, не знаю. Но уверен, что сопротивляться словесному вандализму должен каждый.
Что касается матушки-природы, то государство обращается с ней куда безжалостней, чем варвары с ценностями древнего Рима. Я сам видел, как поступали с лесом на великих стройках: выталкивали бульдозерами на обочины трасс, обливали бензином и поджигали. После полыхала вся тайга... Преступления «чёрных лесорубов» – детские шалости по сравнению с таким государственным «хозяйствованием».
А Байкал? Святое достояние России государством целенаправленно оскверняется не один десяток лет. Сколько сил и средств брошено на то, чтобы сохранить ядовитое чудовище на его берегах! БЦБК продолжает травить драгоценную воду и всё живое как бы назло всему человечеству. Вот вам, получайте! Если это не вандализм и варварство в особо крупных масштабах, то что это? И чем не пример для больших и маленьких подражателей не только из Киренска?
|