НА КАЛЕНДАРЕ

Композитор Александр Зацепин ностальгирует по СССР и рассуждает о современном искусстве

По инф. Известий   
17 Июня 2013 г.

В Петербургском музыкальном театре «Карамболь» готовится премьера мюзикла «31 июня» по мотивам новеллы Джона Пристли. Выдающийся российский композитор Александр Зацепин приехал из Парижа специально для работы над постановкой. Из знаменитого фильма «31 июня», который вышел на экраны в 1978 году, будут взяты шесть самых знаменитых песен, а остальную музыку Александр Зацепин напишет специально для театра. Корреспондент «Известий» встретился с композитором.

— Насколько для вас сложно вернуться в прошлое и написать музыку в духе «31 июня»?

— Ничего сложного. Сама музыка, как мне кажется, не устарела, надо только немного обновить аранжировки, чтобы они звучали посвежее, и соблюсти жанр. Гораздо интереснее то, что песни надо будет адаптировать под исполнителей. Раньше я всегда писал музыку для конкретного артиста. Когда работал для Аллы Пугачевой, точно знал, какие у нее диапазон и тембр, и всегда имел это в виду. По своему опыту могу сказать: чем меньше мелодический диапазон исполнителя, тем удобнее композитору.

— В свое время фильм был фактически запрещен в СССР из-за побега на Запад танцовщика Александра Годунова, сыгравшего одну из ведущих ролей.

— Да, это очень печальная история не только для меня, а для всей актерской группы, режиссера и музыкантов. Мы делали картину с такой душой, а потом вдруг раз — и ничего не стало. Пустили его, кажется, один раз, 31 декабря, в 7 или 8 вечера, когда люди либо едут в гости, либо готовятся к Новому году, но точно не смотрят телевизор.  Очень обидно. Но так было со многими фильмами с моей музыкой, скажем, «Кавказская пленница» прошла с трудом, а «Бриллиантовая рука» вообще со страшным скрипом, и если бы Брежнев не посмотрел этот фильм у себя на даче и не дал добро, он бы точно также лежал на полке.

— А в чем там была проблема?

— Комиссия сразу сказала — убрать все песни. «Остров невезения», ну вы же понимаете. Конечно, Дербенев не писал сатиру на Советский Союз, никто про эту ассоциацию не думал. Наверное, это просто у нас в крови.

— Сейчас снят ремейк «Кавказской пленницы». Как вы относитесь к подобной эксплуатации советского наследия?

— По-разному. У меня был такой случай недавно — позвонили моему менеджеру и сказали, что ведутся съемки новой «Кавказской пленницы» и авторы, естественно, хотят взять музыку Зацепина. Он говорит: «Пожалуйста, берите, только нужно составить договор». Сначала они согласились, но потом куда-то исчезли. Странная история. Я считаю, что если делать такой ремейк, он должен если не превосходить оригинал, то хотя бы быть на его уровне. Нужен талантливый режиссер с головой, который сможет что-то выдумать, а не только бездумно скопировать, сделав то же самое, но с другими актерами. Хотя, впрочем, таких актеров, как Никулин, Вицин и Моргунов, больше нет, и заменять их кем-то — глупо.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/551996