НА КАЛЕНДАРЕ

Социальное такси в Петербурге. Где мифы, а где реальность?

По инф. Санкт-Петербург.ру   
06 Сентября 2013 г.

Одно из петербургских интернет-изданий проверило, как работает городское социальное такси.

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп и другие категории граждан могут доехать на такси до социально-значимого объекта (больницы, вокзалы, суды), при этом от 50 до 90% стоимости  их поездки оплачивается из городского бюджета. В Смольном эту услугу называют социальным такси и рассматривают ее как дополнительную меру социальной поддержки.

Странная арифметика

Жительница Пушкина Людмила Казимировна Локуциевская, обратившаяся с жалобой в издание,  была возмущена ценами на социальное такси, которое запросило 220 руб.  за поездку от дома пенсионерки до Казанского кладбища. Это всего 8 км, а стоимость была озвучена уже с учетом  50% скидки. Путем нехитрых математических вычислений получается, что полная стоимость поездки — 440 руб. Тем временем частные таксопарки на это же расстояние без предоставления льгот готовы отвести пассажира за 150-180 руб. Занятная арифметика получается. Редакция "Санкт-Петербург.ру" перепроверила данные читательницы и получила те же результаты.

Неадекватность в расчете поездки еще ранее заметили и активисты из числа инвалидов-колясочников. Быстрова Светлана, например, лично обзвонила 10 таксопарков и выяснила стоимость поездки туда-обратно из Лисьего Носа  (ул. Железнодорожная) в Колпино (ул. Металлургов. д.6,) а также скорость подачи автомобиля.  Службы городского такси оценили поездку минимум в 1 тыс. 600 - 1 тыс. 800 руб., максимум в 2 тыс. 100 — 2 тыс. 300 руб.. Машина подается от 40 минут до полутора часа. В то время как в соцтакси та же поездка стоит 2 тыс. 970 и 3 тыс. 560 руб., а заказ должен быть оформлен как минимум за сутки, а лучше за трое.

Есть и другие многочисленные примеры, которые демонстрируют, что  бюджетные средства, заложенные на реализацию этой социальной программы, явно перерасходуются. Не говоря уже про лишние деньги, которые приходится платить пассажирам.

Это все программа

В комитете по социальной политике нам пояснили, что в целях единого расчета стоимости поездок на социальном такси, осуществляемом транспортными организациями, в Городском центре установлена автоматизированная программа расчета стоимости поездок "City Guide". Эта  программа рассчитывает кратчайшую протяженность маршрута при оформлении заявки  с учетом информации об автомобильных пробках и проведении автодорожных работ. Протяженность маршрута может быть рассчитана по городу либо по окружной дороге. Оптимальный вариант маршрута определяется возможностями программного обеспечения.

Раз уж проблема исключительно в программе, которая выбирает не те маршруты и задает более высокую стоимость, так может лучше потратиться на ее модернизацию, чем ежемесячно терять бюджетные деньги?

А пристегнуть?

В Санкт-Петербурге проживает свыше 730,8 тыс. инвалидов, это более 14,6 % от общей численности городского населения. При этом колясочников насчитывается 12 тыс. 225 человек.  Учитывая "доступность" городской среды Северной столицы, социальное такси для инвалидов становится практически единственной возможностью для передвижения: не у всех есть средства для покупки личного автотранспорта, а тем временем большинству из них часто приходится ездить к врачам и просто хочется общаться с другими людьми.

Людям с ограниченными возможностями нужен специально оборудованный транспорт с аппарелями или подъемниками для коляски. Именно такие автомобили по закону должны предоставляться петербургским инвалидам. Машины действительно есть, но на более чем 12 тыс. нуждающихся в них людей всего 2 единицы такого транспорта.  Оборудование остальных микроавтобусов далеко от реальных потребностей инвалидов.

Колясочники, с которыми удалось пообщаться корреспонденту издания, рассказывают, что большинство таксопарков предлагают неоснащенные газели, куда коляску иногда поднимают при помощи фанеры. Зачастую водители своих пассажиров даже не пристегивают.

Собеседник Анатолий Смыслов сетует: "Самое главное для меня как колясочника, у которого не только ноги, но и руки плохо работают, то что я не могу пересесть в легковушку, а машин спецтранспорта очень мало и их заказать сложно. К тому же есть машины спецтранспорта, в которые инвалид с высоким ростом не заедет. В большинстве машин  отсутствуют специальные крепления для фиксации коляски, и велика вероятность падения".

Вера Родинкова рассказала изданию, что уже два раза, пользуясь социальным такси, травмировала себе ноги. "Первый раз я вылетела из коляски 9 июня, меня поймал муж, который сидел напротив. Прищемила ноги между коляской и сидением, порвала связки, до сих пор еще болят. Еще я поехала на митинг, привязалась своими ремнями, и все равно мою коляску прижало сидениями. Снова хоть и небольшое, но повреждение. Водители не виноваты, просто на дорогу люди выбегали. Нужно, чтобы в каждой машине сделали ремни безопасности, иначе очень страшно ездить. Только в одной машине ехала очень комфортно, это такси "6 000 000". Там меня и пристегнули, и коляску пристегнули".

2 машины на 12 тыс. инвалидов-колясочников?

В такси "6 000 000" изданию рассказали, что социальным обслуживанием у них занимаются всего две машины, которые оборудованы  в соответствии со всеми требованиями по перевозке инвалидов-колясочников. Они пользуются огромным спросом. Полностью оборудовать автомобиль, по словам представителя парка Алексея,  стоит приблизительно столько же, сколько и сам автомобиль, около 500 — 600 тыс. руб.

В настоящее время в реализации закона принимают участие 59 транспортных организаций, прошедших квалификационный отбор в комитете по транспорту. В соответствии с положением о порядке проведения, перед комитетом стоит задача выявить перевозчиков, в полной мере отвечающих квалификационным требованиям, среди которых наличие специально оборудованного транспорта. Так почему во всем городе таких автомобилей оказалось всего 2 на 12 тысяч инвалидов-колясочников?

Пресс-секретарь комитета по социальной политике Екатерина Майборода ситуацию объяснила тем, что город такое количество машин устраивает, и раз нет дополнительных заявок, значит дополнительных единиц спецтранспорта Санкт-Петербургу не требуется. "А если инвалидов что-то беспокоит в обслуживании, то у них есть телефоны и адреса, куда можно обращаться с жалобами".

По данным интернет-издания, подобные жалобы в письменном виде пользователи социального такси писали не раз и не два. Но воз и ныне там.

По инф. Санкт-Петербург.ру