Жизнь перед экраном |
Кто, зачем и в каком объеме смотрит телевизор? На этот счет давно сложились определенные стереотипы — ну вроде того, что женщины предпочитают многосерийные мелодрамы и дамские ток-шоу, а мужчины — боевики и спорт. Что основная аудитория федеральных каналов — дамы в возрастной категории «35+», а молодежь не смотрит «ящик» вовсе. Все это достаточно условно. Например, слабый пол любит бокс и водные виды спорта, где есть сильные, красивые и, главное, раздетые мужики. Но вот очередное исследование относительно зрительских предпочтений, и грех его проигнорировать. Социологические опросы о нашем телевидении проводятся чуть ли не ежемесячно. То одна уважаемая организация задаст тысяче респондентов десяток простеньких вопросов, то другая. В результате складывается картина так называемого телесмотрения. Но насколько она объективна? Найти вышеупомянутую тысячу непросто: сколько звонков по случайной выборке надо сделать впустую, прежде чем кто-то согласится пожертвовать драгоценными минутами своего времени! Вот тут-то и кроется «социологическая засада». Ведь если человеку некогда отвечать про ТВ, ему проще сказать, что он его вообще не смотрит, и повесить трубку, нежели объяснять, что он торопится или что принципиально не принимает участия в опросах. И человека этого посчитают как не смотрящего телевизор в принципе. Вместе с тем охотно и подробно на все вопросы «счетчиков» отвечают люди определенного психотипа и занятости, и в первую очередь это домохозяйки и пенсионеры, которым скучно, возможно, одиноко и всегда хочется принять участие в важном деле. Поэтому в исследованиях, где возраст респондентов имеет существенное значение, где фигурируют разные возрастные группы, чаще всего не оговаривается, что группы эти представлены в равных пропорциях. Так же как не оговаривается, к примеру, и то, что среди женщин в возрасте 40-50 лет, ответивших на вопросы анкеты, поровну молодых бабушек, сидящих с внуками, и бизнесвумен, что наверняка не так. А было бы интересно провести исследование среди аудитории, ограниченной не только по возрасту, но и по профессии. Лично мне, например, любопытно, что смотрят молодые менеджеры среднего звена. Не все же они пойдут в отказ? Ну а теперь некоторые результаты опроса под названием «Качество российского ТВ», его провел фонд «Общественное мнение» (по принципу «вопрос — ответ»). У одних людей есть привычка включать телевизор, даже если они его специально не смотрят. Другие включают телевизор только тогда, когда хотят что-то посмотреть. К какому типу людей вы себя относите? К первому типу себя относят 41% опрошенных мужчин, ко второму — 47%. Остальные «проценты» не знали, что ответить, или не являются телезрителями. У женщин картина несколько иная: 48% и 44%. Мы можем гордиться сильным полом — он по большей части в состоянии удержать себя от непроизвольных нажатий на кнопку пульта. Как вам кажется, за последние два-три года качество отечественных телесериалов изменилось к лучшему или к худшему? 32% мужчин считают, что оно стало лучше, 10% — хуже, 18% — не изменилось. Женщины оценили эволюцию отечественных сериалов следующим образом: 42%, 11 и 13% соответственно. Сериальщики могут ликовать — народ по достоинству оценил их вдохновенный труд. А может, просто реально большое количество сериалов переросло в мнимое качество? За последние два-три года качество развлекательных передач отечественного телевидения изменилось к лучшему или к худшему? Здесь зрители оказались не менее благосклонны: 45% в целом склонны считать, что все замечательно, и лишь 12% уверены в обратном. Ну а если учесть, что в ответах на аналогичный вопрос про новостные и информационные программы (52% и 7%), а также про общественно-политические передачи (45% и 7%) все выглядит совсем уж радужно, впору петь нашим каналам осанну. Ну и последний вопрос, ключевой, который как раз о качестве не самого ТВ, а его аудитории. Вы допускаете или исключаете для себя возможность отказаться от телевидения в пользу других источников информации и развлечений? Среди мужчин такую возможность допускают 48%, исключают — 22%. Среди женщин соответственно — 56% и 25%. А вот как ответили на этот вопрос респонденты обоих полов в разных возрастных категориях. 18-30 лет: 43% допускают, 31% исключают. 31-45 лет: 28% и 53%. 46-60 лет: 21% и 61%. Старше 50 лет: 16% и 68% соответственно. То есть, чем старше человек, тем труднее ему отказаться от телевизора, и это вполне объяснимо: во-первых, ему трудно осваивать всякие там гаджеты и прочие модные примочки, а во-вторых, как сказал поэт, «привычка свыше нам дана». В подтверждение последнего тезиса приведем результаты по еще одному вопросу. За последние несколько лет вы стали смотреть телевизор больше, меньше или смотрите столько же, сколько и раньше? Там есть разные параметры ответов: по возрасту, уровню образования. Мы же выбрали материальное положение семьи, причем крайние позиции. Так вот, среди тех, кому «денег не хватает на питание», ТВ стали смотреть больше 32%, меньше — 28%. А вот цифры по тем зрителям, которым, по определению ФОМа, «хватает на автомобиль», — 9% и 34% соответственно. Что ж, у богатых свои причуды. Ну а бедным ничего, кроме ТВ, и не остается. Ведь, если продолжить цитату классика про привычку, для каждого пятого трудоспособного россиянина, живущего за чертой бедности, «замена счастию она».
Тэги: |
|