Грядёт новая реформа |
23 Сентября 2011 г. |
Будет разрушена система, при которой существуют фактически две разные системы начисления пенсий – одна для чиновничества, другая для народа. В России снова остро встал вопрос о том, что делать с пенсиями. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, речь идёт о решении на два года, а к 2014 году в стране начнётся новая пенсионная реформа. Отметим важный момент. В СССР ведь тоже была пенсионная система. О её достоинствах и недостатках можно спорить, однако, бесспорно одно: система была стабильна, достаточно прозрачна, понятна и просуществовала она не только до гибели страны, но и несколько дольше. Пенсиями в стране занимались органы соцобеспечения, и со своей работой они худо-бедно справлялись. Первым симптомом реформ стало создание Пенсионного фонда, причём с самого начала его функции были весьма сомнительны. Такие фонды в нормальных странах (где они в основном негосударственные) занимаются накоплением средств будущих пенсионеров. У нас ПФР занимался всем кроме этого. Да и что он мог копить, когда в стране действовала ещё советская пенсионная система? Когда же произошла реформа, выяснилось, что для жителей страны, которые должны были на тот момент работать ещё десятки лет, никакой накопительной пенсии запланировано не было. Следовательно, копить фонду было нечего. А та скорость, с которой ему передавались полномочия собесов, говорила о том, что своих прямых обязанностей эта организация не будет выполнять никогда. Так и произошло. ПФР занялся начислением пенсий, их выплатой и расходованием пенсионных денег на свои нужды. При этом старые собесы, ставшие органами соцзащиты, тоже сохранились. Так, в Москве, оформляя пенсию в отделении ПФР, необходимо затем с полученной там пенсионной книжкой идти в отдел соцзащиты (РУСЗН) и там получать социальную карту москвича, дающую вам право на пенсионные льготы. Учитывая, что районов в столице в постсоветское время стало значительно больше и всюду работает двойная система соцобеспечения, прокормить такое количество чиновников становилось всё сложнее. Реформа 2002 года смогла лишь обеспечить доходами армию чиновников. Пенсионная реформа 2002 года на самом деле решила всего один вопрос: как ублажить многочисленных чиновников, присосавшихся к пенсионным накоплениям. Одно введение коэффициента, понижающего вашу пенсию в зависимости от вашей зарплаты в СССР (то есть в другой стране), говорит о том, что задачей реформы было платить пенсионерам как можно меньше. А без этого коэффициента, между прочим, пенсию вам назначат ещё меньшую. Хотя не всем: госслужащие – те же чиновники (а также приравненные к ним работники органов КПСС) получают иные пенсии, нежели простые граждане. И вот настаёт момент, когда выясняется, что денег на пенсии снова не хватает. И государство широким жестом начинает собирать обязательные страховые взносы с бизнеса, подняв при этом ставку бывшего ЕСН так, что малый и средний бизнес дружно бросились в тень или же за кордон. А теперь, когда стало ясно, что дело совсем плохо, речь зашла о новой пенсионной реформе. И речь, скажем прямо, знаменательная. Вот, что поведал прессе основной источник сведений о грядущих переменах – статс-секретарь Минздравсоцразвития Юрий Воронин. В интервью «Коммерсанту» он сказал: «Думаю, это будет кардинальная реформа. Не настройка, не наладка существующей системы – то, что мы пытались сделать в 2009–2010 годах. Мы не меняли и не ломали принципы, заложенные в реформу 2002 года Михаилом Зурабовым и Михаилом Дмитриевым. Однако чем дальше мы идём прежним путём, тем отчётливее видим, что реформа 2002 года не достигла целей, о которых заявляли её идеологи». В конце 2001 года автору этих строк довелось брать интервью у независимого депутата Госдумы, а ныне депутата фракции «Справедливая Россия» Оксаны Дмитриевой. Уже тогда она открыто говорила, что предлагаемый вариант пенсионной реформы не имеет ничего общего с заявленными целями. Почему профильному ведомству понадобилось 10 лет, чтобы это понять? И если учесть то, что сказал Воронин, Минздравсоцразвития и сейчас не собирается понимать такие вещи. «Ключевым моментом в пенсионной системе является пенсионная формула – специалисты называют её эквивалентной, потому что она работает по принципу банковского депозита: сколько взносов перечислено за работника – столько потом ему и должно быть выплачено в виде пенсии. Эта формула тупиковая и порождает проблемы, которые невозможно решить в действующей конфигурации пенсионной системы», – заявил Воронин. «Многие эксперты, которые занимаются налогами, предлагают увеличить потолок взносооблагаемого заработка и за счёт этого роста компенсировать снижение ставки взносов. Проблема в том, что они, не зная устройства пенсионного законодательства, эквивалентной пенсионной формулы, не понимают, что при увеличении потолка увеличиваются обязательства – то есть пенсионные выплаты. Мы не можем идти этим путём», – добавил он. А теперь переведём это на русский язык: сегодня всё, что вы заработали свыше 463 тысяч рублей в год, никакими страховыми взносами не облагается. Поэтому вопрос о том, кто платит взносы, например, за чиновника, пенсия которого в такие взносы не укладывается, остаётся открытым. Судя по всему, эти деньги будут взяты из взносов, скажем, сантехника, которому положена, также вне зависимости от его взносов, минимальная пенсия, установленная в регионе. Именно поэтому (хотя и не только поэтому) «в действующей конфигурации пенсионной системы» нельзя платить пенсии, исходя из тех взносов, которые перечислены за работника. Существуют фактически две разные системы начисления пенсий – одна для чиновничества, другая для народа Чтобы исправить ситуацию, предлагается «формула индивидуального коэффициента, которая существовала до 2002 года, но в модернизированном виде». Если сейчас размер пенсии определяется накопленным каждым работником в течение его трудовой деятельности пенсионным капиталом, который делится на ожидаемый период пенсионных выплат (в настоящее время – 17 лет, а к 2013 году этот срок вырастет до 19 лет), то после очередной реформы для расчёта пенсии будет использоваться новая сложная формула. Скажем честно: любые формулы при ожидаемом периоде пенсионных выплат в 17 и тем более в 19 лет – абсурд чистой воды. Среднестатистический мужчина в нашей стране живёт 59,1 года, а, следовательно, до пенсии не доживает. И только женщины в том же среднестатистическом виде живут после выхода на пенсию 18 лет. Но период дожития одинаков для всех и рассчитан по максимуму. Это значит, что уже при назначении пенсий часть денег становится бесхозной. И это, видимо, вполне устраивает реформаторов. А теперь о самой формуле, состоящей из четырёх частей. Первая часть – стажевый коэффициент (0,55 за 30 лет стажа плюс 0,01 за каждый лишний год). Фактически речь идёт о новом понижающем коэффициенте, поскольку в правилах Международной организации труда говорится о том, что за 30 лет стажа надо платить пенсию в 40 % от зарплаты, что нам не по плечу. Вторая – соотношение индивидуального среднего годового заработка к среднему годовому заработку по стране, якобы обеспечивающее постоянную актуализацию размера пенсии. Третий элемент – средний заработок текущего года. Он будет меняться ежегодно для проведения индексации размера пенсии, чтобы после назначения этот размер не устаревал. И, наконец, четвёртый элемент – сложный интегрированный коэффициент, который будет учитывать демографическую и макроэкономическую нагрузку. Этот коэффициент учитывают в своих пенсионных формулах все ведущие страны. Не станем обольщаться последним обстоятельством. Толку не будет, пока в проекте реформы не зафиксируют отказ от двух параллельных чиновничьих структур, занимающихся нашими пенсиями. Пока пенсионные взносы платят не сами работники, а компании, в которых они работают. Пока существуют фактически две разные системы начисления пенсий – одна для чиновничества, другая для народа. А главное – не будет толку, пока не дан ответ на самый насущный вопрос: какой жизни мы в действительности хотим для наших пенсионеров.
|
|