НА КАЛЕНДАРЕ

Все в сад! Там поистине императорский размах

06 Июня 2014 г.

plan-sada
В Михайловском саду Русского музея 6 июня открылся VII международный фестиваль ландшафтного искусства "Императорские сады России".

Мастера со всего мира разбили под окнами Русского музея настоящую интернациональную клумбу - здесь и российские, и французские, и, конечно, английские работы. Михайловский сад, по сути, - английский парк, поэтому такое обилие именно британских проектов ему очень идет.
В этом году на фестивале представлены 57 экспонатов. Для сравнения, в прошлом году было 38. Здесь и любительские работы, и социальные проекты, и показательные объекты, созданные корифеями ландшафтного дизайна. Так как 2014 год — российско-британский Перекрестный год культуры, основная номинация - "Традиции английского сада". Также жюри выберет победителей номинаций "Сады великих и знаменитых" и "Сады воображения".


Пожалуй, основная черта экспозиции - это разнообразие. Здесь есть и "футбольный сад", и "травяная книга", и "сад Шопена", а на одной из центральных аллей слышно, как бьется сердце сада. При этом сердце самое буквальное, настоящее, человеческое. Правда, чье - автор проекта говорить отказалась. Репрезентативные проекты здесь соседствуют с социальными - например, здесь есть работы детей из павловского детского дома, сад для слепых и особая композиция в виде прозрачной спирали-раковины, зайдя в которую каждый гость фестиваля сможет почувствовать, каким видят мир глухие дети. В целом большинство объектов интерактивные - в павильоны можно зайти, скульптуры можно потрогать.


Единым фронтом выступают, конечно, британские дизайнеры. Работы самых маститых из них представлены вне конкурса - как поясняют организаторы, потому, что тягаться с ними едва ли получится. Один из таких мастеров —Энди Стеджен, 5-кратный победитель всемирно известного фестиваля цветов в Челси. Энди лично приехал на фестиваль и контролировал установку своей композиции, причем, несмотря на "британский уклон" нынешнего фестиваля, он по-джентльменски сделал "реверанс" в сторону принимающей стороны - его проект, по замыслу, должен воплощать русский дух. В этом смысл самого внешнего вида конструкции. Густая зелень разных оттенков укрывает сооружение, похожее на парковую беседку. Это и должно быть местом отдохновения, укромным уголком экспозиции.


Из "британской породы" на фестивале представлены также своеобразный садовый подиум, посвященный Вивьен Уэствуд и целых два посвящения "The Beatles" с желтой подводной лодкой в экспозиции. Не забыли и о российско-британских связях: например, "сад Лермонтова" познакомит вас с родом шотландских поэтов Лермонтов, от которых происходил Михаил Юрьевич.


Но не британцами едиными хороши "Императорские сады". Молодые российские дизайнеры представляют свое видение ландшафта, и оно своеобразно и самодостаточно. Например, из Удмуртии на фестиваль приехала уникальная экспозиция "Питерское отделение ижевского филиала могилы почетного удмурта Казимира Малевича". Несмотря на некоторое костноязычие заглавия и то, что художник родился в Киеве, а умер в Ленинграде, сама композиция выделяется на фоне остальных. Это скорее не сад, а городская скульптура. Она похожа на гробницу фараона, причем разграбленную, потому что реальной могилы там, конечно, нет. Это полый куб с квадратным отверстием (отсылка к "Черному квадрату") и "стражи" вокруг него, напоминающие не то сфинксов, не то обитателей полотен Босха. У них женские или юношеские тела и головы в виде черепов животных, тяжелых, полуразрушенных, с кривыми рогами и впалыми носовыми отверстиями. Здесь люди задерживаются, а дети даже ухитрялись залезть внутрь "могилы". Приз за лучшую скульптуру на фестивале также будут вручать наряду с лучшей цветочной композицией и призом зрительских симпатий. 

 

По инф. Санкт-Петербург.ру

Тэги: