Сбер опубликовал ежеквартальное исследование «Потребительский индекс Иванова» |
По инф. Телеинформа |
25 Ноября 2021 г. |
Как показало традиционное исследование «Потребительский индекс Иванова», которое ежеквартально проводит SberCIB Investment Research, индекс продолжает показывать устойчивую позитивную динамику. Об этом сообщает пресс-служба Сбербанка. Очередной опрос, проведённый в сентябре по итогам третьего квартала этого года, вновь зафиксировал улучшение настроения и повышение уверенности потребителей по сравнению с предыдущим кварталом – индекс вырос с минус 17% до минус 16%. В третьем квартале 2020 года он составлял минус 21%. Таким образом, налицо восстановление индекса потребительских настроений до среднего значения за 2015–2020 годы. – Чувствительность к уровню цен у россиян снизилась. Доля тех, для кого цена – важный фактор при выборе магазина, упала на 2 процентных пункта относительно предыдущего квартала до 64%. Онлайн-бизнес продолжает наращивать аудиторию. В третьем квартале мы обнаружили заметный рост доли опрошенных, которые за последние шесть месяце хотя бы раз покупали что-то онлайн, – на 19 процентных пунктов до 81%. Особенно это актуально для небольших городов. Треть респондентов регулярно предпочитает заказывать еду вместо походов в магазины – это на 8 процентных пунктов больше, чем кварталом ранее. Еще одно наблюдение – высокий интерес населения к фондовому рынку. Больше половины опрошенных россиян с открытыми брокерскими счетами или планирующих его открыть (52%) хотят увеличить вложения на фондовом рынке в ближайшие 12 месяцев, – сообщил руководитель SberCIB Investment Research Ярослав Лисоволик. Больше всего Ивановы опасаются проблем со здоровьемКартина опасений Ивановых почти не изменилась. Состояние здоровья по-прежнему беспокоит их больше всего (об этом заявили 60% респондентов – на 2 процентных пункта больше, чем в предыдущем квартале, но на 1 процентный пункт меньше, чем в третьем квартале 2020 года). Затем идёт инфляция (50% опрошенных – на 2 процентных пункта больше, чем в предыдущем квартале, и на 6 процентных пунктов больше, чем годом ранее). Доля потребителей, опасающихся безработицы, за год уменьшилась на 7 процентных пунктов (43%); при этом уровень безработицы среди опрошенных составил 12%, что близко к допандемийному значению. Доля обеспокоенных экономическим ростом и курсом рубля за год снизилась на 1 процентный пункт (30%) и 4 процентных пункта (20%) соответственно. Уровень оценки бизнес-перспектив достиг максимумаНа фоне снижения беспокойства по поводу безработицы индекс оценки бизнес-перспектив в третьем квартале этого года достиг абсолютного максимума в 18%, повысившись на 7 процентных пунктов относительно уровня третьего квартала 2020 года. Этому способствовало уменьшение (на 3 процентных пункта за год – до 12%) доли респондентов, ожидавших ухудшения финансового положения компании, в которой они работают, или её банкротства в будущем. Средняя зарплата за год выросла на 8%Исследование свидетельствует о повышении средней месячной зарплаты до 42,9 тысячи рублей в третьем квартале 2021 года – на 8% за год. Больше всего зарплаты выросли у респондентов, занятых в тяжёлой промышленности, службе такси, транспортном секторе и общественном питании (примерно на 30% по сравнению с третьим кварталом 2020 года), а также в сельском хозяйстве (+27%) и розничной торговле (+22%). Вероятно, это связано с низкой базой сравнения в третьем квартале 2020 года и с повышением зарплат ввиду дефицита рабочей силы. Средний размер сбережений на одного члена семьи составил 54,7 тысячи рублейОтношение Ивановых к сбережениям улучшилось: по сравнению с третьим кварталом 2020 года доля потребителей, которые считают существующую экономическую ситуацию благоприятной для формирования сбережений, выросла на 3 процентных пункта, а тех, кто считает её неблагоприятной, – уменьшилась на 4 процентных пункта. В абсолютном выражении средний размер сбережений в расчёте на одного члена семьи увеличился на 5,2% относительно предыдущего квартала – до 54,7 тысячи рублей. Между тем отношение сбережений к располагаемым доходам повысилось с 7,6% во втором квартале этого года до 7,8% в третьем квартале, что может быть связано с увеличением номинальных доходов. На питание Ивановы тратят 38,1% доходовДоля расходов на продукты питания в доходах Ивановых достигла 38,1% против 37,0% в третьем квартале 2020 года. Это означает, что население поддерживало расходы на продовольствие несмотря на ускоряющуюся инфляцию, хотя социальные выплаты, полученные в августе и сентябре этого года, помогли гражданам. Чувствительность к уровню цен снизиласьЧувствительность респондентов к уровню цен за минувший квартал снизилась. Доля опрошенных, назвавших цену важным фактором при выборе магазина, упала на 2 процентных пункта относительно предыдущего квартала и третьего квартала 2020 года – до 64%. Поскольку опасения в связи с пандемией сохраняются, доля Ивановых, указавших на меры безопасности, скопление посетителей и очереди в качестве важных факторов при выборе магазина, не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом или немного выросла. За последние полгода 81% Ивановых совершали покупки онлайнЗа последние полгода 81% Ивановых совершали покупки онлайн (+19 процентных пунктов за квартал). Особенно сильно (на 21 процентный пункт) выросла доля клиентов онлайн-магазинов в городах с населением меньше миллиона человек. Предпочтительным способом получения онлайн-заказов остаются пункты выдачи (69%, как и в марте 2021 года), тогда как курьерская доставка продолжает терять популярность: доля тех, кто ей пользуется, снизилась за квартал на 3 процентных пункта, а в Москве – на 8 процентных пунктов. Продукты в интернете покупают 31% ИвановыхПримерно 31% Ивановых отметили, что покупают продукты онлайн (+8 процентных пунктов за квартал). Чаще всего они делают закупки в СберМаркете (36%). Самокат и Delivery Club упомянули по 32% опрошенных. Доля Яндекс.Go (включая Яндекс.Лавку и продукты от сторонних продавцов) составляет 25%. Чаще всего Ивановы покупают продукты питания в интернете, когда им нужно сделать запланированный и крупный заказ или спонтанно купить еду (по 30%). В числе причин продуктового онлайн-шопинга Ивановы также называют закупки еды на ближайшие дни и приобретение товаров, которые трудно найти в традиционных магазинах. Основной фактор при выборе онлайн-магазина – это цена (36%), далее идут ассортимент и удобство доставки (по 22%). Ивановы всё реже летают лоукостерамиОпрос показал, что темпы восстановления спроса на авиаперевозки снизились. Теперь Ивановы ожидают, что в ближайшие 12 месяцев они совершат на 3% больше авиаперелётов, чем планировали годом ранее, тогда как, согласно июньскому опросу, потребители планировали увеличить перелеты на 14%. Доля Ивановых, которые планируют только международные перелёты, в сентябре выросла до 40% по сравнению с 37% в июне. На наш взгляд, это связано с возобновлением перелётов в Турцию и другие страны. Отраслевые данные также говорят об активизации международных перелётов. Доля пассажиров, перевезённых на международных рейсах российскими авиаперевозчиками в августе, увеличилась до 24%, тогда как в первом полугодии этого года она составляла 13%. А поскольку в 2019 году на долю международных перевозок приходилось 43% совокупного пассажиропотока российских авиакомпаний, сохраняется потенциал для дальнейшего роста. На фоне увеличения доли международных перелётов продолжила сокращаться доля Ивановых, летающих лоукостерами. Если в первом квартале этого года этот показатель составлял 64%, то во втором квартале он снизился до 61%, а в третьем квартале – до 56%. Эксперты SberCIB связывают это с тем, что международные авиаперелёты сейчас в основном обслуживают обычные авиакомпании. В соцсетях зарегистрированы 94,4% ИвановыхУ 94,4% Ивановых (пользователей интернета в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тысяч человек) имеется профиль как минимум в одной социальной сети (этот показатель не изменился по сравнению с сентябрём 2020 года). Почти половина респондентов пользуется четырьмя и более соцсетями. В среднем Ивановы используют 3,5 соцсети. ВК остаётся самой популярной соцсетью в России: ежемесячно ею пользуются 74% Ивановых (это на 4 процентных пункта меньше, чем в сентябре 2020 года). Ежемесячное использование за прошедший квартал увеличилось только у двух соцсетей: Instagram (на 1 процентный пункт – до 56%) и TikTok (на 9,7 процентных пункта – до 30%). У 15% Ивановых есть брокерский онлайн-счётДоля Ивановых с брокерским онлайн-счётом за квартал увеличилась с 14 до 15%. Ещё 25% респондентов отметили, что планируют открыть брокерский счёт (+2 процентных пункта). Доля совершающих операции ежедневно не изменилась по сравнению с июнем (15%), а доля Ивановых, не проявляющих активности, упала на 3 процентных пункта – до 23%. Более половины респондентов с открытыми брокерскими счетами или планирующих открыть брокерский счёт (52% в сентябре по сравнению с 55% в июне этого года) намереваются увеличить вложения на фондовом рынке в ближайшие 12 месяцев. Доля тех, кто не планирует дополнительных инвестиций, не превысила 18% (+1 процентный пункт). Решающим фактором в пользу инвестиций на фондовом рынке выступают низкие процентные ставки по депозитам: об этом в сентябре сообщили 52% респондентов, (+ 1 процентный пункт). В качестве значимых факторов 59% опрошенных также отметили более высокую доходность инвестиций в ценные бумаги, а 56% – удобство открытия и ведения брокерского счёта в онлайн-режиме (в июне доля таких ответов составила 56% и 53% соответственно). Имеют подписку СберПрайм или СберПрайм+ 16% ИвановыхИз тех продуктов и услуг, которыми активно пользуются Ивановы в рамках экосистемы Сбера, наиболее широко используются программы лояльности, сервис онлайн-покупки продуктов и развлечения (52%, 33% и 26%). На сервисы Сбера подписаны 16% респондентов: 14% – на базовую программу СберПрайм, ещё 2% – на расширенную СберПрайм+. Слышали о ESG 20% ИвановыхВ SberCIB продолжают следить за уровнем осведомлённости Ивановых о проблемах ESG, который пока остаётся низким. Менее 4% опрошенных знают, что такое ESG, а 76% никогда не слышали о таких стандартах. Однако доля тех, кто слышал об ESG, увеличилась до 20%. В возрастной категории до 30 лет включительно осведомлённость выше: об ESG знают 5% респондентов, 24% слышали об этом термине, но не знают, что это такое, а 71% с ним незнакомы. Доля Ивановых, готовых платить больше за товары и услуги, которые наносят меньше вреда окружающей среде, за квартал снизилась с 21 до 19%. При этом увеличилась не только доля тех, кто не готов платить больше (с 61 до 63%), но и доля тех, кто готов отказаться от недостаточно экологичных товаров (с 18 до 19%).
Тэги: |
|