Почва и крона |
10 Октября 2013 г. |
В области прошёл традиционный фестиваль «Сияние России». Известно, что он был организован в 1994 году по инициативе Валентина Распутина и Марка Сергеева, тогдашнего мэра Иркутска Бориса Говорина и епископа Иркутского и Ангарского Вадима. Известно, что в гости к сибирякам всегда приезжает большая группа артистов, писателей, поэтов из Москвы и других городов страны. Дело славное. Неизвестно только, почему на последней встрече с читателями наш земляк Валентин Григорьевич за два часа встречи не проронил ни слова. Поначалу это казалось вежливостью хозяина по отношению к гостям, потом вызвало недоумение у нашего корреспондента Галины Маркиной (читайте на стр.18). Но о причинах молчания можно догадываться. Впрочем, как и о том, что говорилось на этой встрече— стоило лишь заглянуть в список титулованных писателей: Александр Проханов, Станислав Куняев, Владимир Крупин… Самые востребованные слова в такой аудитории: «мировая закулиса», «попрание основ», «оккупационный режим», «дерьмократы», «православные святыни», «враги», и т.д. Слова эти, как бальзам на души собравшихся, ведь приходят на встречи одни и те же люди. Не слушать или дискутировать приходят, а чтобы засвидетельствовать свою приверженность идеям и стойкость веры. Чужие тут не ходят. Ну, кому придёт в голову отстаивать ценности ислама в православной церкви, а проповедовать христианство в мечети? Может, потому и молчал Распутин, что понимал: говорить можно только то, что ждёт аудитория? Когда-то, во время подготовки первого «Сияния», Валентин Григорьевич сказал очень значимые для меня слова. Я заглянул по делам к Говорину, и там неожиданно увидел Распутина, которого не встречал уже давненько. «Валя! Сколько лет, сколько зим!»- кинулся я нему, распахнув руки. А он холодно отстранился и произнёс ледяным тоном: «Немудрено. Мы вообще с тобой живём на разных планетах.» Опа! А ведь у нас были хорошие, доверительные отношения, ничего нас не разделяло, вместе боролись за Байкал, почти одновременно стали депутатами, сиживали и за рюмкой чая… Я крепко обиделся. Меня вдруг объявили не просто врагом, а инопланетянином. Но поразмыслив, понял, что обижаться не стоит. Кто я, и кто Распутин? Он символ, легенда советской словесности… Чего скрывать, в девяностые наша страна была под сильным западным влиянием. Не только власти, но и простые граждане истово верили в «общечеловеческие ценности», «свободный рынок», «свободу личности» и пр. Хотели быстрее освободиться от оков коммунистической идеологии. С безоглядным перехлёстом. Были и другие, те, что боялись радикальных перемен, находя идеал лишь в недавнем прошлом, в так называемых корнях и, за отсутствием КПСС, в православии. Ещё с Х1Х века это было противостояние западников и славянофилов. К западникам причисляли себя А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, В.М. Майков, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский. Основателями славянофильства были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин. К ним причисляли и Н.В.Гоголя. Все достойные люди. Патриоты. У славянофилов в фундаменте идеологии были: православие, общинность, самобытность русского народа. У западников: просвещение, свободы, прогресс. Получалась забавная «агрономия»: одни пеклись только о корнях и почве, других заботили лишь молодые побеги и рост. Но дерево не устоит без корней, а корни без ствола и листьев, без солнца и воздуха благополучно сгниют в почве. Забавны и некоторые кульбиты, совершённые непримиримыми оппонентами. Революцию, несомненно, принесли в Россию западники, набравшись революционных идей и философских учений в Европе. Все русские корни и традиции были выкорчеваны безжалостно и необратимо. История начиналась с 1917 года. Но раздавленные славянофилы, почвенники, воспрянули в девяностые и едва ли не лики святых водрузили на своих недавних гонителей-коммунистов. А западники по- прежнему славословят европейские ценности, хают всё русское, не замечая, как народ начинает обходить их стороной. Утопическое западничество не позволяет адекватно ориентироваться, и потому обречено на бесплодие. Если, конечно, утопия в очередной раз не оседлает реальность. Нам надо чтить наших отцов и дедов, но не повторять их трагических ошибок. Может, истина в этом? Может, потому и молчал Распутин, отодвинувшись от бесполезных распрей? Планета у нас одна. И страна одна.
|
|