НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

От шаманов к селфи с оленями

29 Июня 2015 г.

shaman 1

На российском Севере проживает 40 народов. В рамках проекта "Лица Петербурга" ученики школы № 535 узнали, как и чем живут нганасаны, селькупы, ненцы и самый малочисленный народ энцы. Многие из них до сих пор ведут кочевой образ жизни, правда, с примесью технологий: в тундре делают селфи с оленями, смотрят телевизор и сидят в Интернете в свободное от скотоводства время.

Согласно переписи населения, в России проживает 45 тыс. ненцев, 4,4 тыс. селькупов, 700 нганасан и около 200 энцев. Это северные народы самодийской группы, которые традиционно обитают на территории Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Архангельской области, Тюменской области и Красноярского края. В данный момент десятки представителей этих народов проживают в Петербурге.

Современные жители Севера делятся на два типа: одни живут в городах, а другие кочуют по тундре, пасут оленей или занимаются рыбной ловлей. Как рассказали коренные жители Нарьян-Мара, которые в Петербурге учатся в институте народов Севера Педагогического университета имени Герцена и университете физкультуры имени Лесгафта, северян, ведущих традиционный образ жизни, с каждым годом становится все меньше: школьники, которых когда-то вывезли из тундры учиться в города, зачастую не возвращаются домой. "Мало кто хочет снова попасть в холодный климат, вернуться к прошлому образу жизни. Были попытки на Ямале, Чукотке распространить кочевые школы, но молодежь в основном едет в город", — рассказала одна из участниц встречи Светлана.

Между тем под влиянием технологий быт в тундре сильно изменился: жить стало комфортнее. Раньше северяне обитали в традиционных чумах — шалашах, покрываемых оленьими шкурами. Их было очень тяжело перемещать, что сильно мешало при кочевом образе жизни, а ведь оленеводы все время в движении от одного пастбища до другого. Сейчас для жилища используются палатки, которые обогревают с помощью электрических печек. Это тоже шаг вперед: ранее костер разжигали прямо в чумах. "В тундре уже пользуются ноутбуками, телевизионными тарелками, Интернетом, делают селфи", — пояснила другая студентка Оксана.

По словам выступающих, зажиточным традиционным северянином считается человек, который владеет тремя палатками (это аналог трехкомнатной квартиры), а невестой с хорошим приданым — девушка с сорока оленями. Стоит отметить, что соседи находятся друг от друга довольно на большом расстоянии, чтобы у оленей было достаточно места для прокорма, иначе людям пришлось бы слишком часто менять место жительства. "Самое тяжелое время на Севере — это лето, — отметила Оксана. — В переводе с ненецкого август — это "самый мучительный месяц", буквально все небо в комарах. Оводы, мошкара кусают оленей, многие животные заражаются и умирают. Людям приходится уезжать от воды, разжигать костры. Лето в Петербурге по сравнению с летом в тундре — это рай".

Уже давно под влиянием русских традиций на Севере практикуется двоеверие: некоторые ненцы даже обмазывали православные иконы кровью оленя, так как это животное является священным для представителей народа. "Многие из тех, кто принял православие, в душе верят в духов", — заметила Оксана. И добавила, что духам периодически необходимо приносить в жертву что-то очень ценное.

Между тем на крайнем Севере становится все меньше шаманов — главных для язычников "посредников между богом и человеком". В советские времена шаманизм преследовался, поэтому, к примеру, на весь Нарьян-Мар сохранился всего один шаман. Сейчас к нему за помощью обращается весь город.

Что точно северяне сохранили в первоначальном виде, так это свой характер. Из-за тяжелого климата это закрытые, очень спокойные люди. "На Севере говорят так: хочешь поплакать — иди в тундру", — рассказала Светлана. Также из-за холода жители Севера сохранили свое особое горловое пение. "Если к нам в тундру приехал бы оперный певец, то он тут же простыл бы, застудил связки", — отметили студенты.

Как уже рассказывал "Росбалт", у северян нет танцев, только пляски. Танцоры подражают птицам, животным, рассказывают о бытовых занятиях (охота, рыбалка, езда на оленях, установка чума, шитье). При этом у каждого народа свои движения, которые символизируют близких им животных. У самодийцев это олени, у народов, заселяющих Камчатку, — медведи, у якутов — лошади. В песнях чукчей слышатся звуки, которые издают моржи.

По мнению участников встречи, есть все предпосылки, что культура народов Севера забудется по причине глобализационного процесса и слабого исполнения законов. Большинство нынешних 20-летних северян не знают родных языков. Так, ненецкий язык стал официальным только несколько лет назад, при этом в данный момент он не имеет особой силы на родине. "Раньше в нашем родном городе не приветствовалось, если мы говорили на родном языке. Наши родители знали язык, общались на нем, но им в какой-то момент запретили — не давали разговаривать на улицах, в магазинах. Сейчас мы изучаем язык самостоятельно", — пояснила Светлана.

Правда, по ее мнению, в данный момент не очень велик процент тех, кто заинтересован в сохранении и пропаганде культуры малочисленных народов.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!