Результаты выборов в Рязанскую гордуму совпали с прогнозами социологов |
20 Сентября 2013 г. |
Ни одно из избирательных объединений не получило на сентябрьских выборах результата, существенно отличающегося от того, который был спрогнозирован на основе данных социологических исследований, проведённых в июле и августе 2013 года. Ни в одном из одномандатных округов не случилось сенсации: победили те кандидаты, у которых на момент выборов был накоплен самый значительный ресурс доверия избирателей, подкреплённый либо конкретными результатами деятельности в своём округе, либо опытом работы в структурах муниципального управления, либо профессиональным и личным авторитетом. Давно известно, что на местных выборах электоральное поведение практически не отличается от потребительского – поскольку выборы финансируются из средств налогоплательщиков, избиратель ведёт себя как покупатель, уже осуществивший предоплату и теперь стремящийся выбрать лучшее из предложенного. Сложно представить, что потребитель предпочтёт раскрученному бренду подделку сомнительного качества, впервые появившуюся на рынке. Точно так же не следует ждать от избирателя, что он, забыв всякую осторожность, рискнёт поддержать малознакомую партию или сомнительной репутации кандидата. Речь идёт, конечно, о тех избирателях, которые составляют так называемый субстанциональный электорат. Его предпочтения понятны, а результаты голосования – предсказуемы. Именно эта часть избирателей и определила результаты, а лучшее предложение для них, собрав самых известных, заслуженных и опытных, сделала партия власти – «Единая Россия». Эти кандидаты стартовали в более выгодных условиях, чем кандидаты от оппозиционных объединений: у большинства из них уже на начальном этапе кампании была вполне ощутимая поддержка населения, за которую кандидатам от оппозиционных объединений только предстояло бороться. Если же говорить об электорате маргинальном – считается, что в регионе он доминирует в количественном отношении, – то его реальный потенциал на муниципальных выборах, да и вообще в рамках демократической процедуры, оказался невелик: вспомним данные о явке избирателей – более 26%. Получается, что не пришёл маргинальный электорат на избирательные участки: не интересно ему, не важно, не принципиально. Здесь я вижу только один очень существенный минус – в эту категорию граждан, не желающих воспользоваться своим конституционным правом, попадает абсолютное большинство рязанской молодёжи. Симптом этот мне представляется очень тревожным: молодёжь, часто под влиянием современных средств массовой коммуникации, не верит в саму идею выборов, в возможность что-то изменить, улучшить своими силами, занимает позицию пассивного и неразборчивого потребителя не только материальных благ, но и информационных суррогатов». |