На месте блокадных захоронений вырастут офисы? |
По инф. rosbalt.ru |
28 Марта 2014 г. |
Петербургские парламентарии хоть и со скрипом, со второй попытки, но все-таки приняли в первом чтении законопроект, устанавливающий новый порядок подготовки документации по планировке территорий. Документ был поддержан только 27 депутатами. Противники законопроекта заявляют, что он не решает ни одной проблемы, которая сегодня существует в градостроительстве. При этом позволяет возводить, например, объекты транспортной инфраструктуры без проведения общественных слушаний. Высказывается предположение, что законопроект специально пытаются "протащить" для застройки Митрофаньевского кладбища, на территории которого планировалось возвести офисно-деловой квартал "Измайловская перспектива". Эксперты не исключают того, что заинтересованные в возвращении стройки на некрополь лица используют так называемый метод "ослепления", поскольку устанавливается такой порядок подготовки проекта планировки территории, при котором администрация будет вынуждено принимать его "не глядя", без необходимых согласований. Директор Центра экспертиз "ЭКОМ" Александр Карпов отмечает, что для Петербурга типичны случаи, когда разворачивается строительство, а потом выясняется, что оно ведется на территории бывшего погоста. Выявлять подобные казусы было бы целесообразно именно на этапе подготовки проекта планировки. Поскольку Митрофаньевское кладбище является одним из крупнейших, плюс ко всему вокруг него уже были скандалы, вполне логично, что вновь появилась тревога. Поддержанный депутатами документ, по сути, "переписан" с внутренней инструкции КГА, которая и порождала предыдущие проблемы. Градозащитники опасаются, что первыми жертвами нового закона станут именно старые закрытые кладбища, на которых и развернется массовое строительство. В случае с Митрофаньевским обстоятельство усугубляется еще и тем, что в начале марта было сообщено о согласовании историко-культурной экспертизы по некрополю. Заявлялось, что по ее результатам кладбище со всеми зданиями на его территории включено в единый госреестр памятников истории и культуры в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Однако выяснилось, что в утвержденные границы погоста не вошли воинские и блокадные захоронения. Речь идет о 30 га, огромной территории, ограниченной Малой Митрофаньевской и Старообрядческой улицей. Эксперты проигнорировали действующий паспорт воинского захоронения. В результате обновленная карта Митрофаньевского кладбища коренным образом отличается от той, с которой градозащитники последние годы ходили по судам и, что важно, выигрывали тяжбы. Такое положение дел они называют "мухлежом". На обрезанном участке, который не вошел в границы культурного наследия, и могут теоретически появиться строительные краны. По словам руководителя информационно-аналитического центра "Помним всех поименно" Виктора Егоршина, непонятно, на каких основаниях Министерство культуры дало разрешение на проведение археологических раскопок на территории некрополя. Выполнялись они по заказу комитета по развитию транспортной инфраструктуры. За скобки был вынесен историко-архивный этап, на которым необходимо было тщательно изучить все карты и государственные документы. Археологическая разведка была проведена с грубыми нарушениями. "Как так могло случиться? Кто принимал решение? Полный бред. В 2009 году специалистами были описаны границы кладбища, а теперь их обрезали вдвое. Обоснования для этого отсутствуют. Блокадные захоронения — это часть некрополя. Это единая братская могила. Так же и на Пискаревское кладбище можно выйти и заявить: "Сейчас мы будем копать", — заявил Несмеянов. Как стало известно, на данный момент подан уже 31 депутатский запрос: и на имя министра культуры Владимира Мединского, и в профильный департамент Минкульта, выдающий разрешения на проведение археологических работ, и в институт истории материальной культуры РАН, и в прокуратуру Петербурга. Возникают опасения и по поводу пробивки новой дороги от Измайловского проспекта к Новоизмайловскому. Окончательного решения, как пойдет трасса, еще не принято, но существуют варианты, согласно которым она будет пущена по Митрофаньевскому Лютеранскому (Финскому) кладбищу. "Это выльется в грандиознейший международный скандал и подставу губернатора. Разве улучшит имидж города, если мы "хлопнем" дорогу по могилам?! А ведь Полтавченко заявлял, что не допустит "стройки на костях", — считает Несмеянов. Отметим, что Митрофаньевское кладбище стало первым объектом, которое посетил Георгий Полтавченко во время субботнего объезда в качестве главы города в сентябре 2011 года. Тогда некрополь защищали от строительства автозаправочной станции. В итоге от возведения бензоколонки было решено отказаться. Заместитель председателя "Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза" Илья Попов рассказал, что существовали планы возвести трассу на консолях. Подразумевалось, что при этом будет забетонирована погребальная дорога, которая предназначалась для лошадиных подводов. Однако сама по себе эта дорога, во-первых, очень узкая, а, во-вторых, искривленная. Пустить современную трассу по этим лекалам невозможно. "Необходимо серьезное исследование. Наше предложение заключается в том, чтобы провести дорогу восточнее кладбища по линии упраздненной Варшавской железной дороги", — делится соображениями Попов. По его словам, и перед законодательной, и перед исполнительной властью поставлен вопрос о том, чтобы вся территория Митрофаньевского кладбища была отдана под зеленые насаждения. На этом месте должен появиться Митрофаньевский мемориальный парк. Места погребения наиболее известных лиц будут отмечены памятниками. При возможности старые сохранившиеся надгробия необходимо отреставрировать. Депутат Законодательного собрания Борис Вишневский хоть и допускает, что имели место злоупотребления и нарушения, следствием которых стало уменьшение исторических границ Митрофаньевского кладбища, но отмечает, что куда важнее сам законопроект, устанавливающий новый порядок подготовки документации по планировке территорий. Вот только один из ключевых документов последнего времени выглядит абсолютно "никаким". В нем отсутствует даже упоминание об учете общественных слушаний при утверждении документации по планировке территории. При этом предлагается отказаться от публичных слушаний при обсуждении вопроса о линейных объектах — автомагистралях, газопроводах. "Аргуменгация совершенно "замечательная". Людям всегда не нравится, что у них под окном может быть проложена дорога. Так давайте тогда по этим вопросам и слушания не будем проводить. Просто здорово!" — заявил Вишневский. В настоящее время для разработки поправок в законопроект сформирована рабочая группа при комиссии по горхозяйству. При этом отдельная группа займется проблематикой Митрофаньевского кладбища. Поправки планируется внести комплексно к 20 мая. Хотя вполне возможно, что на доработку документ будет внесен и раньше. Александр Калинин Тэги: |
|