«Пиковая дама» Чайковского и «Фиделио» Бетховена – оперу показывают прямо на улицах Петербурга |
По инф. rosbalt.ru |
14 Июля 2014 г. |
12 июля на Соборной площади Петропавловской крепости "Золотым петушком" открылся фестиваль "Опера – всем". На этот раз обошлось без давки и тотального контроля сотрудниками полиции. А особый успех у зрителей имела фраза "Царствуй, лежа на боку!". Оперный фестиваль под открытым небом стартовал в Петербурге в третий раз. Мероприятие по традиции привлекло пристальное внимание средств массой информации. Дело в том, что первый опыт бесплатной демонстрации оперных спектаклей под открытым небом был ознаменован рядом скандалов. Высказывалось множество претензий к организаторам. Так, в 2012 году не все желающие смогли попасть на "Иоланту" Чайковского. Ворота дворца Михайловского замка, в парадном дворе которого давалось представление, были просто закрыты перед многими посетителями, а недовольных таким оборотом событий разгонял ОМОН. Заявлялось и о случившейся давке на "Демоне" Рубинштейна, которого давали во дворе Академической капеллы. Все это привело к тому, что в этом году журналисты потребовали от организаторов фестиваля обещаний, что подобного безобразия больше не повторится. И устроители уверили: ошибки прошлого учтены, "ходынки" не будет. Предыдущие два года фестиваль открывался оперой "Жизнь за царя" Глинки. На этот раз на Соборной площади Петропавловской крепости решил продемонстрировать "Золотого петушка" Римского-Корсакова. "В этом году дали меньше денег, и мы вынуждены показать только три оперы. При таких условиях вновь показывать "Жизнь за царя" было бы жалко, — прокомментировал изменения музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело. — Надеюсь, что финансирование не будет сокращено, и в следующем году мы будем играть пять спектаклей. Да, в мире происходят сложные события, кризисы, политическая нестабильность. Но то, что мы продолжаем фестиваль, – это положительный знак". Вообще, жизнь на Заячьем острове в этот субботний день кипела. Утром патриарх Кирилл в соборе Петра и Павла провел литургию, посвященную Дню святых первоверных апостолов. Неподалеку на городском пляже расположились те, кто решил поймать редкие лучи неласкового питерского солнца. В дополнение к ним многочисленные группы петербуржцев и гостей города решили просто прогуляться по историческому месту, пока позволяет погода. В итоге уже за два часа до начала оперы на Соборной площади можно было наблюдать довольно большие скопления заинтересованных людей. Установленные бесплатные кресла нашли своих хозяев довольно быстро. При этом дал о себе знать и опыт прошлых лет — многие пожилые люди приходили со своими складными стульчиками и запасались дождевиками на случай непогоды. Правда, не все оказались настолько предусмотрительными — среди запасливых пенсионеров были и дамы в вечерних платьях. Сцену установили у Болотного дома. Пришедшие загодя смогли не только занять лучшие места, но и понаблюдать за репетицией. К плюсам мероприятия можно отнести то, что у зрителей была возможность увидеть "закулисье" — посмотреть, что там в гримерках, как актеры готовятся к выходу на сцену, и кто, условно говоря, таскает рояль. Порадовало и отсутствие рамок металлоискателей и кордонов из полиции. В Петербурге уже все привыкли к тому, что по периметру территории, где проходит городской праздник, расставляют людей в форме. И эти люди то и дело просят продемонстрировать содержимое сумки. Как показала практика прошедшего массового мероприятия, вполне возможно обойтись и без тотального досмотра. Фабио Мастранджело был настроен чрезвычайно дружелюбно. Ведь маэстро уверен, что фестиваль "Опера – всем" действительно для всех и каждого: границ между артистами и публикой существовать на празднике не должно. А еще он заметил, что на открытом пространстве опера звучит не так, как в залах — акустика не та. "Мы будем брать яркостью", — заявил он. "Выступление на улице – это совершенно иные ощущения, — подтвердила солистка Мариинского театра Жанна Домбровская, исполняющая партию Шамаханской царицы. — Под дождем я не пела, но моральна готова к этому. Акустики здесь нет, дует ветер. Это неудобно, но терпимо. Ощущения от открытого пространства интересные. Когда давали "Жизнь за царя", забили колокола под гимн "Славься", а здесь же когда-то сидели сами Романовы. Просто до слез". Организаторы фестиваля "Опера — всем" сошлись во мнении, что открытие стало самым массовым за три года. Точно количество слушающих подсчитать непросто. По предварительным оценкам, ради "Золотого петушка" на Соборную площадь пришли более трех тысяч человек. Что касается самой постановки, то авторы не стали окунаться в очередной эксперимент по актуализации классики. Все-таки "тридевятое царство – тридесятое государство" должно оставаться той самой страной, которую сочинил Пушкин. На Соборной площади присутствовали все символы — признаки русской оперы: разудалая народная песня, лирический романс и при этом любимая отечественными классиками тема Востока. Декорации походили на русскую деревянную игрушку — неяркую, но простую и понятную, с душой. Колоритны были и персонажи. Царь Додон, например, вызывал смех не потому, что скакал по сцене на деревянном конике, а потому, что солисту действительно удалось создать образ недалекого самодержца. А безусловным хитом спектакля стало исполнение фразы "Царствуй, лежа на боку!". Особенно она понравилась людям с галерки, которые лежали не на брусчатке площади, а на зеленых газонах. Безусловно, в значительной части фестиваль направлен и на ликвидацию культурной безграмотности. Ведь велики шансы на то, что после подобных мероприятий петербуржцы выкроят время на посещение театра и наконец-то познакомятся в великими творениями великих людей в исполнении петербургских талантов. Впереди еще две постановки. Сначала 19 июля в Александровском парке специальный гость фестиваля театр "Мюзик-Холл" исполнит оперу Бетховена "Фиделио". А закроется фестиваль на Елагином острове — 20 июля там можно будет послушать оперу Петра Чайковского "Пиковая дама", дирижировать оркестром пригласили Оливера Ведера из Германии. В прошлом году на этой площадке бессмертную оперу "Евгений Онегин" омрачил серый питерский дождь. Может, хоть в этот раз музыке Чайковского, без которого наша культура также немыслима, как без Пушкина, ничего не помешает. Александр Калинин Тэги: |
|