Будущее "Васьки" – отнюдь не небоскребное |
По инф. rosbalt.ru |
14 Апреля 2014 г. |
Градсовет согласовал новую концепцию застройки территорий намыва на Западе Васильевского острова. Было принято решение отказаться от небоскребов, сократить деловую застройку и увеличить жилую. Глава КГА пожелал, чтобы этот намыв стал для Петербурга последним. Новые кварталы могут превратиться в "город в себе". Предыдущий проект планировки был разработан еще в 2006 году американским архитектурным бюро Gensler. Тогда при подведении итогов международного тендера не обошлось без традиционных фраз о "специалистах мирового уровня", которые сделают из будущих территорий "конфетку". Сегодня возникла иная ситуация. На Градсовете не раз звучала фраза о том, что, оказывается, Gensler даже вовсе и не архитектурное бюро, а так — контора, специализирующаяся на интерьерном дизайне. В период принятия первого мастер-плана должности главного архитектора Петербурга и председателя комитета по градостроительству и архитектуре занимал Александр Викторов. Нельзя сказать, что он был в восторге от победы зарубежной компании. Во всяком случае, Викторов признавался, что "больше доверяет нашим проектировщикам". По иронии судьбы, представлять на суд Градсовета новую концепцию, подготовленную мастерской "Союз 55", пришлось именно бывшему главному архитектору. Правда теперь он занимает должность генерального директора ЗАО "Петровский строитель". Согласно представленным схемам, намывные территории на западе Васильевского острова по-прежнему будут делиться на три части: северную, центральную и южную. На данный момент намыто 170 га из запланированных 414,6 га. В центральной части уже несколько лет работает морской пассажирский порт "Морской фасад". Основные работы ведутся в южной части, где осталось намыть 80 га. Здесь уже строятся новые жилые дома, а еще несозданные территории выкуплены девелоперами. На севере ситуации иная. Здесь работа идет не так активно. Виной тому глубины: если на юге они составляют полтора метра, то а на севере доходят до шести. Именно северная часть и подверглась наиболее существенным изменениям. Здесь компания Gensler предлагала организовать офисно-деловой центр из нескольких многоэтажных зданий. Доминантой "петербургского сити" должна была стать 300-метровая башня. Однако выяснилось, что теперь принято решение отказаться от создания делового квартала. Нежилую застройку ждет сокращение с 930 тыс. кв. метров до 455 тыс. При этом деловой район переносится к трассе Западного скоростного диаметра, который "разрежет" старые и новые территории Васильевского острова. В результате количество жилья увеличивается. "Изменились приоритеты, изменилась экономика. Именно она диктует свои условия", — объяснил изменения Викторов. Протоку, которая должна была отделять многоэтажный "сити" от жилых районов, решено "засыпать". Оказалась, что этот водный объект может превратиться в "лягушатник с застоявшейся водой". На ее месте появятся зеленые насаждения. При этом парк из старого варианта сохраняется. Интересно, что в 2007 году Герман Греф, будучи еще министром экономического развития и торговли, посещал намыв на Васильевском. Больше всего чиновника интересовало именно количество каналов, которые планировалось создать. Он настаивал на том, что их должно быть как можно больше, так как "вид на воду" — это основной фактор, влияющий на цены на жилье в Петербурге. Принято решение отказаться и от башен. Самые высокие здания не должны превышать 18 этажей. Дома планируется возводить ярусом — этажность будет повышаться по мере их удаления от береговой линии. Это решение также обусловлено экономикой. Считается, что таким образом можно получить больше "видовых квартир". То есть, теоретически, обладатель квадратных метров на верхних этажах последней линии также сможет любоваться видом на залив. После корректировок количество потенциальных жителей намыва должно увеличиться на 23 тыс. и составить до 60,2 тыс. человек. Запроектированы и объекты инженерной инфраструктуры, дополнительная котельная и подстанция. Нашлось 4 га для детской больницы. Не исключено, что здесь же появится университетский квартал с учебными корпусами и спортзалом. Рядом с рекой Смоленкой организуют пирсы для яхт и стоянку для маломерного флота. При этом северный остров должен быть огорожен собственной четырехметровой дамбой, которая будет защитить будущих обитателей намыва от наводнений. Тут проектировщики признались, что, возможно, слега перестарались. Дескать, действовали "по максимуму", так как "большая вода" может случиться раз в сто лет, да и то в случае, если в это время не будут закрыты створки комплекса защитных сооружений. За дамбой вдоль берега залива построят гранитную набережную со спусками к воде. Есть новшества и в центральной части. Рядом с функционирующим пассажирским портом "Морской фасад" планируется расположить выставочный комплекс Международного военно-морского салона, который проводится в Петербурге раз в два года на территории "Ленэкспо". Однако осталось и "белое пятно". Дело в том, что до сих пор не понятно, появится или нет в устье Смоленки Театр песни Аллы Пугачевой. Из-за этой неопределенности пока трудно проектировать восточную часть центра. Несмотря на то, что новая концепция была одобрена, у членов Градсовета возникли сомнения по поводу обеспечения нового района транспортом. "Васька" и так ежедневно стоит в многокилометровых пробках, а тут еще добавятся более 60 тысяч "островитян". Пока что связей намыва с "городом" не очень много. Запроектированы две развязки с ЗСД, который, как известно, является платной трассой. Первой должна быть введена в эксплуатацию большая северная развязка, второй — малая развязка на юге. Кроме этого, необходимо пробить выход на набережную Макарова. Этот проект, в свою очередь, увязан со строительством новой переправы через остров Серный. От планов по возведению этого моста, который должен соединить "Ваську" с Петроградкой, периодически отказываются, но потом снова реанимируют. Выбираться с намывных территорий предлагается через Мичманскую улицу. Ситуация на улично-дорожной сетью будет усугубляться в период летней навигации, когда в пассажирский порт заходят лайнеры. Теоретически ошвартоваться на причалах порта сегодня могут одновременно семь лайнеров. С каждого из них по трапу может спуститься до 200 туристов, которые захотят посмотреть красоты Петербурга. Их надо будет каким-то образом вывозить на автобусах в центральную часть города. Есть опасения и по поводу строительства станции метро "Морской фасад". Новая станция Правобережной линии появится рядом с портом и будет тяготеть к южному участку намыва. "Северянам" добираться до нее окажется непросто. Им придется ориентироваться на станцию "Приморская". Однако к тому времени, когда на севере возведут жилье, "Приморская" уже не будет конечной станцией. "Зеленую" ветку продлят до Лахты, что грозит увеличением пассажиропотока из спальных районов. Ранее были планы построить на намывных территориях сразу две станции метро — одну на юге, другую — на севере. Члены Совета посчитали, что к этой идее вновь надо вернуться. Если не решить вопрос транспортной доступности, то василеостровский намыв может превратиться в "город в себе". Проект планировки и межевания территории Невской губы Финского залива западнее Васильевского острова должен быть подготовлен к июлю 2014 года. После этого документ предполагается вынести на рассмотрение правительства. Интересно, что нынешний глава комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Петербурга Олег Рыбин пожелал, чтобы больше в городе не было искусственных территорий. "Надеюсь, что этот намыв в Петербурге последний", — заявил он. По словам чиновника, в городе существуют более насущные проблемы. Надо что-то делать с "серым поясом" промзон, а также заниматься реновацией хрущевок. "Товарищ, верь: Нева сама намоет в дельте острова", — парировали Рыбину из зала. Александр Калинин Тэги: |
|