Исторический музей представил портрет Романовых |
21 Марта 2013 г. |
Выставка стала ещё одним совместным проектом московского и рязанского музеев, которые уже 30 лет связывают прочные творческие связи. На этот раз поводом к организации экспозиции стали сразу две юбилейные даты – 400-летие Дома Романовых и 100-летие РХМ, и, как призналась директор последнего, Марина Котова, её сотрудники считают выставку настоящим подарком к юбилею. Впрочем, подарком выставка стала не только для музейщиков, но и для всех рязанцев, которым выпала редкая возможность увидеть «жемчужины» коллекции отдела изобразительного искусства ГИМа, хранящей более 400 тыс. произведений искусства. По 45 гравированным портретам, которые выставлены в залах музея, вполне можно изучать историю – перед зрителем пройдут все правители России, начиная с Петра I и заканчивая великим князем Александром Павловичем (будущим Александром I), их всевластные фавориты и фаворитки. Пётр I, Елизавета, Екатерина II, И.И. Бецкой, А.Д. Ланской, Г.А. Потёмкин, Е.Р.Дашкова, К.Г.Разумовский, – за людьми, олицетворявшими эпоху, стоят великие исторические события, сложные политические ходы и, конечно, хитросплетения судеб – ведь редко кто из Романовых, управлявших великой империей, был счастлив на троне. Не менее драматичными, чем судьбы венценосных заказчиков, были судьбы тех, благодаря труду которых их образ остался в веках. Так, по словам автора выставки Анастасии Васильченко, один из талантливейших гравёров своего времени Е.Чемесов, прожил до трагичного мало – на сегодняшний день известно о 14 его работах, три из которых рязанцы смогут увидеть в экспозиции. Представлены в РХМ и творения не менее известного мастера Г.Скородумова, судьба которого после его приезда в Петербург по приглашению Елизаветы Петровны, также сложилась несчастливо. Всех авторов, независимо от того, в какое время и по заказу какого правителя они работали, отличало одно – подлинно творческое отношение к работе, ради которой они могли буквально изменить свою жизнь, а также высокий уровень мастерства, не зависящий от техники, в которой выполнялась работа, – будь то гравюра, офорт, акватинта, меццо-тинто, техника сухой иглы или пунктира. Профессионализм гравёров прошлого не только позволял им создавать работы, поражающие даже людей XXI века своей красотой исполнения, но и претворять в жизнь порой весьма интересные пожелания своих заказчиков. Так, Елизавета Петровна приказала гравёру Г.Шмидту, которого тайно переманила из Берлина, где он жил в тот момент, на гравюре изменить пропорции её носа, уменьшив его по сравнению с оригинальным портретом. К слову, своего «подправленного» изображения императрица так и не дождалась – портрет был доставлен заказчице за 10 дней до смерти. Трудоёмкость исполнения гравюр была следствием того, что они из тиражных изделий превращались в раритеты – так произошло с А.Зубовым, выполненный которым гравированный портрет Петра I, представленный на выставке, существует в одном экземпляре. Несомненно, открывшаяся экспозиции станет ярким событием для всех любителей культуры, истории, искусства и событием отнюдь не последним – как пообещал на церемонии открытия президент ГИМа Александра Шкурко, сотрудничество двух музеев будет продолжено. Выставку можно посетить до 26 мая. |