Повышать и совершенствовать... |
12 Октября 2012 г. |
Региональным журналистам представили проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы 3 октября в Москве под руководством статс-секретаря, заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андрея Пудова и председателя правления ПФР Антона Дроздова состоялась пресс-конференция, в ходе которой журналистам был представлен проект Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Впервые подобная пресс-конференция в режиме селекторной связи транслировалась на всю Россию, и представители региональных СМИ смогли лично задать вопросы спикерам. Проект Стратегии разрабатывался Министерством труда и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруда России. Документ широко обсуждался в средствах массовой информации, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российском союзе промышленников и предпринимателей. По замыслу разработчиков, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы. Стратегия предусматривает реализацию в России «трёхуровневой модели». Первый уровень – это трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, которая формируется за счёт страховых взносов. За счёт этого уровня планируется обеспечить коэффициент замещения утраченного заработка до 40%. То есть, если гражданин полностью выработал положенный трудовой стаж, работодатель регулярно и в полном объёме уплачивал за него страховые взносы, при выходе на заслуженный отдых его пенсия составит не менее 40% от той заработной платы, которую он получал. При этом важно заметить, что если часть зарплаты была серой, то и 40% нужно отсчитывать именно от той небольшой «официальной» зарплаты, а зарплата «в конверте» ничего не даёт. Второй уровень – это «корпоративная пенсия». Её формирует работодатель при возможном участии работника – такие условия могут быть включены в индивидуальный трудовой или коллективный договор. Третий же уровень полностью зависит от самого работника: в течение трудовой деятельности он может самостоятельно формировать дополнительную «частную пенсию» в зависимости от своих финансовых возможностей. – Важно заметить, – подчеркнул в своём выступлении заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андрей Пудов, – что предлагаемая модель не содержит предложений по повышению пенсионного возраста для граждан России. Это наша принципиальная позиция. И существующий установленный пенсионный возраст – 55 лет для женщин и 60 для мужчин – останется незыблемым. Для успешного претворения в жизнь основных положений Стратегии в первую очередь упор будет сделан на совершенствование тарифной политики. Создатели Стратегии предлагают ввести единый тариф страховых взносов абсолютно для всех категорий плательщиков. Таким образом, льготные категории, уплачивающие на сегодняшний день пониженные тарифы, лишатся этой привилегии. И особенно остро ощутит это на себе самозанятое население – индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др. Сегодня их платёж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс. руб. в год, тогда как размер страхового взноса наёмного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными, и это, по мнению экспертов, как минимум, несправедливо. Ещё один больной вопрос существующей пенсионной системы – досрочные пенсии. В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется не за счёт дополнительных страховых взносов работодателей, а за счёт общих доходов бюджета ПФР (то есть из взносов за всех работающих граждан, в том числе и тех, кто на досрочную пенсию не пойдёт). Как следствие – работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. И Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, которые трудятся на рабочих местах с особыми условиями труда. Таким образом, предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны. При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации. Здесь необходимо отметить, что из 82 регионов страны, принявших участие в пресс-конференции, задать вопросы спикерам, ввиду ограниченности во времени, смогли лишь 15, и Иркутская область оказалась в их числе. Свой вопрос, касающийся как раз досрочных пенсий, председателю правления ПФР Антону Дроздову задал заместитель главного редактора главной газеты старшего поколения Приангарья «Мои года» Дмитрий Киселёв: Если человеку не будет хватать трудового стажа для выхода на льготную пенсию, как она будет назначаться? Например, уже есть стаж 18 лет из 20, положенных для получения права на досрочную пенсию. Не потеряют ли в правах те, кто уже выработал необходимый для досрочной пенсии «вредный» стаж, но ещё не достиг пенсионного возраста? – Лица, имеющие «неполный» специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение в специальный стаж отдельных периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий, – ответил Антон Дроздов. – Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников, либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере. Что касается педагогических, медицинских и творческих работников, то Стратегией предлагается изменить механизм их досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии. Не остался без внимания и вопрос о накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем, основными из которых являются снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе, недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объёмов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат. Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы Стратегия предлагает рассмотреть вопросы: о снижении до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии; о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы; о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения; о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учётом уровня их дохода и возраста. – При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются, – отметил Андрей Пудов. Таким образом, основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав должно стать предоставление гражданам пенсионного обеспечения с учётом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет в равной степени зависеть как от стажа, так и от заработка. В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате. При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счёт участия в корпоративных и частных пенсионных системах. Кроме того, каждый гражданин сможет самостоятельно решать, когда именно выйти на заслуженный отдых, с учётом того, что чем дольше он будет работать, тем больше в итоге будет его пенсия.
|
|