ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Любимый актёр Гайдая

Изменить размер шрифта

 

Сергей Николаевич Филиппов по праву считается одним из лучших комиков отечественного кинематографа. Он никому не подражал и ни на кого не был похож. Это Сергей Филиппов подарил зрителям шведского посла, требующего «Кемску волость», лектора, рассуждающего о жизни на Марсе. Всего несколько мгновений на экране, а перед зрителем возникал незабываемый образ. Любой, даже маленький эпизод становился в исполнении актёра настоящим шедевром.

При этом сам Сергей Николаевич всю жизнь мечтал о роли положительного героя, сыграть которую ему так и не пришлось.

Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в рабочей семье. Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе Сергей учился неважно, примерным поведением тоже не отличался. Лишь два предмета привлекали мальчика – литература и химия. Но как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками и добавил пару реактивов. В результате всю школу заполнил такой едкий газ, что занятия отменили на несколько дней, а горе-химика исключили.

Танцор и комик

Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошёл учеником пекаря в частную пекарню, но тоже не удержался. Потом перепробовал ещё несколько профессий, от токаря до плотника. Так продолжалось до тех пор, пока случай не привёл Филиппова в балетную студию, которую он стал регулярно посещать. Танцевать Серёжа любил всегда. Уже через несколько недель он считался лучшим учеником, перед ним открывалось блестящее будущее в балете. И в 1929 году, по совету преподавателей, Сергей отправился в Москву поступать в балетное училище. Но, приехав, обнаружил, что на экзамены опоздал. Кто-то из приёмной комиссии посоветовал юноше ехать в Ленинградское хореографическое училище. Но и там экзамены уже закончились. Тогда Сергей подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, и был принят.

Во время учёбы, чтобы подработать в голодное время, Филиппов танцевал в кордебалете Театра оперетты, где его несомненный танцевальный талант тоже не остался незамеченным. После техникума, в 1933-м году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора, к сожалению, оказалась слишком короткой – во время очередного спектакля ему стало плохо, врачи диагностировали сердечный приступ. Из балета пришлось уйти.

Сергей Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда, и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии. Режиссёра не смутило, что у Сергея нет актёрского образования. Филиппов играл в основном комедийные роли и в амплуа комика чувствовал себя как рыба в воде. В театре Филиппов не любил долгих репетиций, часто пропускал их, однако Акимов часто прощал ему такое поведение, зная, что этот актёр способен идеально создать требуемый образ буквально с первого раза. Будучи очень наблюдательным от природы, Филиппов подмечал в людях разнообразные недостатки и воспроизводил их в своих героях очень зло, резко и метко. Филиппов воплощал людей неотёсанных, недалёких, хамоватых, хитрых, изворотливых и часто надменных, играл лодырей, пьяниц, злобных неудачников.

Кино

Талантливого артиста заметили кинематографисты, и в 1937-м году состоялся дебют Сергея Филиппова в картине «За Советскую Родину», где он сыграл маленькую роль финна.

Роль была без слов и, как казалось на тот момент, абсолютно лёгкая. Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.

Герою актёра надо было в конце небольшого эпизода упасть в воду. Плавал и нырял Филиппов прекрасно, но падать надо было в ледяную воду, так как съёмки проходили зимой. Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Четыре раза Филиппов летел в воду, его, совершенно закоченевшего извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко.

После «ледяного дебюта» актёра заметили, и режиссёры охотно стали приглашать на съёмки. Роль следовала за ролью.

В тридцатые годы Сергей Филиппов переживал пору подъёма. Талантливый режиссёр Сергей Юткевич пригласил его в картину «Яков Свердлов» на роль матроса-анархиста и эта удачная работа как бы окончательно закрепила за молодым артистом право появляться на экране.

Своеобразие дарования актёра, его лёгкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приёмов, удивительно органическое существование в образе привлекало режиссёров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо говорило гораздо больше, чем текст роли.

На встречах со зрителями Сергей Николаевич говорил: «Меня часто спрашивают, почему я играю только отрицательные роли. Что на это ответить? Посмотрите на моё лицо. Разве с таким лицом можно сыграть председателя партийной организации?».

Кроме безусловного комедийного таланта, Филиппов отличался физической выносливостью, был ловким и смелым. Он легко шёл на риск и сам выполнял опасные трюки без дублёра. Например, спокойно входил в клетку к тигру Пуршу на съёмках «Укротительницы тигров», летел с моста в воду, ломая своим телом перила в картине «Беспокойное хозяйство».

1950–е

С середины 50-х последовал новый взлёт популярности Сергея Филиппова. Всё началось с его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Несмотря на резкие сатирические краски, его персонаж не изображен злодеем, не превращён в символ или карикатуру. Филиппов создал живого человека, наделённого реальными чертами характера.

Вторая половина 50-х – это время когда Филиппов безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей: в те годы настоящих комиков было немного. На экраны СССР один за другим выходили фильмы с участием Филиппова – «Кортик», «Мы с вами где-то встречались...», «Укротительница тигров», «Запасной игрок» и другие.

А в 1956-м году на экраны вышла «Карнавальная ночь» и блистательная сцена с лектором стала классикой советского кинематографа.

У Филиппова было множество поклонников, его узнавали на улицах, хотели с ним поговорить, хлопали по плечу, приглашали выпить. По воспоминаниям друзей, ему сложно было даже выйти за сигаретами. Сергея Николаевича не радовала такая популярность. Он жаловался, что к нему «лезет знакомиться всякая шваль».

Последние роли

В 1965-м году Сергей Николаевич Филиппов перенёс тяжёлую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность – он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Именно после этой работы актёру вскоре было присуждено звание народного артиста РСФСР.

В 1980-е годы актёр из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая «За спичками» и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце».

В последние годы своей жизни, после смерти жены Сергей Филиппов остался совсем один. Актёр почти ничего не ел и неделями не выходил из дома.

За несколько дней до смерти актёр рассказал навещавшей его актрисе Любови Тищенко о своей мечте. «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы...Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».

Скончался Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года. Эпитафией артисту стали его любимые стихи: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».

  • Расскажите об этом своим друзьям!