Жизнь коротка. Спешите делать добро |
17 Октября 2013 г. |
Эти слова не устаёт повторять мой добрый знакомый Владимир Зенченко, давний автор нашей газеты, геолог, лауреат Ленинской премии. Призыв этот, возможно, звучит пафосно и не актуально в наше коммерческое время, но это только на первый взгляд. Во всех религиях мира заповеди о добре и бескорыстной помощи ближнему заложены с незапамятных времён, они, если и умрут, то вместе с человечеством. Рассуждать можно бесконечно, тема благодарная. Но вот случаи из жизни. В минувшие выходные мы возвращались с Ольхона. И в сорока километрах от Баяндая у моего уазика полетело сцепление. Вчистую. Стоим, голосуем. Ветер несёт через дорогу снежную крупу. Машины проносятся мимо. Все торопятся до ночи вернуться домой, а тянуть за собой на черепашьей скорости какой-то драндулет— удовольствие сомнительное. Да и не совсем безопасное. Опять же—расход бензина… Но вот тормозит такой же, как у меня, уазик. И водитель без лишних слов цепляет нас на буксир. А у него полная машина, да ещё друзья в другой легковушке, которые теперь обречены плестись за нами следом. В Баяндае пытаемся рассчитаться за бесценную услугу, чем невольно обижаем парня. «Мы, что, не мужики? Не сибиряки?!» Даже имя нам не сказал. Выяснили только, что работает врачом. А к нам на выручку уже летит из Иркутска «Прадик». Молодая женщина не раздумывая прыгнула за руль, бросив на приятелей ребёнка—и, не зная толком дороги, в ночь, понеслась за 130 километров помогать близким людям. Разве возможно после такого отказать кому-то в помощи, нагрубить, пройти мимо? Получается цепная реакция добра. С Баяндаем связана ещё одна памятная история. Много лет назад, когда на подступах к райцентру ещё и асфальта не было, мы пропороли на служебной «Волге» бензобак. Я вёз своих коллег из «Комсомолки» на Байкал, и вот такая оказия… На последних каплях горючего докатились до гаража какой-то дорожной службы, где мужики до самого рассвета возились с этим бензобаком. Самое удивительное, что потом они дружно отказались не только от денег, но и от предложенной бутылки. «Не по -людски как-то!»… Помнится и ситуация по дороге с Аршана. Я где-то умудрился проткнуть шину. Ладно, не беда: поддомкратил, поставил запаску. Но через пару километров опять поймал гвоздь. Ни запасной камеры, ни клея, ни вулканизатора с собой не было. В кабине жена с маленьким ребёнком. Ночь надвигается. Ситуация безвыходная. Но вот тормозит легковушка и водитель предлагает мне свою «запаску». « А сам-то как же?»- удивляюсь я такой щедрости. «Да как-нибудь. Потом в городе отдашь, вот телефон». Надо сказать, что шины в те времена были жутким дефицитом, и за счастье считалось добыть их где-нибудь в Москве. А отдать запасное колесо первому «встречному-поперечному» считалось поступком, мягко говоря, опрометчивым. Но смотрю я на видавшую виды парашютную стропу, что служит мне в качестве буксировочного троса, и смутно вспоминаю, кого я только за неё не привязывал: из грязи вытаскивал, из воды, буксировал до ближайшего населённого пункта. Подробностей не помню совершенно, как-то не придавал им значения. Но может потому и помощь на дороге ко мне всегда приходит? А иногда, случается, и награда. Когда-то подобрали мы на дороге в районе Горячинска старика-промысловика с огромным мешком камеди (смола лиственницы). Сделали крюк километров в шестьдесят, довезли до дома. Увидев наши рыбацкие снасти, дед подробно объяснил, как добраться до его заветного места, где мы обязательно поймаем тайменя. Подсказал, где припрятан его спиннинг с блёснами и пожелал удачи. Для нас это был сказочный подарок, а таймень был недостижимой мечтой. Признаюсь, тайменя я на берег так и не вытащил, но на всю жизнь осталось впечатление от единоборства с царь-рыбой. Такие вот дорожные истории. А жизнь наша и есть дорога со своими знаками, опасными поворотами, затяжными подъёмами и спусками. Без взаимной помощи на ней не обойтись. Спешите делать добро. Оно к вам вернётся.
|
|