НА КАЛЕНДАРЕ

Нефинансовый бизнес продолжает показывать самый быстрый рост среди сегментов Группы Сбер

По инф. Телеинформа   
02 Марта 2022 г.

Нефинансовый бизнес продолжает показывать самый быстрый рост среди сегментов Группы Сбер

Сбербанк опубликовал годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), сообщает пресс-служба Сбера.

Отчетность содержит данные за 12 месяцев 2021 года по состоянию на 31 декабря 2021 года и включает аудиторское заключение компании АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» о результатах независимой аудиторской проверки.

– Сегодня мы подводим итоги работы Группы Сбер за 2021 год. Мы показали отличные результаты, но сейчас наш фокус – это вызовы, с которыми столкнулась российская экономика и финансовый сектор. Наш приоритет – обеспечивать бесперебойную и скоординированную работу всех наших систем и служб для защиты интересов наших клиентов. Все наши офисы работают в штатном режиме, клиентам (физическим и юридическим лицам) доступны их средства в полном объёме. За последние годы мы смогли создать существенный запас прочности, развить компетенции, накопить опыт, которые позволяют нам оставаться надежным финансовым партнером для наших клиентов вне зависимости от внешних обстоятельств, – заявил президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Ключевые финансовые и операционные показатели Сбера за отчетный период

  • Чистая прибыль Группы составила 1 245,9 миллиарда рублей за год (+63,9% годовых).
  • Прибыль на обыкновенную акцию составила 56,98 рублей за год (+65,8% годовых).
  • Рентабельность капитала составила 24,2% (+8,0 процентных пункта годовых) за год. Без учета субординированного кредита в размере 150 миллиардов рублей, классифицированного в качестве долевого финансового инструмента, требования по которому ранее были уступлены Банком России в пользу Минфина.
  • Мобильному приложению Сбербанк Онлайн в 2021 году исполнилось 10 лет. Сейчас это самое популярное банковское приложение в России. Оно занимает четвертое место в мире среди всех финансовых приложений (по данным аналитической платформы AppAnnie). Активная ежемесячная аудитория (MAU) уже превышает 73 миллиона человек, а DAU/MAU более 52%. Сбер вновь был признан лучшим цифровым банком России для частных и корпоративных клиентов среди банков Центральной и Восточной Европы по версии международного издания Global Finance.
  • В результате цифровой и технологической трансформации количество активных клиентов (физических лиц) уже достигло 103,8 миллиона человек на конец года.
  • Розничный кредитный портфель вырос на 25,9% за 2021 год до 11,5 триллиона рублей.
  • Нефинансовый бизнес продолжает показывать самые быстрые темпы роста среди всех сегментов Группы Сбер. Выручка всех нефинансовых сервисов выросла почти в три раза за 12 месяцев 2021 года и составила 193,8 миллиарда рублей.
  • Количество пользователей подписок СберПрайм достигло 4,25 миллиона на конец года. Подписка СберПрайм+ признана самой выгодной в России и лидером по наполнению подписки и уровню удовлетворенности клиентов по данным исследования Frank RG «Рейтинг сервисов подписок в России 2022».
  • СберМаркет стал лидером в сегменте e-grocery среди российских компаний с GMV в размере 58,6 миллиарда рублей за 2021 год, показав трехкратный рост годовых показателей.
  • В 2021 году Сбер запустил мультикатегорийный маркетплейс СберМегаМаркет, на котором клиентам уже доступны сервисы Сбер ID и SberPay, бесплатная доставка товаров для подписчиков СберПрайм, а также возможность оплаты покупок бонусами СберСпасибо.
  • В ноябре 2021 года была одобрена климатическая стратегия Сбера и намечены ключевые климатические цели по снижению выбросов к 2023 году по Охвату 1 и по Охвату 2 относительно 2019 года.
  • В 2021 году Сбер улучшил позиции в международных ESG-рейтингах (MSCI, Sustainalytics, S&P ESG evaluation, CDP, Gender Equality Index).

Основные показатели активности клиентов Сбера

  • Количество активных клиентов (физических лиц) достигло 103,8 миллиона человек, а количество активных корпоративных клиентов превысило три миллиона.
  • Количество активных ежемесячных пользователей (MAU) мобильного приложения СберБанк Онлайн превысило 73,5 миллиона человек (+8,1 миллиона за год). Количество ежедневных пользователей (DAU) составило 38,3 миллиона человек, а DAU/MAU превысило 52%. В 2021 году в мобильном приложении Сбербанк Онлайн появились новые удобные клиентские сервисы: анализ финансов, флагманский продукт экосистемы подписка СберПрайм+ и виртуальный голосовой помощник Салют, который помогает воспользоваться финансовыми и нефинансовыми услугами компаний экосистемы Сбера.
  • Количество участников программы лояльности СберСпасибо выросло на 9,4 миллиона с начала года или на три миллиона за четвертый квартал 2021 года и превысило 56,5 миллиона клиентов.
  • Количество клиентов, использующих единый логин Сбер ID, который дает доступ более чем к 140 сервисам экосистемы Сбера и партнеров, удвоилось с начала года и превысило 32,5 миллиона клиентов.

Обзор основных показателей отчета о прибылях и убытках по Группе

  • Чистые процентные доходы увеличились на 13,4% годовых за 2021 год и составили 1 802 миллиарда рублей за счет роста объема работающих активов (сегмент Банковский бизнес).
  • Чистые комиссионные доходы выросли на 13,1% годовых за 2021 год до 616,8 миллиарда рублей за счет роста доходов по операциям с банковскими картами, включая доходы от эквайринга (сегмент Платежный бизнес).
  • Операционные расходы Группы увеличились на 16,3% за год и составили 858,6 миллиарда рублей. На темп роста расходов существенное влияние оказало ускорение инфляции в 2021 году, что также сказалось на пересмотре заработной платы сотрудников и на дальнейшем развитии нефинансовых бизнесов Группы.
  • Численность персонала увеличилась на 2,3 тысячи за год за счет нефинансовых направлений бизнеса и составила 287,9 тысячи человек. При этом численность сотрудников финансовых бизнесов снизилась на 11 тысяч человек за год.
  • Отношение операционных расходов к операционным доходам по финансовому бизнесу по итогам 12 месяцев составило 32,2% (-50 базисных пунктов годовых). Операционные доходы до влияния резервов под ожидаемые кредитные убытки, резервов по обязательствам кредитного характера и изменения справедливой стоимости кредитов вследствие изменения кредитного качества.
  • Совокупные расходы на резервы и переоценка кредитов, оцениваемых по справедливой стоимости, составили 144,7 миллиарда рублей за 2021 год. Стоимость риска улучшилась за 2021 год и составила 56 базисных пунктов.
  • В четвертом квартале 2021 года Группа Сбер заключила договор на продажу ряда дочерних банков в Центральной и Восточной Европе, вследствие чего активы, обязательства и совокупный доход указанных дочерних банков были классифицированы в качестве прекращенной деятельности на конец года. В первом квартале 2022 года Группа утратила контроль над СБЕ (Сбербанк Европа), что найдет свое отражение в отчетности за первый квартал 2022 года. По состоянию на 31 декабря 2021 года чистые активы этих европейских дочерних банков не превышали 1,3% от чистых активов Группы Сбер.

Анализ ключевых сегментов

Банковский бизнес

  • Операционный доход до резервов сегмента банковского бизнеса вырос на 12,5% годовых за 2021 год до 1 939,3 миллиарда рублей.
  • Прибыль до налогообложения увеличилась на 70,4% годовых за 2021 год до 1 137,7 миллиарда рублей.

Обзор основных показателей банковского бизнеса:

Розничный кредитный портфель составил 11,5 триллиона рублей, показав рост на 25,9% с начала года или на 5,8% за четвертый квартал 2021 года. Доля розничных кредитов в совокупном кредитном портфеле превысила 40% на конец года. В четвертом квартале 2021 года доходность розничных кредитов осталась практически без изменений и составила 11,2%.

  • Ипотечный портфель вырос на 28,2% с начала года и на 6,6% за четвертый квартал 2021 года. Доля продаж в цифровых каналах впервые превысила 50% на конец года, что делает ипотечное кредитование более доступным для клиентов при наличии широкой линейки собственных продуктов банка и государственных программ. Льготные программы кредитования пользовались повышенным спросом у наших клиентов: около 500 миллиардов рублей выдано по программе «Господдержка 2020», более 160 миллиардов рублей – по «Семейной ипотеке», свыше 100 миллиардов рублей – по «Сельской ипотеке» и «Дальневосточной ипотеке».
  • Портфель потребительских кредитов увеличился на 26% с начала года или на 4,6% за четвертый квартал 2021 года на фоне запуска новых выгодных кредитных продуктов, включая кредитование по сниженной ставке в «Зелёный день».
  • В 2021 году Сбер запустил новый флагманский продукт – кредитную СберКарту, предоставляя клиентам до 120 дней беспроцентного периода, бесплатное годовое обслуживание и сниженную процентную ставку на покупки товаров и сервисов в компаниях экосистемы Сбера. После запуска нового продукта количество заявок на кредитные карты увеличилось на 25%. Кредитная карта Сбера была признана самой выгодной в России по версии Frank RG в 2021 году.

Корпоративный кредитный портфель превысил 17,1 триллиона рублей, прибавив 9,7% с начала года или 5,5% за четвертый квартал 2021 года без учета валютной переоценки (номинальный рост за год +11,1% и 5,6% за квартал по данным управленческого учета) за счет роста кредитования во всех валютах. На годовую динамику портфеля оказало влияние погашение кредитов государственным и муниципальным учреждениям в связи с замещением их задолженности бюджетными кредитами. Без учета этого фактора рост корпоративного кредитного портфеля составил 13,9% с начала года. Доходность корпоративных кредитов выросла на 50 базисных пунктов за четвертый квартал 2021 года до 7,7% на фоне роста ставок в экономике и существенной доли кредитов по плавающим ставкам в портфеле Сбера, доля которых составила свыше 42% на конец года.

  • Более половины кредитов малому и микробизнесу выдается онлайн, 64% решений по краткосрочному кредитованию сегмента крупного и среднего бизнеса реализуется по технологии «Кредит за 7 минут».
  • Кредитный портфель финансирования строительства жилья увеличился в два раза с начала года и превысил 1,7 триллиона рублей. Проекты со счетами эскроу занимают более 80% портфеля.
  • Кредитный портфель компаний малого и среднего бизнеса в Сбере превысил 3 триллиона рублей на конец года.
  • Сбер в 2021 году признан лучшим банком в кредитовании малого бизнеса в России, победив в номинации «Лучший банк в кредитовании малого бизнеса» по итогам исследования Frank RG.

Средства физических лиц составили 17,9 триллиона рублей на конец года, показав рост на 8,6% за год и 4,4% за четвертый квартал 2021 года. Этому способствовали новые депозитные продукты Сбера: СберВклад и СберВклад Прайм с повышенной процентной ставкой. Стоимость срочных розничных вкладов за квартал выросла на 20 базисных пунктов за квартал на фоне роста ставок в экономике и составила 4,2%.

  • Доля остатков на текущих/расчетных счетах клиентов в объеме средств физических лиц выросла до 45% (+7 процентных пунктов за год) благодаря растущей доле безналичных расчетов и остатков на эскроу счетах.

Средства юридических лиц выросли на 17,7% за год и составили 10,5 триллиона рублей. В четвертом квартале 2021 года средства корпоративных клиентов снизились за счет замещения средств, привлеченных у Федерального Казначейства, депозитами розничных клиентов. Стоимость срочных депозитов юридических лиц выросла на 1 процентный пункт за четвертый квартал 2021 года до 5,3%.

Процентные расходы выросли в четвертом квартале на 40% годовых на фоне роста ставки страховых взносов в фонд страхования вкладов, произошедшего в третьем квартале 2021 года, а также роста стоимости привлечения клиентских средств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Отношение чистых кредитов к депозитам составило 95,7% по итогам 2021 года, прибавив 4,9 процентных пункта за 12 месяцев.

Основные показатели качества кредитного портфеля:

  • Качество кредитного портфеля в четвертом квартале 2021 года значительно улучшилось по всем основным сегментам. Доля кредитов третьей стадии, включая изначально обесцененные, составила 4,9%, что меньше на 140 базисных пунктов по сравнению с началом года.
  • Отношение совокупного объема резервов к обесцененным кредитам составило 107,7%, показав рост на 7,1 процентных пункта за год и на 4 процентных пункта за четвертый квартал 2021 года.

Платежный бизнес

  • Операционный доход сегмента «Платежный бизнес» увеличился на 21,6% годовых за 2021 год до 390 миллиардов рублей. Основным драйвером роста стали доходы от эквайринга, которые прибавили более 30% за год.
  • Прибыль до налогообложения выросла на 27,3% годовых за 12 месяцев 2021 года до 268,6 миллиарда рублей.
  • Совокупный объем переводов, платежей и эквайринга составил 59,7 триллиона рублей за год и вырос на 30% годовых за 2021 год. Объём платежей и переводов клиентов Сбера вырос на 27% годовых за 12 месяцев 2021 года до 38,9 триллиона рублей. Объем операций эквайринга за год вырос до 20,8 триллиона рублей (+37%) за счет популярности безналичных платежей и роста доли интернет-эквайринга. Оборот по картам с использованием кошелька SberPay за 2021 год вырос в четыре раза. Ежемесячная аудитория платёжного сервиса SberPay достигла 5,3 миллиона человек. Достижения SberPay отмечены премией CX World Awards в номинации «Лучший клиентский опыт в B2C». На конец года в 147 городах России можно расплатиться банковской картой за проезд в общественном транспорте, в 39 городах действует оплата льготного проезда банковской картой по технологии Social ID.
  • Дебетовую СберКарту выбирает уже 80% клиентов, а более трети клиентов оформляют карты без пластика. Дебетовая СберКарта была признана самой выгодной в России по версии Frank Research Group.

Управление благосостоянием и брокерские услуги

  • Совокупный операционный доход до резервов по сегменту «Управления благосостоянием и брокерские услуги» вырос на 1,2% годовых за 2021 год и составил 67,3 миллиарда рублей. На динамику показателя оказало влияние снижение ставки нормативного отчисления в резерв по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с новым порядком ее расчета, установленным Банком России в конце года. На динамику торгового дохода оказала влияние волатильность на фондовом рынке в конце года и рост доходности на рынке облигаций. Количество собранных страховых премий и пенсионных взносов выросло за 12 месяцев на 46,9% годовых на фоне роста инвестиционно-накопительного страхования жизни. В четвертом квартале 2021 года «СберСтрахование жизни» получила награду в номинации «Лучшая страховая компания» от Spear’s Russia Wealth Management Awards.
  • Прибыль до налогообложения снизилась на 11,5% годовых за год до 39,1 миллиарда рублей.

Активы под управлением увеличились на 19,4% с начала года или на 4,5% за четвертый квартал 2021 года и превысили 2 триллиона рублей.

  • «Сбер Управление Активами» первым на российском рынке начал ESG-рейтингование своей продуктовой линейки: сразу четыре фонда получили высокий ESG-рейтинг от рейтингового агентства АКРА: ОПИФ «Сбер – Добрыня Никитич», ОПИФ «Сбер – Электроэнергетика», ОПИФ «Глобальный Интернет» и БПИФ «Халяльные инвестиции».
  • «Сбер Управление Активами» активно расширял линейку своих продуктов, учитывая потребности различных групп клиентов. Так, в четвертом квартале 2021 года была запущена новая стратегия доверительного управления для индивидуального инвестиционного счёта – «Больше чем ИИС», запущен новый ETF «Сберегательный».
  • «Сбер Управление Активами» был признан лучшей управляющей компанией 2021 года по версии SPEAR’S Russia Wealth Navigator Awards.

Стоимость чистых активов на брокерских счетах выросла на 29,9% с начала года или на 3,3% за четвертый квартал 2021 года и составила 2,33 триллиона рублей.

Рисковое страхование

Совокупный операционный доход до резервов по сегменту «Рисковое страхование» вырос на 17,6% годовых за год и составил 92,3 миллиарда рублей.

  • За этот год Сбер сумел существенно укрепить лидирующие позиции на ключевых рынках страхования: произошел запуск маркетплейса Сбера по автострахованию и одновременно была запущена линейка новых страховых продуктов автострахование «СБЕРКАСКО 2.0», продажа договоров ОСАГО на собственной лицензии, добровольное медицинское страхование, «Фармстрахование», «ФИНКАСКО» для страхования автотранспортных средств, переданных в залог банку при оформлении автокредита.
  • Вся линейка продуктов рискового страхования доступна клиентам Сбера онлайн, доля продаж которых в цифровых каналах выросла до 52% на конец 2021 года.

Нефинансовый бизнес

Выручка сегмента «Нефинансовый бизнес» за 2021 год выросла в 2,7 раза за год и составила 193,8 миллиарда рублей. Для этого сегмента показатель «выручка» по ассоциированным компаниям и совместным предприятиям показан пропорционально доли владения Группы в течение отчетного периода. По компаниям Группы указанный показатель рассчитывается на 100% базе с даты получения контроля. Информация не включает данные по Яндекс Маркет и финансовые показатели от выбытия Яндекс Маркет.

  • GMV индустрии e-commerce за 2021 год составил 118,2 миллиарда рублей в части доли Сбера и более 150 миллиардов рублей на 100% базе, увеличившись в 9,2 и 4,7 раза за год соответственно. В четвертом квартале GMV в части доли Сбера вырос в 7,5 раз за год до 55,3 миллиарда рублей. Оборот продаж указан за вычетом возвратов, отмененных заказов и скидок, с учетом НДС.

E-grocery: СберМаркет и Самокат

Индустрия доставки продуктов питания (e-grocery), представленная сервисами СберМаркет и Самокат, остается одним из ключевых драйверов роста оборота.

СберМаркет:

  • GMV СберМаркета по итогам 2021 года показал трехкратный рост годовых до 58,6 миллиарда рублей, а количество доставленных заказов увеличилось в четыре раза до 24 миллионов.
  • По итогам 2021 года Сбермаркет стал лидером российского рынка e-grocery.
  • Сервис СберМаркета предлагает товары из 120 партнеров-ритейлеров, число которых удвоилось за год.
  • В 2021 году СберМаркет продолжил развивать интеграции с компаниями Группы: появился вход по Сбер ID, возможность оплаты бонусами СберСпасибо, клиенты теперь могут размещать свои заказы с помощью голосового помощника Салют. Около 0,5 миллиона новых клиентов – клиенты, совершающие покупки с подпиской СберПрайм.

Самокат:

  • GMV Самоката за 2021 год вырос в четыре раза до 41,1 миллиарда рублей (на 100% базе). Самокат сохранил лидерство по количеству заказов на рынке e-grocery. Так, количество заказов увеличилось почти в четыре раза за год до 69,3 миллиона.
  • Количество дарксторов выросло в 2,5 раза за год и превысило одну тысячу, что делает Самокат одной из крупнейших компаний в мире в этом сегменте.
  • Доля товаров собственной торговой марки превысила 17%.

Мультикатегорийный маркетплейс СберМегаМаркет

  • Около 1/3 GMV (18,3 миллиарда рублей, вырос в 7,4 раз за год) e-commerce Сбера в четвертом квартале пришлось на мультикатегорийный маркетплейс СберМегаМаркет. GMV маркетплейса за 12 месяцев 2021 года составил 29 миллиардов рублей, увеличившись в 3,4 раза по сравнению с 2020 годом.
  • Количество доставленных заказов за 2021 год увеличилось в 3,3 раза за год и составило 6,4 миллиона заказов. При этом четыре миллиона заказов совершено в четвертом квартале 2021, что в 9,3 раза превышает показатели аналогичного периода в 2020 году.
  • Рост показателей связан с активным развитием маркетплейса по увеличению ассортимента и экспансией в регионы: количество доступных товарных позиций увеличилось за год почти в полтора раза и достигло по итогам года 3,2 миллиона SKU, а количество городов России, куда доставляются заказы, превысило 1000.
  • Суммарное количество пунктов выдачи заказов, включая партнерские, увеличилось за год в два раза и составило более 60 тысяч точек.

В феврале Сбер объявил, что планирует создать холдинг электронной коммерции, который объединит инвестиции Сбера в компании СберМаркет, СберМегаМаркет, СберЛогистика, СБЕР ЕАПТЕКА и СММ Ритейл, а также долю Сбера в совместном предприятии c VK – О2О-холдинг. Это позволит улучшить клиентский опыт в быстро растущей индустрии е-сom.

Выручка индустрии FoodTech & Mobility составила 17 миллиардов рублей за 2021 год, показав рост в 2,7 раза за год и 5 миллиардов рублей за четвертый квартал 2021 года при значительном улучшении маржинальности.

  • Количество подключенных к Delivery Club ресторанов и магазинов превысило 53 тысячи, увеличившись на 36% за год.
  • Компании сегмента Mobility совершили 183,7 миллиона поездок в 2021 году. При этом направления доставки и В2В-сервисов показали опережающие темпы роста (увеличение в два раза за год).

Выручка компаний, входящих в индустрию Entertainment, составила 14,4 миллиарда рублей за 2021 год, увеличившись почти в два раза за год и 5,4 миллиарда рублей за четвертый квартал (рост в 1,7 раза).

  • Количество клиентов, которым доступен сервис Окко по подписке, достигло 5,6 миллиона на конец четвертого квартала, включая 4,25 миллиона подписчиков СберПрайм.
  • Доступ к сервису СберЗвук по подписке есть уже у 4,5 миллиона клиентов, из которых 4,25 миллиона – подписчики СберПрайм.
  • За год у Окко в три раза расширилось контентное предложение для пользователей базовой подписки СберПрайм. Пять оригинальных собственных проектов вошли в топ-10 самых просматриваемых сериалов этого сервиса по результатам года.
  • Каталог СберЗвука расширен до 71 миллиона музыкальных треков. Начат выпуск немузыкального контента собственного производства, в том числе новые форматы: подкасты, комментирование спортивных событий, аудиоэкскурсии, аудиокниги, комнаты и другие материалы.
  • Количество пользователей подписок СберПрайм достигло 4,25 миллиона на конец года. В середине года Сбер вывел на рынок новый продукт и запустил флагманскую подписку СберПрайм+. Подписка СберПрайм сегодня – это комплексное предложение, собранное из наиболее востребованных финансовых и нефинансовых сервисов: СберКарта с бесплатным обслуживанием, повышенными бонусами, безлимитные переводы по всей стране внутри Сбера, а также скидки и преимущества в самых популярных сервисах экосистемы Сбера: Окко, СберЗвук, СберМаркет, ЕАПТЕКЕ, СберМобайл, Ситимобил, Delivery Club, Самокат, СберДиск.

В 2021 году цифровая платформа для поиска, покупки и аренды недвижимости Домклик от Сбера продолжала развивать свои сервисы, расширять программы кредитования, чтобы сделать сделки с недвижимостью максимально удобными.

  • Ежемесячная аудитория платформы ДомКлик выросла на 2,8 миллиона пользователей за год до 11,5 миллиона человек.
  • Выручка от дополнительных услуг превысила 14,8 миллиарда рублей за год и 4,7 миллиарда рублей за четвертый квартал 2021 года.
  • Уже более 1,9 миллиона объявлений (+25% с начала года) размещено на платформе ДомКлик. По количеству объявлений по купле-продажи недвижимости на первичном рынке ДомКлик удерживает 1 место на конец 2021 года.

В 2021 году выручка сегмента «Здоровье» выросла на 1,6 раза за год до 4 миллиардов рублей, а в четвертом квартале 2021 года составила 1,2 миллиарда рублей. Основной рост обеспечили сервисы онлайн-записи к врачу и телемедицины, количество которых почти удвоилось за 2021 год.

Выручка сегмента В2В выросла в 1,8 раза за 2021 год и составила 58,5 миллиарда рублей, а за четвертый квартал увеличилась в 2,2 раза до 23,1 миллиарда рублей. EBITDA составила 10,8 миллиарда рублей за 12 месяцев и 3,6 миллиарда рублей в четвертом квартале 2021 года.

  • Выручка SberCloud выросла в 2,8 раза за 2021 год до 9,1 миллиарда рублей или в 1,8 раза до 3,1 миллиарда рублей в четвертом квартале 2021 года.
  • По итогам 2021 года SberCloud занял второе место на рынках IaaS и PaaS в России согласно оценке международного консалтингового агентства iKS-Consulting.

Основные показатели достаточности капитала Группы

Базовый капитал первого уровня вырос на 11,5% за год или на 3,1% за четвертый квартал 2021 года до 5 262,1 миллиарда рублей. Общий капитал вырос на 11,8% за год или на 3,1% за четвертый квартал 2021 года до 5 600,7 миллиарда рублей.

Активы Группы, взвешенные с учетом риска, увеличились на 10,5% за год или на 3,1% за четвертый квартал 2021 года до 37 723,5 миллиарда рублей за счет роста кредитного портфеля, а также с учетом изменения макронадбавок по розничным кредитам.

Плотность активов, взвешенных с учетом риска, снизилась на 3,2 процентных пункта за год или на 1 процентный пункт за четвертый квартал 2021 года до 87,0%.

За 2021 год коэффициенты достаточности базового капитала и капитала первого уровня выросли на 12 базисных пунктов и 8 базисных пунктов до 13,95% и 14,35% соответственно, а общего капитала – на 17 базисных пунктов до 14,85%. За четвертый квартал 2021 года данные показатели остались практически без изменений.

Технологическое лидерство

  • Количество ежемесячных пользователей (MAU) виртуальных ассистентов Салют превысило 6,7 миллиона человек в СберБанк Онлайн и других цифровых поверхностях Сбера. В четвертом квартале 2021 года виртуальный ассистент Сбера был интегрирован в контакт центр Сбера, MAU которого составил 8,4 миллиона. В конце года в приложении Салют появился сервис умного автоответчика – теперь виртуальные ассистенты сами ответят на входящий звонок, пообщаются со звонящим и передадут пользователю сообщение.
  • Число внешних разработчиков, использующих технологические решения Сбера, включая SmartMarket, Platfom V, SberCloud, выросло более чем в 20 раз с начала года и превысило 70 тысяч. Таким образом, численность внешних разработчиков в 1,5 раза больше, чем ИТ-команда Сбера. Пользователи коммуникационной платформы Jivo получили доступ к SmartMarket, что позволит создавать чат-бота, не имея навыков программирования, а также встраивать его в сайт, аккаунт в соцсетях или мессенджер.
  • Сбер продолжает миграцию на собственную технологическую платформу – Platform V. По итогам 2021 года ~60% ИТ-ландшафта переведено в целевое состояние.
  • Количество технологических внедрений и изменений выросло в два раза за 2021 год, достигнув 1,1 миллиона.
  • В 2021 году была проведена первая технологическая конференция Сбера – SmartDev, мероприятие для разработчиков и других представителей технологического сообщества, где была представлена широкая линейка новых продуктов и инструментов, открыт доступ к технологиям для всего рынка. В четвертом квартале 2021 года появилось новое устройство – умная медиаколонка SberBox Time со встроенным виртуальным ассистентом Салют. Она сочетает в себе возможности сразу трёх устройств: умной колонки, ТВ-приставки и часов с функцией музыкального будильника. SberBox Top, ТВ-медиацентр с умной камерой и SmartBadge, решение для анализа коммуникаций сотрудников с клиентами, стали лауреатами престижной международной премии CES Innovation Awards.
  • Запущен новый суперкомпьютер Christofari Neo производительностью почти 12 петафлопс.
  • ML Space, платформа ML-разработки полного цикла и совместной работы DS-команд, получила масштабное обновление: клиентам доступны вычислительные мощности сразу двух суперкомпьютеров Сбера. Также выпущена гибридная версия платформы ML Space Private: часть платформы может быть установлена на серверах клиента, а другая – реализовывать вычисления в облаке SberCloud.
  • Создана первая в мире нейронная сеть ruDALL-E, которая способна создавать изображения на основе текстового описания на русском языке. Её можно использовать для создания вариантов дизайна интерьера, стоковых изображений, материалов для рекламы, копирайтинга, архитектурного и промышленного дизайна. Обучение нейросети ruDALL-E на суперкомпьютере Christofari стало самой большой вычислительной задачей в России.

ESG

  • В ноябре 2021 года была одобрена климатическая стратегия Сбера и намечены цели снижения выбросов к 2023 году по Охвату 1 на 5% и по Охвату 2 на 15% относительно 2019 года.
  • Запущена валидация модели ESG-скоринга, нацеленного стать общероссийским стандартом оценки ESG-рисков и зрелости ESG трансформации компаний.
  • Все 100% портфеля клиентов крупного и среднего бизнеса Сбера были размечены по критериям национальной таксономии на зелёные и ESG-кредиты. По итогам верификации разметки на конец 2021 года, портфель зеленых и ESG-кредитов Сбера превысил 300 миллиардов рублей.
  • Дебютный выпуск собственных зелёных облигаций Сбера на рефинансирование кредитов на постройку солнечных электростанций составил 25 миллиардов рублей.
  • По итогам 2021 года на блокчейн-платформе Сбера продано 631 тысяча зеленых сертификатов.
  • Под эгидой Сбера создан национальный ESG-альянс, нацеленный на формирование законодательства и продвижение ESG трансформации. В составе участников 28 ведущих компаний с объемом выручки более 10 триллионов рублей.
  • Сбер улучшил позиции в международных ESG-рейтингах (MSCI, Sustainalytics, S&P ESG evaluation, CDP, Gender Equality Index).

По инф. Телеинформа

  • Расскажите об этом своим друзьям!