НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Ещё раз про любовь или Куколки Барби иркутского розлива

09 Февраля 2012 г.

alt

 

«Поговорим о странностях любви…», – сказал поэт. Вот и мне, уже весьма зрелому человеку, пришла охота в канун Дня святого Валентина, поскольку праздник этот и в нашей стране становиться весьма популярным, поговорить о таком действительно странном, эфемерном, необъяснимом, непредсказуемом и таком чудесном чувстве, как любовь. Неизвестно как возникающем к конкретному, кажется, только тебе одному предназначенному человеку и порою, увы, неизвестно как исчезающем…

Как эта утрата чувства чудесно, правдиво, с неподдельной грустью описана в рассказе Эрнеста Хемингуэя «Что-то кончилось». Ибо теряют в данном случае оба: он и она. Ушла любовь, ушла тихо, по-английски, не прощаясь, как вода в песок, и ничего уже с этим не поделать. Где его теперь искать это светлое, чистое чувство, согревающее душу, дающее смысл жить? Поэтому основная задача двух любящих сердец не только полюбить, а, главное, сохранить свою любовь на долгие годы. Недаром же Антон Павлович Чехов говорил, что в спектаклях со счастливым концом всё заканчивается свадьбой, а на самом деле свадьбой всё только начинается. Потому что за ней, за свадьбой, собственно говоря, и происходит настоящая совместная жизнь, в которой проверяется, способен ты на долгое, желательно бесконечное, в пределах человеческой жизни, чувство к своему избраннику, избраннице или нет.

К счастью, примеры очень продолжительной совместной счастливой жизни встречаются. Более того, встречаются даже в в общем-то легкомысленной театральной и киношной среде. Вот лишь две такие общеизвестные пары: Алла Ларионова и Николай Рыбников; Светлана Немоляева и Александр Лазарев. Последние прожили вместе 51 год. И Светлана Владимировна, пережившая мужа, считает, что рецепт их счастливой супружеской жизни, уникальная модель отношений между супругами, «похоже, передаётся по наследству». Точно такую модель Немоляева наблюдала у своих родителей и родителей мужа, того же «устава» теперь придерживается и их сын. Тоже, кстати сказать, очень востребованный и талантливый актёр Лазарев-младший.

Вот мы и подошли не торопко к первому выводу: важности примера. С кого, так сказать, человек снимает мерки. С Фелимона и Бовкиды, с Петра и Февроньи (княгини и князя Муромских, памятник которым, к счастью, установлен в прошлом году у Спасской церкви) или с представителей шоу-зверинца, где мораль, нравственность, порядочность, похоже, давно уже забытые понятия. Ибо всё на показ и всё на продажу! Тела, интимные отношения, семейные драмы; нелепые скороговорки, именуемые песнями; нелепые наряды; нелепые программы, желающие, кажется любой ценой, рассмешить тебя до полного безумия или опустить человеческие чувства ниже плинтуса, превращая его тем самым в животное, в раба своих страстей, в эгоиста, стремящегося только к удовольствиям. А эгоист, это общеизвестно, не способен никого, кроме себя, любить. А ведь это всё примеры так называемой глянцевой жизни, которыми заполнено и телевидение, и жёлтая пресса. Отовсюду, изо всех щелей на юные неокрепшие души льются эти помои, пытающиеся выдать себя за роскошную, красивую жизнь, которой только и стоит подражать. К слову сказать, лепо, лепота – это по-старославянски красота. Значит нелепо – некрасиво, то есть негармонично.

Не потому ли мне всегда становиться так грустно, когда я вижу нечто негармоничное. Например, проходя по площади у Вечного огня и наблюдая очередную разлюля-малинистую, будто напоказ (вот, мол, мы каковы!), свадебную процессию. С непременным подвешиванием замков на ограду набережной, как примету долгой, неразделимой любви. Будто любовь, как границу, можно запереть на замок. С белым лимузином в пять дверей с каждой стороны, с белыми платьями и фатой у невесты, с букетами цветов, «морем шампанского» и «океаном безудержного», неприлично громкого смеха, со съёмками на телекамеру всего этого так называемого веселья, на которое иногда убухиваются последние родительские деньги. Но зато, чтобы всё было как у людей!

И вот, глядя на этих, таких одинаковых, будто с первой обложки глянцевых журналов сошедших невест, так напоминающих конвейерных куколок Барби и их женихов, я невольно отчего-то испытываю жалость к этим молодым людям и думаю о том, что 64 пары из 100 непременно разойдутся. Такова, увы, неумолимая статистика нашего Сибирского Федерального округа. И разойдутся не потому, что не любят друг друга, особенно сейчас, в эти счастливые для них минуты, а потому, что не ведают, как эту любовь сохранить. А, не имея твёрдых устоев и традиций, проверенных временем, поверьте мне, ничего сохранить невозможно. Поскольку нынешний повсюду насаждаемый «гламур» просто нежизнеспособен в реальной, нормальной жизни. Примеры же, которым молодым людям так хочется следовать, из-за их кажущейся беззаботной, весёлой жизни – это лишь некий неизвестный вирус, которым можно переболеть и навсегда забыть о нём. Ибо жизнь сложна и не укладывается в сюжеты глянцевых журналов и пошлых телевизионных шоу. Но она в то же время и более красочна, чем все эти картинки, которыми нас пичкают на каждом шагу.

К счастью, кроме нелепых, некрасивых значит, как мы с вами выяснили выше, но уже прочно устоявшихся местных свадебных традиций (таких как навешивание тоже уже упомянутых нами замков, уродующих ограду набережной), есть и хорошие. Например, возложение цветов к Вечному огню, в память героев, наших отцов и дедов, собственно говоря, и даровавших нашей стране дальнейшую жизнь и свободу.

Появляются и совсем новые традиции. Многие пары теперь кладут букеты не только к Вечному огню, но и к памятнику Петру и Февронье Муромским, примеру достойной супружеской жизни. А некоторые даже заходят в храм и ставят там свечи. Правда, видно, что воспринимают они подобное действие пока что как некий ритуал, не более того. Ну, что ж, ничего, ведь даже тысячекилометровый путь начинается с первого шага.

Гляжу на невесту, стоящую у распятия с очень серьёзным, отрешённым видом. Она что-то шепчет, держа в руке свечу. Девочка как девочка, в фате и явно выпирающим из свадебного платья животом (по-видимому, у неё уже не первый месяц беременности), наверное, даже не подозревающая о том, что фата – это символ невинности невесты, который она как бесценный дар преподносит своему избраннику в первую брачную ночь. К сожалению, у нынешних молодых людей зачастую «брачные ночи» начинаются задолго до брака…

Выхожу из храма и вижу, как к скамейкам, где их поджидают с бутылками шампанского друзья, от Ангары, уже приделав на ограде свой «замок счастья», весело движется другая свадебная процессия. Иногда у меня создаётся впечатление, что ЗАГСЫ новобрачных как блины пекут. Не успела отъехать с шумом, гамом одна свадебная процессия, подкатывает другая. Эти сразу начинают с шампанского и… сигарет. Причём курят все, в том числе и жених с невестой, бросая использованные пластиковые стаканы и окурки нередко мимо урны.

«Бедный их будущий ребёнок, – думаю я, глядя на весело смолящих новобрачных, – он уже в утробе матери получит свою порцию отравы...»

– Так, быстренько бросаем курить! – уверенно командует молодой человек, видимо, профессионал по свадебным съёмкам. – Идём к берёзкам (дело было летом). Нужно запечатлеть поцелуй жениха и невесты. Да постарайтесь, чтобы получилось, как у Ромео и Джульетты, – напутствует их оператор с профессиональной аппаратурой. – Чтобы и ваши внуки завидовали такому счастью, такой любви!

Процессия движется к берёзкам, а я продолжаю следовать домой, благо, что мой путь лежит через эту культовую площадь, где всегда что-то происходит. И в процессе мерного движения мне приходит на ум мысль о том, что произведение мировой значимости, упомянутое оператором, «Ромео и Джульетта» – это всё-таки книга не о любви. А о юной и притом безумной (то есть без ума, неограниченной рамками рассудка, как и полагается в столь юные лета), страсти. Мне, например, очень трудно представить Джульетту достойной домохозяйкой, а Ромео прекрасным, скажем, отцом и главой семейства. Более того, я полагаю, что месяца через три после свадьбы они бы просто разодрались, при их-то необузданном темпераменте. Хотя – стоп. Они ведь были из благородных семейств: Монтеки и Капулетти. Значит, должны были получить весьма приличное образование и воспитание. Следовательно, до рукоприкладства дело, наверное, всё-таки вряд ли бы дошло. Хорошее воспитание и образование – это очень важные вещи вообще и в семейной жизни в частности. Обладая ими, человек понимает, что создавая семью, фактически объединяясь с другим человеком, он должен вместить в себя целый мир, зачастую совсем не похожий на его собственный. А в этом непростом процессе неизбежны и уступки, и притирки, и прочие, кажется, не очень вяжущиеся с любовью, но такие необходимые для её сохранения чувства и действия…

Итак, вывод второй. Для успешного брака кроме положительных примеров нужны ещё достойное образование и воспитание, желательно не почерпнутое в подворотнях, подъездах, дворах…

«А какое же произведение может быть примером беззаветной и долгой любви? – продолжаю размышлять я и прихожу к выводу, что это, несомненно, «Старосветские помещики» Николая Васильевича Гоголя. Правда, Гоголь называет в своей повести это чувство «привычкой», но, по-моему, он слегка лукавит. Ибо и невооружённым взглядом видно, сколько глубокой, искренней любви таит простая жизнь этих достойных подражания людей: Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича Товстогубовых. Не поленитесь, прочтите это произведение. Уверяю вас, получите удовольствие. Ибо вещь эта душепользительна, гораздо более, чем множество телепередач, которые большинство наших сограждан, не отрываясь, смотрят каждодневно, неизбежно разлагая тем самым собственную душу.

По-моему мнению, идеальный брак – это брак по расчёту. Если расчёт, конечно, верен. Если он не меркантильный, не поверхностный, гонящийся за внешней красотой, а глубинный. Когда человек оценивается, прежде всего, не по его мимолётным (какова, увы, внешняя, быстро проходящая красота), а внутренним качествам. К которым относятся: доброта, порядочность, воспитанность, верность… И так далее, и тому подобное. Список этот каждый может продолжить по собственному вкусу и разумению. Ибо брак – это слишком серьёзная вещь и нельзя к нему относиться спонтанно, легкомысленно, по первому порыву чувств.

Скажу ещё, что я знаком со многими богатыми и очень богатыми людьми, разбогатевшими, как правило, в мутные восьмидесятые и девяностые годы прошлого века. И со стороны всегда кажется, что это счастливцы, баловни судьбы. Всё у них есть: и машины, и прекрасные квартиры, и дачи, и деньги, и возможность колесить по миру. Однако, как я наблюдал не раз, нет у них только одного – обычного человеческого счастья, простых, но таких душевных семейных отношений. Поскольку женаты они в основном (есть, разумеется, и исключения) на очень красивых и очень пустых дамах,

интеллектуальные устремления которых дальше шопинга и путешествий не простираются. А, живя с пустышкой, и сам становишься постепенно пустым, как звенящий вакуум. Ибо, как сказал поэт: «Можно украсть что угодно, счастья, увы, не украсть».

Вот и закончить свои рассуждения мне хочется оптимистичными стихами этого самого ангарского поэта Владимира Сазонова из его нового сборника «Возраст луны»:

Мы шли по жизни трудно и непросто,
Мы набирались опыта сполна,
И всё же на случайном перекрёстке
Свела нас жизнь, да здравствует она.
Теперь мы знаем: без любви преступно
По жизни в одиночестве идти,
Но как её, богиню, всё же трудно
Средь серой повседневности найти.
Безверья умножаются примеры,
Но длится жизни трепетная нить.
Союз двоих – извечный символ веры.
И это никому не отменить!

  • Расскажите об этом своим друзьям!