НА КАЛЕНДАРЕ

Начался нивхский праздник Чир-Ань

12 Июня 2013 г.


11 июня в поселке Чир-Унвд Тымовского района начнется праздник Чир-Ань (П"итул), что значит в переводе с нивхского – обновление природы, сообщает ИА SakhalinMedia. Праздник продлится до 16 июня из закончится встречей родов в Ногликах.

Сегодня, 11 июня, состоится первая часть большого праздника – задабривание духов земли, воды и огня. Как рассказала заведующая отделом культуры КМНС "Областной центр народного творчества" Галина Саменко, совершат обряд мужчины из древних родов племени Тымфингун. Нивхи просят духов даровать им благополучие, рыбы, удачи в делах. Специально для этого приготовлены ритуальные блюда – мос (кожа рыбы с ягодами), муви (картофель и ягоды), кашк (корни лилии даурской).

После чего на реку Тымь спустят первые лодки, предварительно окурив их горящим можжевельником и пронеся их через лиственичные ворота, поскольку нивхи считают лиственницу священным деревом. Лодки изготовлены нвхами в селе Некрасовка. Затем мужчины из древних родов пойдут вниз по течению реки к Ногликам, где их встретят старейшины местных племен.

Также сегодня на церемонии выступит нивхский народный ансамбль "Кех" с программой, с которой они выступили недавно в Москве на фестивале "Сокровища севера" и выиграли Гран-при. А напоследок гостей и участников празднества накормят ухой из симы.

Праздник Чир-Ань проводится впервые после 1927 года. В период с 1927 по 2007 традиции не возрождались, культура коренных народов постепенно забывалась. Идея возрождения принадлежит нивхскому писателю Владимиру Санги. С его слов праздник был восстановлен.

В обращении вождя племени Кетнивгун Владимира Санги к нивхам говорится: "В соответствии с тысячелетней традицией нивхского народа старейшинам (вождям) родов нивхских племён Кетнивгун (нивхов земли Кет – Восточнобережного Сахалина) и Тымфигун (жителей бассейна реки Тыми) нынешней весной в положенное время вслед за ледоходом на древней священной нивхской реке Тыми и других реках Ыгмифа (Сахалина) провести благодарственные ритуалы и церемонии с обращением к Курну – Всевышнему, принёсшему людям Ыгмифа новый ань – Новый Год".

По словам представительницы древнего рода Койвонгун (что означает "лиственница"), Анастасии Бугрей, спуск лодок на воду символизирует начало нивсхкого года. Поздней осенью лодки поднимут вверх дном – год закончится. В промежутке женщины племен обычно шьют одежду, обрабатывают шкуры, мужчины уходят на охоту. Анастасия Бугрей считает, что в наше время обсбенно должны возрождаться забытые традиции, однако молодежь тяжело идет к этому. В какой-то период к ним приходит осознание. Это нивхи называют зовом предков, говорит Анастасия.

Цель взрослых нивхов – помочь молодым прийти к пониманию этого. С течением времени молодежь уезжает из сел, на языке нивхов практически никто не разговаривает, рыбу в Тыми ловить все сложнее – в советские времена лем по берегам реки вырубили, ее русло меняется с каждым годом. Нефтегазодобыча отрицательно влияет на ход рыбы.

Сама Анастасия своей целью видит создание сборной фольклорной группы, которая бы ворождала мифы, легенды народа в песнях и танцах.