НА КАЛЕНДАРЕ

Кто такой сибиряк?

Игорь ШИРОБОКОВ, русский, сибиряк, иркутянин   
14 Октября 2010 г.

Никогда не думал, что такая официозная акция, как перепись населения, может обернуться и политической игрой. Дело в том, что сибирские просторы Интернета вдруг заполнились призывами к гражданам объявить себя сибиряками в графе «национальность». Закон позволяет. Некоторые юмористы и чебурашками себя называли. Но тут страсти совсем не мультяшные.

Назваться сибиряками нас призывают в пику Москве, которая по-прежнему относится к нашей земле, как к своей сырьевой колонии. Недра выкачивают у нас, ядовитыми отходами травят земли и реки у нас, а налоги получает за все эти «прелести» белокаменная столица. Уровень жизни сибиряков – ниже московского плинтуса. До пенсии доживают немногие. Перечислять наши болячки и произвол российских властей можно до бесконечности. Так было, так есть. Так будет? Очень не хотелось бы. Но что мы можем?

– А вот возьмём и назовёмся сибиряками, будут знать! – решило некое интернет-сообщество, но совсем уж как-то по-детски. Вроде родителям назло. Протест такой в Москве заметят, безусловно, но сам смысл переписи будет утрачен: сколько в Сибири русских, бурят, тофов, других малых и больших народностей останется неизвестным. А настроение сибиряков, мне кажется, в Кремле и без того знают.

Впрочем, настроения эти имеют давнюю историю. Когда-то царская Россия черпала из Сибири пушнину и золото, безжалостно эксплуатируя население. Тем же самым занимается и недокапиталистическая держава. А общественно-политическое движение сибирского областничества зародилось в середине девятнадцатого века в петербургском кружке сибирских студентов. Их имена известны: Григорий Потанин, Николай Ядринцев, С. С. Шашков, Н. И. Наумов, Ф. Н. Усов и др. Они выступали в защиту «инородцев», против колониального гнёта. Действуя в контакте с политическими ссыльными русскими и поляками, областники готовили восстание. Рассматривая Сибирь как политическую и экономическую колонию России, а сибиряков — как новую сибирскую нацию, отдельные областники выдвинули лозунг отделения её от России или предоставления Сибири автономного статуса. На конференции в Томске в августе 1917 года даже приняли постановление «Об автономном устройстве Сибири» в рамках федерации с самоопределением областей и национальностей и  утвердили бело-зеленый флаг Сибири. А 8 октября открылся I Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматривалась возможность преобразовать саму Сибирь в федерацию. Чем это закончилось хорошо известно.

Дело, конечно, личное, но мне бы не хотелось отказываться от своих стародавних русских корней, мои деды и прадеды, поселившись в Сибири, называли себя русскими, а не сибиряками. Я не стыжусь такого родства и потому отказываться от своей национальности не собираюсь даже условно. И вот ещё какое соображение. Допустим, призыв новых областников найдёт абсолютную поддержку. Тогда по результатам переписи окажется, что Иркутскую область заселяют буряты, эвенки, тофы, татары да ещё какие-то сибиряки, а русских и в помине нету. Стало быть, надо вносить какие-то поправки в образовательные программы, в культурную политику и т. д.  Пойдёт ли кому на пользу такое искажение действительности?

Ну, предположим, добились своего, стали независимой республикой. И что? Новая столица где-нибудь в Новосибирске или Красноярске опять будет выгребать себе все доходы, оставляя окраины в нищете. Начнёт роптать Братск, добиваясь независимости от Иркутска. Усть-Орда объявит свой суверенитет и будет проситься под крыло Монголии...  В конце концов придём к тому, что столицей нашей станет Пекин...

Нет, сибиряк – это не национальность, это место жительства. Про себя мне бы хотелось говорить так: русский, сибиряк, иркутянин. Впрочем, повторюсь, самоопределение — это дело личное.