НА КАЛЕНДАРЕ

Сбер опубликовал ежеквартальное исследование «Потребительский индекс Иванова»

По инф. Телеинформа   
25 Ноября 2021 г.

Сбер опубликовал ежеквартальное исследование «Потребительский индекс Иванова»

Как показало традиционное исследование «Потребительский индекс Иванова», которое ежеквартально проводит SberCIB Investment Research, индекс продолжает показывать устойчивую позитивную динамику. Об этом сообщает пресс-служба Сбербанка.

Очередной опрос, проведённый в сентябре по итогам третьего квартала этого года, вновь зафиксировал улучшение настроения и повышение уверенности потребителей по сравнению с предыдущим кварталом – индекс вырос с минус 17% до минус 16%. В третьем квартале 2020 года он составлял минус 21%. Таким образом, налицо восстановление индекса потребительских настроений до среднего значения за 2015–2020 годы.

– Чувствительность к уровню цен у россиян снизилась. Доля тех, для кого цена – важный фактор при выборе магазина, упала на 2 процентных пункта относительно предыдущего квартала до 64%. Онлайн-бизнес продолжает наращивать аудиторию. В третьем квартале мы обнаружили заметный рост доли опрошенных, которые за последние шесть месяце хотя бы раз покупали что-то онлайн, – на 19 процентных пунктов до 81%. Особенно это актуально для небольших городов. Треть респондентов регулярно предпочитает заказывать еду вместо походов в магазины – это на 8 процентных пунктов больше, чем кварталом ранее. Еще одно наблюдение – высокий интерес населения к фондовому рынку. Больше половины опрошенных россиян с открытыми брокерскими счетами или планирующих его открыть (52%) хотят увеличить вложения на фондовом рынке в ближайшие 12 месяцев, – сообщил руководитель SberCIB Investment Research Ярослав Лисоволик.

Больше всего Ивановы опасаются проблем со здоровьем

Картина опасений Ивановых почти не изменилась. Состояние здоровья по-прежнему беспокоит их больше всего (об этом заявили 60% респондентов – на 2 процентных пункта больше, чем в предыдущем квартале, но на 1 процентный пункт меньше, чем в третьем квартале 2020 года). Затем идёт инфляция (50% опрошенных – на 2 процентных пункта больше, чем в предыдущем квартале, и на 6 процентных пунктов больше, чем годом ранее). Доля потребителей, опасающихся безработицы, за год уменьшилась на 7 процентных пунктов (43%); при этом уровень безработицы среди опрошенных составил 12%, что близко к допандемийному значению. Доля обеспокоенных экономическим ростом и курсом рубля за год снизилась на 1 процентный пункт (30%) и 4 процентных пункта (20%) соответственно.

Уровень оценки бизнес-перспектив достиг максимума

На фоне снижения беспокойства по поводу безработицы индекс оценки бизнес-перспектив в третьем квартале этого года достиг абсолютного максимума в 18%, повысившись на 7 процентных пунктов относительно уровня третьего квартала 2020 года. Этому способствовало уменьшение (на 3 процентных пункта за год – до 12%) доли респондентов, ожидавших ухудшения финансового положения компании, в которой они работают, или её банкротства в будущем.

Средняя зарплата за год выросла на 8%

Исследование свидетельствует о повышении средней месячной зарплаты до 42,9 тысячи рублей в третьем квартале 2021 года – на 8% за год. Больше всего зарплаты выросли у респондентов, занятых в тяжёлой промышленности, службе такси, транспортном секторе и общественном питании (примерно на 30% по сравнению с третьим кварталом 2020 года), а также в сельском хозяйстве (+27%) и розничной торговле (+22%). Вероятно, это связано с низкой базой сравнения в третьем квартале 2020 года и с повышением зарплат ввиду дефицита рабочей силы.

Средний размер сбережений на одного члена семьи составил 54,7 тысячи рублей

Отношение Ивановых к сбережениям улучшилось: по сравнению с третьим кварталом 2020 года доля потребителей, которые считают существующую экономическую ситуацию благоприятной для формирования сбережений, выросла на 3 процентных пункта, а тех, кто считает её неблагоприятной, – уменьшилась на 4 процентных пункта. В абсолютном выражении средний размер сбережений в расчёте на одного члена семьи увеличился на 5,2% относительно предыдущего квартала – до 54,7 тысячи рублей. Между тем отношение сбережений к располагаемым доходам повысилось с 7,6% во втором квартале этого года до 7,8% в третьем квартале, что может быть связано с увеличением номинальных доходов.

На питание Ивановы тратят 38,1% доходов

Доля расходов на продукты питания в доходах Ивановых достигла 38,1% против 37,0% в третьем квартале 2020 года. Это означает, что население поддерживало расходы на продовольствие несмотря на ускоряющуюся инфляцию, хотя социальные выплаты, полученные в августе и сентябре этого года, помогли гражданам.

Чувствительность к уровню цен снизилась

Чувствительность респондентов к уровню цен за минувший квартал снизилась. Доля опрошенных, назвавших цену важным фактором при выборе магазина, упала на 2 процентных пункта относительно предыдущего квартала и третьего квартала 2020 года – до 64%. Поскольку опасения в связи с пандемией сохраняются, доля Ивановых, указавших на меры безопасности, скопление посетителей и очереди в качестве важных факторов при выборе магазина, не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом или немного выросла.

За последние полгода 81% Ивановых совершали покупки онлайн

За последние полгода 81% Ивановых совершали покупки онлайн (+19 процентных пунктов за квартал). Особенно сильно (на 21 процентный пункт) выросла доля клиентов онлайн-магазинов в городах с населением меньше миллиона человек. Предпочтительным способом получения онлайн-заказов остаются пункты выдачи (69%, как и в марте 2021 года), тогда как курьерская доставка продолжает терять популярность: доля тех, кто ей пользуется, снизилась за квартал на 3 процентных пункта, а в Москве – на 8 процентных пунктов.

Продукты в интернете покупают 31% Ивановых

Примерно 31% Ивановых отметили, что покупают продукты онлайн (+8 процентных пунктов за квартал). Чаще всего они делают закупки в СберМаркете (36%). Самокат и Delivery Club упомянули по 32% опрошенных. Доля Яндекс.Go (включая Яндекс.Лавку и продукты от сторонних продавцов) составляет 25%.

Чаще всего Ивановы покупают продукты питания в интернете, когда им нужно сделать запланированный и крупный заказ или спонтанно купить еду (по 30%). В числе причин продуктового онлайн-шопинга Ивановы также называют закупки еды на ближайшие дни и приобретение товаров, которые трудно найти в традиционных магазинах. Основной фактор при выборе онлайн-магазина – это цена (36%), далее идут ассортимент и удобство доставки (по 22%).

Ивановы всё реже летают лоукостерами

Опрос показал, что темпы восстановления спроса на авиаперевозки снизились. Теперь Ивановы ожидают, что в ближайшие 12 месяцев они совершат на 3% больше авиаперелётов, чем планировали годом ранее, тогда как, согласно июньскому опросу, потребители планировали увеличить перелеты на 14%. Доля Ивановых, которые планируют только международные перелёты, в сентябре выросла до 40% по сравнению с 37% в июне. На наш взгляд, это связано с возобновлением перелётов в Турцию и другие страны.

Отраслевые данные также говорят об активизации международных перелётов. Доля пассажиров, перевезённых на международных рейсах российскими авиаперевозчиками в августе, увеличилась до 24%, тогда как в первом полугодии этого года она составляла 13%. А поскольку в 2019 году на долю международных перевозок приходилось 43% совокупного пассажиропотока российских авиакомпаний, сохраняется потенциал для дальнейшего роста.

На фоне увеличения доли международных перелётов продолжила сокращаться доля Ивановых, летающих лоукостерами. Если в первом квартале этого года этот показатель составлял 64%, то во втором квартале он снизился до 61%, а в третьем квартале – до 56%. Эксперты SberCIB связывают это с тем, что международные авиаперелёты сейчас в основном обслуживают обычные авиакомпании.

В соцсетях зарегистрированы 94,4% Ивановых

У 94,4% Ивановых (пользователей интернета в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тысяч человек) имеется профиль как минимум в одной социальной сети (этот показатель не изменился по сравнению с сентябрём 2020 года). Почти половина респондентов пользуется четырьмя и более соцсетями. В среднем Ивановы используют 3,5 соцсети. ВК остаётся самой популярной соцсетью в России: ежемесячно ею пользуются 74% Ивановых (это на 4 процентных пункта меньше, чем в сентябре 2020 года). Ежемесячное использование за прошедший квартал увеличилось только у двух соцсетей: Instagram (на 1 процентный пункт – до 56%) и TikTok (на 9,7 процентных пункта – до 30%).

У 15% Ивановых есть брокерский онлайн-счёт

Доля Ивановых с брокерским онлайн-счётом за квартал увеличилась с 14 до 15%. Ещё 25% респондентов отметили, что планируют открыть брокерский счёт (+2 процентных пункта). Доля совершающих операции ежедневно не изменилась по сравнению с июнем (15%), а доля Ивановых, не проявляющих активности, упала на 3 процентных пункта – до 23%.

Более половины респондентов с открытыми брокерскими счетами или планирующих открыть брокерский счёт (52% в сентябре по сравнению с 55% в июне этого года) намереваются увеличить вложения на фондовом рынке в ближайшие 12 месяцев. Доля тех, кто не планирует дополнительных инвестиций, не превысила 18% (+1 процентный пункт).

Решающим фактором в пользу инвестиций на фондовом рынке выступают низкие процентные ставки по депозитам: об этом в сентябре сообщили 52% респондентов, (+ 1 процентный пункт). В качестве значимых факторов 59% опрошенных также отметили более высокую доходность инвестиций в ценные бумаги, а 56% – удобство открытия и ведения брокерского счёта в онлайн-режиме (в июне доля таких ответов составила 56% и 53% соответственно).

Имеют подписку СберПрайм или СберПрайм+ 16% Ивановых

Из тех продуктов и услуг, которыми активно пользуются Ивановы в рамках экосистемы Сбера, наиболее широко используются программы лояльности, сервис онлайн-покупки продуктов и развлечения (52%, 33% и 26%). На сервисы Сбера подписаны 16% респондентов: 14% – на базовую программу СберПрайм, ещё 2% – на расширенную СберПрайм+.

Слышали о ESG 20% Ивановых

В SberCIB продолжают следить за уровнем осведомлённости Ивановых о проблемах ESG, который пока остаётся низким. Менее 4% опрошенных знают, что такое ESG, а 76% никогда не слышали о таких стандартах. Однако доля тех, кто слышал об ESG, увеличилась до 20%. В возрастной категории до 30 лет включительно осведомлённость выше: об ESG знают 5% респондентов, 24% слышали об этом термине, но не знают, что это такое, а 71% с ним незнакомы.

Доля Ивановых, готовых платить больше за товары и услуги, которые наносят меньше вреда окружающей среде, за квартал снизилась с 21 до 19%. При этом увеличилась не только доля тех, кто не готов платить больше (с 61 до 63%), но и доля тех, кто готов отказаться от недостаточно экологичных товаров (с 18 до 19%).

По инф. Телеинформа

  • Расскажите об этом своим друзьям!