Митрополит ушел на покой. Что изменится? |
30 Декабря 2013 г. |
Ушедший на покой митрополит Филарет Вахромеев, патриарший экзарх Белоруссии, принадлежит к старому поколению церковных иерархов, карьера которых началась еще в 60-е гг. и его уход на покой прошел вполне в соответствии с Уставом РПЦ. Если быть точным, то устав предполагает выход на покой в 75 лет, а Филарету уже 79. Четыре года лет назад он был одним из кандидатов на высший пост в РПЦ и снял свою кандидатуру «по причине здоровья». Тогда же Филарет написал заявление о «почислении на покой» в согласии с Уставом. Так что в первом приближении в том, что Синод РПЦ удовлетворил его просьбу четырехлетней давности, нет никакой внезапности или сенсационности.
Интерес ситуации в другом – митрополит Филарет принадлежит к довольно редкой породе архиереев РПЦ, которая почти уже не встречается. Выходец из семьи московской музыкальной интеллигенции, образованный и культурный, он резко выделяется из ряда своих коллег по цеху. Его социальная уникальность, пожалуй, и есть основной момент в истории его ухода. Бывший ректор Духовной Академии, покровитель искусств и культуры, друг интеллигенции, он одновременно вел тонкую политику в отношении как московского центра, так и белорусской власти. Титул экзарха оберегал его от подозрений во властных амбициях, а осторожность и такт создавали ему уважение со стороны президента Беларуси. В этом смысле назначенный вместо него митрополит Павел Рязанский столкнется с необходимостью заново выстраивать разного рода личные связи. Они понадобились, например, в разруливании сложного конфликта в Писке, где местная епархия оказалась вовлечена в сложные и едва ли не криминальные расклады. Его уход, конечно, приводит на память недавний уход на покой Папы Бенедикта XVI, который трезво оценил свое физическое состояние и сам ушел с высшего поста в католической церкви. Конечно, положение Филарета иное, но трезвое понимание того, что болезнь и преклонный возраст препятствуют осуществлению административных функций у них, похоже, общее. Митрополит Филарет давно болеет, и это трезвое понимание пределов собственного физического состояния есть важная черта интеллектуального склада, присущего уходящему иерарху. В известном докладе Якунина-Пономарева говорилось об оперативном псевдониме митрополита Филарета в КГБ СССР, «Островский», но эти контакты, вероятнее всего, носили обязательный для тогдашней РПЦ характер и были связаны с выездами за границу и участием в контактах с Ватиканом. В новой ситуации его будет явно не хватать московской православной интеллигенции, которая уже привыкла рассматривать Минск как место, где ее привечают. Поэт и переводчик Ольга Седакова, писатель Людмила Улицкая, педагоги и ученые Библейско-богословского института Апостола Андрея – вот лишь некоторые имена из тех, кто был с ним связан. Но эта интеллектуальная открытость имела и другую сторону, более противоречивую – митрополит Филарет был весьма активен в экуменическом движении и участвовал во многих ассамблеях и конференциях с представителями разных религий и конфессий, вызывавших сложные чувства в православном народе. Можно вспомнить письмо еп. Глеба Полоцкого, написанное в 1996 г. по поводу широких празднеств в постный день с участием инославных гостей. Православные традиционалисты нередко обвиняли митрополита за принятие им титула «профессора экуменического богословия» и участие в договоренностях с представителями нехалкидонских церквей в швейцарском городке Шамбези. Всем, конечно, не угодишь, да и по своему складу и по личной духовной истории Филарет, скорее, принадлежит к типу либеральных интеллигентов, далеких от радикального православия. В любом случае, уход на покой митрополита Филарета (Вахромеева) может активизировать ситуацию в Беларуси. «Партизанский край» лишь на первый взгляд мирный и тихий. Как поведет дела новый экзарх, как выстроит он отношения с руководством Беларуси и с Москвой, продолжит ли он покровительство либеральной церковной интеллигенции – от этого будет зависеть церковная и интеллектуальная ситуация в Беларуси. При Филарете православие оставалось просвещенческим проектом в стране. Станет ли оно больше похожим на бизнес-менеджмент или на политико-идеологическую государственную функция (такие формы долго искать не нужно) – покажет время. Тэги: |
|