Как нас "дурят" телефонные мошенники |
01 Февраля 2014 г. |
Большинство фактов мошенничества связано с банковскими картами и иными платежными системами. Любое сообщение, где вам сообщают о поломке (попытке взлома) или просят под каким-то предлогом сменить пин-код, должно насторожить: банки не обращаются к клиентам с такими вопросами. Также мошенники могут навязывать вам товары или услуги, сообщать о выигрыше в лотерею, предлагать аренду квартир по очень выгодным ценам или сообщать, что кому-то из родственников требуется помощь. Согласитесь, трудно выиграть в лотерею, в которой не участвовал, а родные, попав в беду, позвонили бы. Должны насторожить расплывчатость формулировок, незнакомый номер, а также срочность и безотлагательность требований. Кроме того, как отметил представитель МВД по РС(Я), расследование такого рода преступлений осложняется тем, что мошенники практически каждый день придумывают новые «схемы». Не хватает и оперативности: пока полиция вычислит преступника и докажет факт мошенничества, число жертв может вырасти в несколько раз. Интересную статистику привел и представитель республиканского УФСИНа. При том, что сотовые телефоны в местах не столь отдаленных запрещены, более 70% уголовных дел за мобильное мошенничество заведено на осужденных. За год в колониях Якутии было изъято более 270 телефонов, которые заключенным заботливо «поставляют» родственники и друзья с воли. При этом привлечь таких «благодетелей» можно лишь к административной ответственности – в 2013 году за подобные правонарушения было оштрафовано 25 человек. И это не единственный случай, когда «палки в колеса» правоохранительным органам ставит… российское законодательство. В настоящее время «дикий» рынок смс-рассылок вне правового поля: такого понятия в законе просто нет. А значит, нет и санкций за распространение такого вида рекламы. Несмотря на то, что номер мобильного телефона относится к персональным данным, торговые сети охотно обмениваются этой информацией друг с другом. В результате абоненты получают десятки рекламных предложений, в которых они абсолютно не заинтересованы. Борьбу с мобильной рекламой и мошенниками активно ведут операторы «большой тройки». Как отметил директор Якутского филиала ОАО «ВымпелКом» Михаил Муттерперл, рассылку смс-сообщений с коротких номеров операторы блокируют. Жалобы абонентов рассматриваются в кратчайшие сроки, деньги жертвам мобильных мошенников возвращают (если на балансе мошенника есть средства). Достаточно двух заявлений, чтобы номер, с которого рассылается спам, был заблокирован. Но главной преградой для мошенников, по мнению представителей операторов, должны стать сами граждане. Основы пользования мобильной связью, как и правила дорожного движения, нужно знать с детства. У каждого из операторов "большой тройки" есть номер, по которому абонент может пожаловаться на спам. У "Билайна" это 007, у МТС - 6333, у "Мегафона" - 1911. Многие участники круглого стола отметили необходимость включения уроков «мобильной грамотности» в курс основ информатики, который, по новому ФГОС, будут изучать в школах с первого класса. Представители компании «Мегафон» призвали министерство образования республики посодействовать в размещении в школах информационных стендов, рассказывающих о видах мобильного мошенничества. А представители Общественной палаты РС(Я) предложили проводить правовой ликбез абонентов в рамках вещания государственной телекомпании «НВК-Саха» и на республиканском радио. По итогам круглого стола для всех участников и заинтересованных лиц будут подготовлены рекомендации. Тэги: |