НА КАЛЕНДАРЕ

«Дети – коммерчески невыгодное предприятие»

По инф. rosbalt.ru   
09 Января 2014 г.

За день до окончания новогодних каникул, 7 января, на сцене петербургского "Мюзик-холла" состоялся спектакль детской студии. Ребята приняли участие в постановке "Снегурочка", которая проходит с аншлагами в дни школьных каникул уже второй год. Этот спектакль стал последним, в котором маленьким артистам довелось играть.

Накануне представления родители детей и их педагоги обратились к общественности, а также к президенту детской студии "Мюзик-холла" Фабио Мастранджело с просьбой о помощи.

"7 января в 12:00 состоится последний репертуарный спектакль детской студии государственного театра "Мюзик-холл" "Снегурочка", где играют ребята вместе с артистами театра, так как детскую студию — 60 человек — выгоняют на улицу. Кроме того, новое руководство театра отказалось выплатить артистам деньги за постановки. Дети отработали 14 спектаклей "Снегурочка", не считая все детские репертуарные спектакли театра", — пишут в своем обращении родители и педагоги.

Они сообщают также о том, что студия существует более 25 лет и является подразделением театра. Её основателем был знаменитый народный артист РСФСР Илья Рахлин. Более 20 лет студией руководил Альберт Рогацкий, искренне любивший театр и воспитавший поколения талантливых артистов. Однако в середине 2013 года у "маленького" "Мюзик-Холла" возникли серьезные проблемы. О них корреспонденту одного из федеральных СМИ рассказали педагоги, режиссеры и родители детей.

"В этом году, в связи с приходом нового руководства театра, 60 детей выгнали на улицу, а в театре появилась коммерческая студия – некое ООО "Цитрус Арт", которое до этого времени занимало помещения на территории оптово-розничного рынка "Апраксин Двор", — рассказывают родители. – Представители компании заявили, что являются преемниками детской студии Государственного театра "Мюзик-Холл": составили для себя расписание занятий и репетиций, заняли раздевалки-гримёрные и забрали для своих нужд костюмы, предназначенные для репертуарных спектаклей театра. На каком основании это произошло, непонятно до сих пор".

Сказать, что родители в шоке – не сказать ничего. В то время как за стенкой их дети играют последний, может быть, спектакль на сцене родного театра, они, пытаясь сдерживаться, рассказывают о своем видении проблемы: "Здесь появились новые люди, не имеющие никакого отношения к искусству, зато со своими планами коммерческого развития детского театра. Теоретически эта новая вторая студия существовала при театре, но на "вторых ролях". Мы можем только догадываться, кто, как и на каких условиях осуществил фактически рейдерский захват нашей "рахлинской" команды и превратил храм искусства в очередное коммерческое предприятие".

А предприятие стало действительно коммерческим. Родителям немедленно предложили заключить договоры на неприемлемых для большинства условиях. Например, ежемесячная оплата за занятие одного ребенка составила 4500 рублей (раньше прием в студию осуществлялся на конкурсной основе, после чего часть детей занималась бесплатно, часть – на платной основе, но с перспективой со временем перейти "на бюджет"). При этом режиссёру репертуарных спектаклей Антону Забелину, проработавшему в театре не один год, хореографу-постановщику Карине Войтовой и преподавателям, готовившим детей, было объявлено, что в их услугах больше не нуждаются. Родителям также сказали, что как минимум трижды в год их сыновья и дочери обязаны ездить на конкурсы, причем за свои деньги, и немалые. Взрослые утверждают, их просто поставили перед фактом: детского отделения не существует, его реорганизовали.

Перед новогодними праздниками сложилась и вовсе критическая обстановка. Воспитанники студии уже не первый год в дни зимних школьных каникул дают свои чудесные зимние музыкальные спектакли, в которых, в отличие от многих "чесовых" (от противного слова "чес") праздничных постановок, детей играют именно дети. В этих спектаклях чувствуется искреннее желание ребят показать себя. Однако всю осень и зиму маленьким артистам из государственного "Мюзик-холла" приходилось за свои деньги снимать помещения для репетиций вне театра, так как в их здании хозяином была уже новоявленная студия "Цитрус Арт". Всего с 24 декабря по 7 января было дано 14 спектаклей. Параллельно юные артисты умудрялись репетировать и играть также репертуарные постановки: "Золушка", "Джек Воробей на Северном полюсе", "Вождь краснокожих".

К 7 января, последнему дню новогодних представлений, ситуация накалилась окончательно. По словам родителей, детей не хотели пускать в здание театра даже на их собственный последний спектакль. В буквальном смысле — заставили составлять какие-то списки, писать фамилии. По слухам, юные артисты могли остаться и без честно заработанных денег – аж 125 рублей за спектакль! Не смейтесь, господа меценаты, но такова "зарплата" маленького актера за отыгранное представление.

"Мы не самодеятельность, мы театр. И артисты должны получать за свою работу деньги. Поймите, я выступаю не против театра, я прошу за детей, — рассказал, так и не снимая грима, в короткой паузе между выходами на сцену режиссер-постановщик театра Антон Забелин. – Просто я не понимаю, почему дети, которые реально и давно играют в театре, в том числе и эти четыре месяца, оказываются обманутыми. Они с сентября держат весь репертуар театра. Но с ними до сих пор не могут заключить договоров. А то ООО, которое появилось в театре совсем недавно и фактически пока еще ничего не сделало для театра, находится в избранном положении. Я понимаю, что в любом театре бывают проблемы, кризис, долги. Но должно быть и человеческое отношение. А пока я могу назвать происходящее одним словом — анархия".

Главный балетмейстер-хореограф детской студии Карина Войтова говорит, что их прямые работодатели – в частности, комитет по культуре – попросту о них забыли. Или не хотят знать о проблемах подведомственного театра, потому что это неинтересно. Или невыгодно. Причем самое обидное, что известный талантливый коллектив не пускают на порог. Ни руководители, ни чиновники, не хотят ни выслушать, ни найти компромисс. Впрочем, как горько усмехаются артисты, в "культурной столице" подобное отношение к творческим людям уже становится нехорошей традицией.

Генеральный директор детской студии "Мюзик-холла" Елена Мин, которую некоторые родители считают едва ли не главной виновницей сложившейся ситуации и обвиняют чуть ли не в рейдерском захвате студии и каких-то личных интересах, согласилась прокомментировать ситуацию. "Детскую студию действительно убрали из штатного расписания, потому что театру было дорого ее содержать, — рассказала Елена Мин. – Были попытки перевести ее на платную основу. Сначала пытались сделать это в мае, но потом был перерыв, связанный с летними каникулами, и в итоге только в сентябре появилось новое ООО "Цитрус-арт" с новым руководством, согласованным и с КУГИ, и с комитетом по культуре правительства Петербурга. Часть воспитанников детской студии (около 75 человек) согласились заниматься платно и остались в коллективе. Другие отказались и по-прежнему настаивают на бесплатных занятиях".

По словам Елены Мин, реорганизация вызвана коммерческой неуспешностью театра. Проверки КСП продемонстрировали большие убытки, которые приносит государственному театру детская студия.

"С нас требуют коммерческого успеха. Теперь здесь будет проектно-прокатная площадка, то есть мы будем сдавать сцену. По своим спектаклям останется небольшой план, но какой – решает худрук, то есть Фабио Мастранджело. Я пока не в курсе".

Генеральный директор Елена Мин не скрывает: сейчас тенденция такова, что государство не заинтересовано тратиться на детей, все должны оплачивать родители. Правда, она пообещала, что зарплату за отыгранные спектакли ребята все-таки получат.

Она также категорически отрицает какую-то личную заинтересованность в появлении нового ООО взамен "съеденной" коммерчески невыгодной детской студии "Мюзик-холла".

"Я в новом ООО такой же наемный работник, как и прочие", — говорит директор.

На прошедшем месяц назад в Петербурге Культурном форуме уважаемые чиновники, чья зарплата, наверное, стоила бы десятка неоплаченных "Снегурочек", говорили с высоких трибун о том, как важно для страны духовное, творческое развитие детей. Как необходимо для государства вывести детей из подворотен и ввести в "храм искусства". Только вот на практике получается, что этот пресловутый "храм" доступен будет только избранным, готовым оплатить его недешевые услуги. Дети – коммерчески невыгодное предприятие. Увы.

По инф. rosbalt.ru