НА КАЛЕНДАРЕ

Изменения в сфере зарплат бюджетников – будет ли, как обещают?

По инф. rosbalt.ru   
11 Февраля 2014 г.

С 1 января 2014 года все работники системы образования Петербурга были переведены на новую систему оплаты труда — на так называемые эффективные контракты. Чиновники уверяют, что теперь педагоги и воспитатели смогут больше зарабатывать. Но сами учителя в этом пока не уверены.

Изменения в сфере зарплат бюджетников начались по указанию президента страны. В 2012 году он заявил, что одинаково оплачивать труд как добросовестных, так и недобросовестных работников — "неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам". Поэтому и появились эффективные контракты — перечень показателей и критериев, за которые работник конкретной сферы получает доплату сверх оклада.

Правительство подготовило рамочный документ, касающийся стимулов в сфере образования, а дальше его реализацией занялась местная власть.  "Комитетом разработаны критерии оценки эффективности деятельности педагогических работников для учреждений разных ступеней – от дошкольного до среднего профессионального. До 1 января с их работниками были заключены дополнительные соглашения. Там прописано, какие выплаты, какого характера, с какой периодичностью и за что можно получить. В итоге доплата может составлять существенную сумму", — объясняет начальник отдела развития образования комитета по образованию Валерий Волков.

Предполагается, что эффективный контракт в первую очередь должен стать стимулом для молодых преподавателей. Их уровень зарплаты изначально низок из-за отсутствия стажа и квалификационных категорий. А при получении стимулирующих выплат они не учитываются. В качестве критерия для надбавки может выступать участие школьников (и их победы) в различных конкурсах и олимпиадах, внеклассные занятия, "степень активности инновационной деятельности учителя" и даже физкульт-минутка на уроке. Конкретный список будет варьироваться в зависимости от специфики школы.

"Все критерии, разработанные как министерством РФ, так и комитетом, являются примерными. Каждый район и каждая школа в пределах этих рамок (или даже выходя за них) вправе пересматривать предложенный набор. Допустим, из районной администрации дается сигнал, что сейчас очень важно участие в олимпиадах или работа с детьми инклюзивно. Соответственно, учитель получает большую сумму, уделяя внимание этой области. То есть не обязательно собрать некий полный набор", — отмечает Волков.

Чиновники уверяют, что новая система не заставит преподавателя заниматься подсчетом цифр и баллов и ставить меньше двоек. Хотя очевидно, что теперь каждый победитель олимпиады будет в прямом смысле на вес золота.

"Учителя музыки и рисования снимают сливки, поскольку у них призеры — дети, которые занимаются дома или в студиях вне школы. Обычно это несомненно способные дети. Таким детям ничего не стоит приносить в школу еженедельно грамоты и призы. А это те баллы, какие и идут в зачет соответствующим учителям. Я никого не хочу обидеть, но вырастить призера олимпиады по математике или физике неимоверно сложнее", — выражает мнение один из посетителей форума для учителей.

"В целом инструменты создаются потенциально правильно, и контракт окажется эффективным, если с ним будет работать честный директор. А если он захочет свести с учителем счеты, он сможет это сделать? Необходимо подобные вещи максимально выносить за рамки кабинетных решений и не внедрять огульно то, что нам прислали сверху. Тогда картина приобретет благостное содержание. Пока же оно гниленькое и требует внимания со стороны общественности", — заявляет сопредседатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов.

В комитете по образованию соглашаются с тем, что очень многое в данной ситуации зависит от директоров. Решения по доплатам руководителей принимаются на уровне района, но выплаты учителей контролируются прямо в школе. Правда, в рекомендациях к новым правилам чиновники прописали, что это должно делаться при участии профсоюза.

"На руководителей учреждений ложится большая ответственность. Директор должен принять правильное решение по каждому работнику. Наверняка будут разные ситуации, кто-то окажется не согласен. Но в целом мы считаем, что такое направление в Петербурге и России должно развиваться", — полагает начальник отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров комитета по образованию Ольга Горячая.

По словам чиновников, максимальная доплата для учителя в рамках эффективного контракта — 100-150% от оклада. Впрочем, в школах не так оптимистичны. "Думаю, что надбавка может составлять 30-40%. Но пока нам трудно говорить о числах, потому что мы по новой системе отработали только один месяц и получить лишь январскую зарплату. Поэтому педагогам сложно оценить, выиграли они или проиграли. Но вряд ли учитель потеряет. Приобрести — да, возможность теперь у всех есть. Хотя эти критерии и раньше учитывались при распределении баллов интенсивности, многие из них сохранились", — поясняет замдиректора по УВР петербургской гимназии № 155 Ольга Шуйская.

По ее словам, вполне возможно, что некоторые учителя попытаются прибавить себе очков разными способами. "Но настоящую работу коллегам будет видно. Чтобы не было насчитанных баллов, в школе должна быть создана специальная комиссия, здесь многое зависит от органов самоуправления", — добавляет замдиректора.

Между тем в комитете по образованию есть еще одна важная забота — соблюдение майских указов президента, то есть рост зарплат бюджетников. И появление эффективных контрактов должно этому помочь. Сейчас в Смольном горды тем, что в прошлом году средняя зарплата в школах составила более 38 тыс. рублей, то есть превысила среднюю зарплату по Петербургу. Впрочем, чиновники сами упоминают, что это — средняя температура по больнице.

"Здесь учитывают всех работников школ и абсолютно все доплаты. Но по вакансиям, которые есть у нас, мы не выходим на среднюю зарплату. По нашим данным, учителя начальных классов, например, получают в районе 20 тыс. рублей. А заявленную официально среднюю зарплату получают в основном учителя-предметики, которые работают не на одну ставку, а на полторы как минимум и имеют все доплаты", — говорит начальник отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки комитета по труду и занятости Людмила Колдунова.

Однако нынешние студенты ориентируются именно на средние показатели доходов. Согласно данным опросов в РГПУ им. А.И. Герцена, зарплатные ожидания после получения диплома у многих будущих педагогов превышают 40 тыс. рублей. С введением эффективных контрактов эта сумма теоретически становится реальной. Но удастся ли молодому специалисту добиться такой прибавки — пока большой вопрос, ответ на который можно будет дать лишь по прошествии нескольких месяцев.

Софья Мохова

По инф. rosbalt.ru