«Без накоплений пенсии станут пособием по бедности» |
20 Марта 2015 г. |
В правительстве идет жаркая дискуссия о дальнейшей судьбе пенсионных накоплений. В четверг, 19 марта, этот вопрос обсуждается на совещании кабинета министров с премьером Дмитрием Медведевым. Отменить накопительные пенсии, сделав отчисления добровольными, оставить все как есть или рассмотреть третий вариант? Как изменения скажутся на благосостоянии будущих пенсионеров? Позицию Минфина детально объяснил «Ленте.ру» замминистра финансов Алексей Моисеев. «Лента.ру»: Социальный блок правительства предлагает продлить пенсионный мораторий на 2016 год или вообще отменить накопительную пенсию. Экономический блок, в частности Минфин, возражает. Объясните свою позицию. Алексей Моисеев: Продлить пенсионный мораторий уже не предлагает никто. Насколько я знаю позицию наших коллег из Минтруда, они понимают, что это неправильно. Я бы сказал, что это худшее из возможных решений. Сейчас перед правительством две альтернативы: сделать пенсионные накопления добровольными — то, что предлагает Минтруд, или сохранить обязательные отчисления в накопительную часть. Мы выступаем за сохранение обязательных накоплений. И на то есть две серьезные причины: собственно пенсионная и финансовая. Сейчас страна находится в демографической яме: послевоенное поколение 1947-1955 годов, когда рождаемость была высокой, выходит на пенсию. При этом заменяет его на рабочих местах самое малочисленное поколение 1990-х, когда рождаемость резко упала. Таким образом, к середине 2020-х годов у нас соотношение работающих и пенсионеров будет один к одному. Когда говорят об эффективности распределительной пенсионной системы в Советском Союзе, не следует забывать, что тогда на одного пенсионера приходилось 10 работающих. При таком раскладе, разумеется, можно обойтись и без накоплений. Солидарная система обеспечит относительно высокую пенсию. Но наша ситуация принципиально другая. Кроме того, нынешние пенсионеры живут дольше, чем раньше. Это, безусловно, очень хорошо, но для балансировки пенсионной системы создает дополнительные трудности. Срок, в течение которого человек должен получать пенсию, «период дожития», в нашей стране примерно такой же, как в странах ОЭСР. Особенно тяжело будет выплачивать пенсии женщинам, поскольку по закону они выходят на пенсию раньше, а живут дольше. Сравним: в России женщина выходит на пенсию в 55 лет и получает ее в среднем в течение 25 лет, а мужчина выходит на пенсию в 60 лет и живет на пенсии в среднем чуть более 14 лет. В странах ОЭСР женщина выходит на пенсию примерно в 62 года, а мужчина — в 63 года, а период дожития составляет 23 года и 18 лет соответственно. По экспертным прогнозам, к 2030 году женщины в России будут жить еще дольше и время пребывания на пенсии увеличится до 28-29 лет. Это если пенсионный возраст не поднимут. В данной ситуации, если граждане не накопят себе сами на пенсии, бюджет пенсионного фонда никак не может быть сбалансирован, ни при каких условиях. Денег, отчисляемых на страховые взносы, из которых выплачиваются пенсии, будет у государства меньше, а обязательств по выплатам — больше. Правительство провозгласило цель — довести коэффициент замещения, отношение пенсии к утраченному заработку, до 40 процентов (сейчас он примерно 30 процентов). Но без накопительных пенсий не то что увеличение этого показателя, но даже сохранение его на текущем уровне нереально. Таким образом, пенсия будет скорее походить на пособие по бедности. Ну хорошо, это демография, а вы еще говорили про финансы... Это очень важная составляющая. Дело в том, что на финансовом рынке, помимо пенсионных накоплений, нет других источников для долгосрочных инвестиций. Долгосрочными я называю инвестиции минимум на 7-10 лет. А как же средства страховых компаний, банковские активы, другие финансовые инструменты?.. Давайте посмотрим. Средства пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах составляют 1,1 триллиона рублей. Из них половина вложены в корпоративные акции и облигации, то есть деньги работают в экономике. Пенсионные средства под управлением Внешэкономбанка — это почти два триллиона рублей. Из них четверть вложены в корпоративные бумаги. Средства страховщиков составляют чуть более 100 миллиардов рублей. Они демонстрируют хороший рост и, возможно, в будущем станут значительным ресурсом, но пока их мало. Есть индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), но они только появились в начале текущего года. Банки никогда не вкладывают на долгий срок. Можно понадеяться на иностранных инвесторов, но их на российском рынке сейчас почему-то нет. Остаются только Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). А ликвидировать пенсионные накопления означает фактически лишить экономику «длинных» денег. Сейчас Минфин не может разместить свои десятилетние облигации, что говорить о более долгосрочных вложениях? А раз «длинных» денег нет, то компании начнут просить деньги Фонда национального благосостояния. Что сейчас и происходит. Это все очень убедительно. Но ведь Минтруд не предлагает ликвидировать накопительную систему вообще, а лишь сделать ее добровольной. Вы опасаетесь, что люди не будут по своей воле откладывать на пенсии? Но ведь есть корпоративные пенсионные планы, которые относятся к добровольному пенсионному страхованию. Ни в одной стране мира нет чисто добровольных отчислений в накопительную часть — они всегда добровольно-принудительные. То есть государство задействует разные финансовые стимулы. Например, налоговые вычеты. Они применяются в странах Западной Европы, где налоги на личный доход могут превышать 50 процентов. Там они используют любую лазейку для снижения налогов. Но у нас в стране этот стимул работать не будет, поскольку ставка налога на доходы физлиц низкая — 13 процентов. От налоговых вычетов гражданин выиграет очень мало. Кроме того, такие стимулы не имеют смысла: мы сэкономим на пенсионных выплатах из бюджета и при этом недосчитаемся налоговых поступлений. Есть еще вариант — принудительные отчисления за счет работодателя. Он также не годится, поскольку фонд оплаты труда и так перегружен налогами. Если обложить его дополнительным бременем, мы вернемся к зарплатам в конвертах. Получается, надо прибегнуть к третьему варианту — обеспечить пенсионные отчисления за счет самого гражданина. Так это и есть то же самое обязательное пенсионное страхование. Ваши оппоненты из Минтруда утверждают, что НПФ плохо инвестируют. Что думаете по этому поводу? Давайте посмотрим. С 2008 по 2014 год объем активов всех пенсионных фондов, включая ВЭБ, увеличился на 42 процента. Фонды получили средств накоплений на 2 триллиона рублей и нарастили эту сумму до 3,1 триллиона рублей. Это совсем неплохо, учитывая кризисные годы. Считать НПФ жуликами также неправильно, поскольку они уже прошли акционирование и проверки Центробанка. Регулятор допустил на рынок далеко не всех. Но даже если будет решено убрать с рынка все НПФ (чего не хотелось бы), все равно накопления должны остаться, пусть и под управлением только ВЭБа. Если так поставят вопрос, то это будет выбор между плохим вариантом и очень плохим. Ну хорошо. А если пенсионные накопления все же будут сохранены, это позволит довести коэффициент замещения до 40 процентов? Если просто оставить пенсионные накопления и ничего больше не делать, то нет. А если провести комплексные улучшения пенсионной системы, включая ее добровольную часть, то да, безусловно. А что нужно делать с добровольными накоплениями? То же самое, что уже сделали в обязательном пенсионном страховании. В корпоративных пенсиях ограничения носят формальный характер. В некоторых компаниях пенсионные программы ничем не отличаются от распределительных пенсий — отчисления работающих направляются на выплаты корпоративных пенсий нынешним участникам программы. И никакой закон это не запрещает. Фонды добровольного пенсионного страхования надо также акционировать, как было сделано с НПФ, и они должны соответствовать определенным стандартам. И мы уже начали это делать — у нас есть соответствующее поручение правительства по реформированию добровольного пенсионного страхования. В 2016 году мы составим концепцию, в 2017-м подготовим все необходимые законопроекты, а в 2018 году приведем в соответствие нормативную базу. Это непростая работа, нам еще предстоит согласовать позиции с другими ведомствами, убедить депутатов и т.п. Без подобных изменений ни о каком объединении обязательного и добровольного пенсионного страхования говорить нельзя. Даже если решат так сделать, это технически невозможно. Представим, что все-таки ликвидировали накопительные пенсии. Что будет с уже накопленными? Формально — ничего. А по факту существующая модель накопительной части станет несостоятельной, так что средства придется национализировать или все-таки придумывать способ передавать в «доброволку». Юридически они и так государственные, пока не выплачены пенсионеру. Экономически это деньги граждан, потому что они отчисляются с их зарплаты и граждане распоряжаются ими в части выбора пенсионного фонда или управляющей компании и могут наследовать. Но юридически владеет деньгами государство. Изъятие пенсионных накоплений с формальной точки зрения не будет экспроприацией, но в таком случае пенсионная система потеряет экономический смысл. По нашему мнению, нужно передать данные средства гражданам, исходя из буквы закона. Это потребует перенастройки всей системы надзора и учета пенсионных денег. Юридически и технологически это совсем не просто. ИСТОЧНИК:
|
|