Челночный бизнес в Беларуси: похоже, "лавочка прикрывается" |
Валентин Мальцев, Rosbalt.ru |
01 Октября 2014 г. |
Госпогранкомитет Белоруссии с 1 октября не будет пропускать через государственную границу пешеходов. Официально это объясняется тем, что на белорусских пунктах пропуска нет инфраструктуры и "отдельных пешеходных коридоров" с "терминалами таможенного и пограничного оформления". Белорусская сторона уже уведомила о нововведении Литву, Латвию и Польшу. "Белорусская сторона вынуждена временно остановить начатый в прошлом году эксперимент до завершения Государственным таможенным комитетом Белоруссии мероприятий по совершенствованию инфраструктуры пунктов пропуска с учетом интересов пешеходного движения", — заявил пресс-секретарь Государственного пограничного комитета Белоруссии Александр Тищенко. Он объяснил этот шаг "существующими проблемами безопасности граждан, пересекающих границу пешим порядком" и "объективной невозможностью в имеющихся условиях оперативно обслуживать объемы пешеходного движения". Официально белорусы имеют возможность пересекать на своих двоих границу с Польшей, Литвой, Латвией и Украиной с 2013 года (неофициально же они переходят границу пешком с незапамятных времен) — тогда эту норму ввели в качестве эксперимента. Власти дали гражданам это право, чтобы сэкономить время и не стоять в многочасовых очередях на погранпереходах. В последний год такая возможность стала пользоваться особой популярностью. Точных цифр по числу "пешеходов-международников" власти не называют, но в беседах "не для прессы" сразу три сотрудника Госпогранкомитета признали, что число таких "гуляющих за кордон" выросло примерно в три раза. Еще быстрее растет количество тех граждан, которые пересекают границу по пять-десять раз в день. Зачем им это? На то есть как минимум три причины. Во-первых, во всех, за исключением России, соседних с Белоруссией странах сейчас дешевле продукты питания. Поэтому многие жители приграничных сел — особенно это касается регионов, у которых есть граница с Украиной — ходят за рубеж в магазины. Сейчас на Украине мясо дешевле, чем в Белоруссии, примерно в два раза, фрукты — в три раза, сахар — вдвое, консервы — в три, а порой и в четыре раза. За кордон, впрочем, большинство все же не ходит, а ездит — на велосипедах. "Я в наш сельский магазин даже за хлебом не хожу. На Украине все в два раза как минимум дешевле. И так поступает по меньшей мере половина селян. Не такие мы богатые, чтобы в местных магазинах отовариваться. А на Украине еще и гривна упала, и с долларом проблемы, так что она для нас настоящий клондайк", — рассказывает Анастасия Никифоровна, 62-летняя жительница одного из сел Гомельской области, что стоит на границе с Черниговской областью Украины. Во-вторых, переход через границу — единственная возможность для белорусов приобрести дешевый алкоголь. Жители приграничных регионов им даже приторговывают: заходят после проверки паспортов в магазины сети Duty Free, набирают бутылки с водкой и виски (они по понятным причинам популярнее всего), "отмечаются" на границе Украины, Польши или Литвы, и тут же разворачиваются обратно. За день одна пенсионерка или один безработный могут без проблем сделать до десяти таких "ходок". Проносить в Белоруссию по местным законам можно до трех литров алкоголя за одно "посещение". Раз в неделю-две за собранными бутылками из Бреста, Гродно или Гомеля в село приезжает автомобиль, чтобы забрать то, чем затарились "спиртоносы". На каждом литре купленного за границей горячительного селяне зарабатывают от 2 до10 долларов. На чуть меньшую маржу может рассчитывать и перекупщик, который затем сбывает алкоголь среди своих друзей или, что чаще, — завозит его в бары и рестораны. Для сравнения: самая дешевая бутылка водки в Белоруссии стоит уже $5, в Duty Free — $3 за литр. Бутылка виски Jim Beam в Беларуси обойдется как минимум в $30, а в магазинах беспошлинной торговли она будет стоить не больше $15. На "элитных" напитках разбежка в ценах еще более значительна. В-третьих, можно кое-что продать совсем уж по мелочи и на той стороне. Белорусы, живущие на границе с ЕС, в буквальном смысле на себе проносят через таможню разрешенные литр алкоголя и блок сигарет. Там его тут же сбывают у регулярных покупателей. Один такой "поход", например, в Польшу, может принести $10-15. Для многих брестчан, например, это единственный источник дохода. Никто из белорусов, пользующихся преимуществами своего приграничного проживания, разумеется, не верит в официальные объяснения. Просто "пешие контрабандисты", освоив заметные объемы, уже составляют конкуренцию государству, вот власти и решили "прикрыть лавочку". В свое время, когда из-за резкого падения белорусского рубля, бензин и дизельное топливо стоили в Белоруссии очень дешево, его вывозили за рубеж в бензобаках — по несколько десятков литров, сколько влезало. Тогда власти тогда поступили точно так же — ввели ограничения. Теперь любой белорус может выезжать на своем авто за границу не чаще одного раза в три дня, в связи с чем с "автоэкспортом" топлива покончено. Ну, а сейчас прикроется еще и "пешеходный импорт" продуктов и алкоголя.
Тэги: |
|