НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-26-03-04-22
Очень много людей в России имеют банковский счёт. Он состоит из множества цифр и для конкретного клиента является уникальным. Цифры делятся на несколько групп, каждая из которых несёт определённую...

Турагенство испарилось? Есть шанс вернуть свои деньги

28 Октября 2013 г.

alt

Российские туристы смогут рассчитывать на возвращение полной стоимости путевки в случае, если она куплена у туристического агентства, которое некорректно ушло с рынка, рассказал "Российской газете" президент Альянса туристических агентств (АТА) Андрей Гаврилов в кулуарах первого заседания объединения, которое прошло в Греции.

Под понятием "некорректного ухода с рынка" стоит понимать банкротство турагентства или его мошеннические действия по отношению к туристу. Условно говоря, если турагентство, которое является прямым продавцом путевки, по той или иной причине вдруг вздумало совершить мошенническое действие, то есть фактически получить с туриста деньги и не перечислить их туроператору, покупателю должна быть возмещена полная стоимость тура. "Представьте такую ситуацию, - пояснил Андрей Гаврилов. - Турагентство собрало деньги и скрылось. Все, двери запечатаны. Туроператор не виноват. Его ответственность перед туристом не наступила в связи с тем, что он даже не получил средства турагентства за этот турпродукт. Не виноват турист. Ни при чем и страховая компания, потому что не наступил страховой случай. В этом случае полная стоимость путевки должна быть возвращена туристу из фонда альянса турагентств".

Правда, с одной оговоркой. Деньги туристам будут возвращать только за недобросовестных агентств, являющихся членами альянса.

Это некоммерческое объединение было зарегистрировано в России в августе этого года. Сейчас в него входят восемь крупнейших турагентских сетей России. Таким образом, пока АТА объединяет 3,5 тысячи агентств или примерно треть этого рынка.

В перспективе, говорит Андрей Гаврилов, в альянс должны вступить и другие агентства. Точное их количество эксперты пока назвать не могут. Слишком стихийно раньше развивался в России этот бизнес. Но сейчас, по общему признанию, он не только четко структурируется, но и становится вполне цивилизованным. "На самом деле АТА запускает очень важный механизм защиты потребителей от недобросовестных участников рынка. И, наконец, всеми признается, что турагент - это совершенно явный субъект права, с которого должен быть четкий спрос и со стороны туроператора, и со стороны туриста", - считает главный редактор журнала "Туринфо" Федор Иванов.

Теперь о самом компенсационном фонде. В АТА подчеркивают, что он никоим образом не дублирует фонд организации "Турпомощь", которая создавалась для того, чтобы оказывать поддержку в случае банкротства туроператоров, и его средства фактически предназначены для того, чтобы в течение 24 часов поддерживать туристов за границей и эвакуировать их в Россию. Но принцип тот же: сами участники рынка, в данном случае турагентства - члены альянса, сбрасываются на то, чтобы застраховать туриста от недобросовестных или "прогоревших" коллег. Сколько денег необходимо, чтобы наполнить фонд, в АТА решат в ближайшее время. "В основу расчета может быть положена средняя стоимость турпакета, умноженная на статистику некорректного ухода турагентств с рынка за 2012 и 2013 годы. Если предположить, что условно в 2012 году от действий турагентств пострадали около 1000 туристов, а в 2013-м, допустим, 800, то эти 1800 случаев можно умножить на среднюю стоимость турпродукта. Таким образом, мы получим размер компенсационного фонда", - пояснил Андрей Гаврилов. При этом, по словам самих турагентов, средняя стоимость заграничного турпакета на двух человек в прошлом году составила 68 тысяч рублей. "Допустим, за весь год не возникнет необходимости компенсировать туристам стоимость путевки или таких случаев будет меньше, чем мы рассчитываем, тогда величина взносов в фонд на будущий год будет увеличиваться только на сумму, недостающую расчетной величины", - уточнил Андрей Гаврилов.

Кроме этого Альянс российских турагентств сейчас работает над созданием единой формы типовых договоров между туроператором и турагентством, а также турагентством и туристом. "Текст договора необходимо привести в соответствие с законом. Это должен быть единый, рекомендованный для всех агентств документ, в котором будет четко прописано, какие обязательства лежат на туроператоре, агентстве и туристе, а также определена последовательность всех шагов и действий", - считает Андрей Гаврилов.

 

Кстати

 

Ответственность турагентств перед клиентами и туроператорами планируют закрепить и законодательно. Как рассказали "РГ" в АТА, этому будет посвящен целый раздел в готовящемся новом законе, регулирующем отрасль. Прежний документ был принят еще в 1996 году, и изменения, которые в него вносились с тех пор, касались только усиления ответственности туроператоров.

 

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!