ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Жизнь коротка. Спешите делать добро

17 Октября 2013 г.
Изменить размер шрифта

 

Эти слова не устаёт повторять мой добрый знакомый Владимир Зенченко, давний автор нашей газеты, геолог, лауреат Ленинской премии. Призыв этот, возможно, звучит пафосно и не актуально в наше коммерческое время, но это только на первый взгляд. Во всех религиях мира заповеди о добре и бескорыстной помощи ближнему заложены с незапамятных времён, они, если и умрут, то вместе с человечеством.

Рассуждать можно бесконечно, тема благодарная. Но вот случаи из жизни.

В минувшие выходные мы возвращались с Ольхона. И в сорока километрах от Баяндая у моего уазика полетело сцепление. Вчистую. Стоим, голосуем. Ветер несёт через дорогу снежную крупу. Машины проносятся мимо. Все торопятся до ночи вернуться домой, а тянуть за собой на черепашьей скорости какой-то драндулет— удовольствие сомнительное. Да и не совсем безопасное. Опять же—расход бензина… Но вот тормозит такой же, как у меня, уазик. И водитель без лишних слов цепляет нас на буксир. А у него полная машина, да ещё друзья в другой легковушке, которые теперь обречены плестись за нами следом. В Баяндае пытаемся рассчитаться за бесценную услугу, чем невольно обижаем парня. «Мы, что, не мужики? Не сибиряки?!» Даже имя нам не сказал. Выяснили только, что работает врачом.

А к нам на выручку уже летит из Иркутска «Прадик». Молодая женщина не раздумывая прыгнула за руль, бросив на приятелей ребёнка—и, не зная толком дороги, в ночь, понеслась за 130 километров помогать близким людям.

Разве возможно после такого отказать кому-то в помощи, нагрубить, пройти мимо? Получается цепная реакция добра.

С Баяндаем связана ещё одна памятная история. Много лет назад, когда на подступах к райцентру ещё и асфальта не было, мы пропороли на служебной «Волге» бензобак. Я вёз своих коллег из «Комсомолки» на Байкал, и вот такая оказия… На последних каплях горючего докатились до гаража какой-то дорожной службы, где мужики до самого рассвета возились с этим бензобаком. Самое удивительное, что потом они дружно отказались не только от денег, но и от предложенной бутылки. «Не по -людски как-то!»…

Помнится и ситуация по дороге с Аршана. Я где-то умудрился проткнуть шину. Ладно, не беда: поддомкратил, поставил запаску. Но через пару километров опять поймал гвоздь. Ни запасной камеры, ни клея, ни вулканизатора с собой не было. В кабине жена с маленьким ребёнком. Ночь надвигается. Ситуация безвыходная. Но вот тормозит легковушка и водитель предлагает мне свою «запаску». « А сам-то как же?»- удивляюсь я такой щедрости. «Да как-нибудь. Потом в городе отдашь, вот телефон». Надо сказать, что шины в те времена были жутким дефицитом, и за счастье считалось добыть их где-нибудь в Москве. А отдать запасное колесо первому «встречному-поперечному» считалось поступком, мягко говоря, опрометчивым.

Но смотрю я на видавшую виды парашютную стропу, что служит мне в качестве буксировочного троса, и смутно вспоминаю, кого я только за неё не привязывал: из грязи вытаскивал, из воды, буксировал до ближайшего населённого пункта. Подробностей не помню совершенно, как-то не придавал им значения. Но может потому и помощь на дороге ко мне всегда приходит? А иногда, случается, и награда.

Когда-то подобрали мы на дороге в районе Горячинска старика-промысловика с огромным мешком камеди (смола лиственницы). Сделали крюк километров в шестьдесят, довезли до дома. Увидев наши рыбацкие снасти, дед подробно объяснил, как добраться до его заветного места, где мы обязательно поймаем тайменя. Подсказал, где припрятан его спиннинг с блёснами и пожелал удачи. Для нас это был сказочный подарок, а таймень был недостижимой мечтой. Признаюсь, тайменя я на берег так и не вытащил, но на всю жизнь осталось впечатление от единоборства с царь-рыбой.

Такие вот дорожные истории. А жизнь наша и есть дорога со своими знаками, опасными поворотами, затяжными подъёмами и спусками. Без взаимной помощи на ней не обойтись. Спешите делать добро. Оно к вам вернётся.