НА КАЛЕНДАРЕ

Рыбацкие уроки и не только...

08 Апреля 2011 г.

В прошлые выходные мне довелось выбраться на Ольхон, на подлёдную рыбалку. Раньше с покойным отцом мы весенний клёв омуля не пропускали, но последний раз я держал в руках зимнюю удочку лет десять назад. И нынче убедился, как разительно всё изменилось. Мои снасти безнадёжно устарели, теперь рыбацкое ремесло стало много тоньше, даже изощрённее. На омулёвых «камчатках» уж не видать мужиков в традиционных тулупах и унтах, теперь в глазах рябит от разноцветных курток, на смену унтам пришли лёгкие утеплённые сапоги, всюду попискивают эхолоты, рычат мотобуры, а мушки и мормышки представляют из себя верх изящества и совершенства.

Когда-то непревзойдёнными кудесниками бормашёвого лова считались местные буряты: грубая палка с сучками (чтобы наматывать леску), картечина вместо грузила, толстые поводки и пара примитивных мушек – вот и вся снасть. Но зато мушки всегда были того неповторимого оттенка, что приходились по вкусу рыбе, и потому обловить аборигена не было никакой возможности. Отныне же законодателями в рыбалке стали горожане. Современные технологии взяли своё. Если бы я не встретил случайно давнего приятеля Толю, который поселился на Ольхоне, то так бы и остался с парой окунишек. Анатолий принимает туристов, организует любительскую рыбалку и потому может называться профессионалом. Байкал и рыбалку он любит самозабвенно, к тому же и руки у него золотые.

От его арсенала удочек можно только ахнуть – больше сотни наберётся, но каждый вечер Толя колдует над новыми мушками и настроями. Однако и он часто бывает обескуражен: отстал, иркутяне привезли такие настрои, что ловят в десять раз больше. Говорят, что привозят их из Красноярска и повторить эти произведения рыбацкого искусства пока невозможно...

Но думаю, что мастерство возьмёт своё. Да и местные аборигены придумают что-то неповторимое. Ведь они родились и выросли на Байкале и знают его получше приезжих. К тому же, это они научили нас приваживать рыбу бормашем, гнуть из швейных иголок крючки и прочим премудростям, а потому достойны того, чтобы снять шляпу перед ветеранами.

В этой связи я хочу обратить внимание читателей на заметку из Интернета, которая появилась на днях. «Пять лет назад, 30 марта 2006 года в Иркутске было объявлено о создании Байкальского движения – неформального объединения организаций, граждан, политических партий, профессиональных сообществ с целью предотвращения строительства нефтепровода в водосборе озера Байкал и других опасностей, угрожающих священному сибирскому морю.

Выполнив свою главную задачу, Байкальское движение перестало быть громким и массовым, но все эти годы оно ни на один день не прекращало свою работу. Ведь опасности, угрожающие нашему Байкалу, существуют по-прежнему. Неизменным остаётся и то, что двери Байкальского движения открыты для всех, независимо от политических и религиозных взглядов, возраста, образования, опыта. Любой, кто готов действовать в защиту Байкала, может стать участником»

Как водится в интернет-сообществе, сразу завязалась оживлённая дискуссия. Посетители напомнили, что Байкальское движение на десять лет старше и громко заявило о себе в середине 80-х годов, требуя отмены строительства водовода от БЦБК в реку Иркут, а заодно и выступив против всевластия КПСС. Я, как тот ольхонский абориген, должен напомнить и актив движения: дворник А. Сосунов, художник А. Костовский, научные сотрудники из Академгородка В. Зубков, В. Модонов, В. Наумов, В. Тергоев, авиатехник А. Кулиш, И. Пересветова... Байкал перестал быть заботой одних только экологов, он стал символом чего-то большего. Победы были ощутимые: активисты собрали 107 тысяч подписей и передали их в ЦК КПСС, строительство трубы отменили, власть в стране и на местах сменилась... Это и ставят в вину нынешние обличители всех и вся: дескать, и трубу надо было оставить (тогда бы Байкал оставался чистым), и против властей не выступать. Но не надо забывать, что, слив ядовитые отходы в Иркут, на иркутян и в Ангару, БЦБК получил бы статус неприкасаемого на вечные времена. Байкал он не загрязняет, а то, что продолжает травить атмосферу и Ангару – так это незначительные издержки. Не ссориться с властями? А как отменить их решение? Движение в защиту Байкала показало, что мы народ, а не быдло и можем бороться за то, что нам дорого и свято, научило не бояться и отстаивать свои права. Как можно это забывать?

Приехав на Байкал, не смотрите на старого бурята с презрением: да, снасти у него примитивные, но он всегда ближе к природе и ещё многому может научить поколение пепси и компьютеров. Если учиться захочется.