Киловатты по норме: как это будет? |
27 Августа 2013 г. |
"Российская газета" пишет: с 1 сентября в семи российских регионах вводят социальные нормы потребления электроэнергии. Уже известно, что "в одни руки" на территории можно будет получить от 50 до 200 киловатт-часов по пониженному тарифу. Сколько в регионах потребляется сверх нормы? По каким правилам будут работать частные операторы, которые должны прийти в ЖКХ? На эти и другие вопросы "РБГ" ответил руководитель Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ Андрей Чибис. Андрей Владимирович, согласно постановлению правительства, осенью в пилотных регионах должно идти поэтапное введение социальной нормы потребления электроэнергии. Фактически тем, кто "перебрал", придется платить существенно больше, чем сейчас. На ваш взгляд, это справедливо? Андрей Чибис: Действительно, уже осенью население в субъектах РФ, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты, будет платить за электроэнергию в пределах соцнормы по ценам ниже, чем они бы платили без ее введения. Однако в случае превышения ее размера платить за электроэнергию придется уже по более высокому тарифу. Необходимо понимать, что основная цель документа - снижение расходов населения на оплату электроэнергии, стимулирование энергосбережения и сокращение объемов перекрестного субсидирования. Предлагаемые постановлением "правила", на мой взгляд, очень разумные и справедливые. В первую очередь, потому что в нормативно-правовой акт заложены механизмы защиты населения с невысоким уровнем дохода. Размер соцнормы устанавливается конкретным регионом, но этого размера будет достаточно, чтобы не менее 80% потребителей платили по пониженному тарифу. К примеру, сейчас соцнорма установлена в размере 50 кВтч на человека в месяц во Владимирской области, при этом объемы потребления сверх соцнормы составляют здесь 25%. В Красноярском крае соцнорма установлена в размере 75 кВтч на человека в месяц, доля объемов электроэнергии сверх этого не превышает 10%. Постановлением предусмотрено, что пенсионеры и инвалиды в первый год применения социальной нормы все свое потребление электрической энергии будут оплачивать по льготному тарифу, а в последующие годы их социальная норма потребления будет в полтора раза больше, чем у остальных граждан. На мой взгляд, такой подход является более справедливым, поскольку позволит обеспечить сохранение на приемлемом уровне расходов по оплате электроэнергии для малообеспеченных слоев населения, и, в то же время, гарантирует оплату сверхпотребления электроэнергии по повышенному тарифу. Вы не раз заявляли, что ставка в процессе модернизации ЖКХ должна быть сделана на частного инвестора. По нашей информации, нормативно-правовые акты для таких операторов появятся уже до конца года. Какие "правила игры" будут действовать для инвесторов?
Андрей Чибис: Убежден, что вытянуть "коммуналку" из болота поможет именно квалифицированный частный оператор, привлекаемый к управлению на конкурсной основе и способный обеспечить инвестиции. "Правила игры" для таких операторов, действительно, созданы. Последние нормативно-правовые акты будут приняты до конца года. На этом будет поставлена точка. Остается лишь объяснить частным операторам, насколько выгодно им принять "правила игры", установленные на федеральном уровне. Так, например, введение долгосрочного тарифного регулирования обеспечит инвесторам четкие и экономически привлекательные механизмы возврата через тариф вложенных инвестиций. Концессионные соглашения, заключаемые на конкурсной основе, гарантируют достижение качества и защиту всех участников процесса. Заложенные законодательством механизмы предполагают более высокий уровень защищенности инвесторов в нашей стране, чем на Западе. В свою очередь, методика установления тарифов позволит коммунальщикам, при условии достижения ими целевых показателей, честно зарабатывать. Кроме того, заложенные законодательством механизмы уже не позволяют привлечь к управлению "своего", ведь конкурс публичен, а схема инфраструктуры, техническое обследование и целевые показатели обязательны. В результате побеждает тот, кто готов это сделать за меньший тариф. Еще один важный момент - присутствие в управлении инфраструктурой здорового конфликта интересов. Власть ставит задачи и контролирует их исполнение, оператор решает их за соответствующие тарифы. Мотивация частного оператора - сохранение длительного контракта (ему просто невыгодно закапывать в землю старые трубы!). Нужно разрывать цепочку "мэр - директор МУПа - свой подрядчик". "Временщики" порождают неэффективность, а порой просто занимаются "распилом". Почему вы считаете, что господдержка на развитие коммунальной инфраструктуры необходима только в малых городах и при условии привлечения к управлению частных операторов?
Андрей Чибис: Уверен, что модернизация жилищно-коммунальной сферы невозможна без частных инвестиций. Подавляющее число негосударственных операторов проявляют интерес к предприятиям жилищно-коммунальной сферы, находящимся в крупных городах. В модернизацию инфраструктуры малых городов (с населением менее 200 тысяч человек) они вкладывать деньги не торопятся, опасаясь, что не смогут вернуть свои инвестиции. Причиной тому низкая платежеспособность населения и высокие затраты, которые понесет частный оператор в связи с реализацией инвестиционных проектов. Таким образом, в этом случае помимо привлечения частных инвесторов требуется господдержка. В больших городах частный оператор покроет свои расходы на модернизацию за счет тарифов, а вот в малых - на эти цели необходимо выделять средства из бюджета. При этом в приоритете - крупные частные операторы, способные объединить под своим руководством инфраструктуры одного или нескольких муниципальных районов или даже всего региона. Таким образом затраты на обслуживание коммунальных предприятий будут ниже (в том числе, потому что не нужно будет создавать в каждом поселке ремонтную бригаду или, например, административный аппарат), доходы выше и интерес к отрасли больше. Не раз говорилось, что Фонд содействия реформированию ЖКХ постепенно будет сокращать финансовую помощь субъектам на ремонт домов и что сами жители этих домов должны выступать соинвесторами. Сейчас регионы получают какую-то федеральную помощь? Насколько эффективно работают программы модернизации систем коммунальной инфраструктуры?
Андрей Чибис: Деятельность Фонда ЖКХ, безусловно, улучшила ситуацию в отрасли. На капитальный ремонт многоквартирных домов за счет средств Фонда за 6 лет его деятельности было выделено 192,2 млрд рублей. А с учетом долевого финансирования субъектов РФ и средств собственников жилья общий объем расходов на указанные цели составляет 258, 2 млрд рублей. Региональными адресными программами с использованием этих средств предусмотрено проведение капитального ремонта 122, 3 тыс. многоквартирных домов (общей площадью около 360 млн кв. м), в которых проживают 15,75 млн человек. Сейчас уже полностью отремонтировано 121,1 тысячи домов общей площадью 352,3 млн кв. м, еще в 554 домах ремонтные работы продолжаются. Условия проживания, таким образом, улучшили почти 15,5 млн человек. Эти достижения значительные, но недостаточные. Однако при сохранении существующих объемов капитального ремонта в ближайшие 10 лет порядка 300-400 млн кв. м жилья в России придет в состояние, непригодное для проживания людей. Со следующего года процедура софинансирования по Федеральному закону 185-ФЗ изменится. Она будет учитывать то, что с 2014 года в субъектах РФ будут функционировать региональные системы капитального ремонта. Поэтому не будет такого периода времени, когда одновременно будут работать две программы. Процедура финансирования из Фонда будет упрощена, то есть он будет передавать средства через субъект региональному оператору для софинансирования региональной программы капитального ремонта. В августе заработала автоматизированная система по управлению многоквартирным домом. Что она даст? Будет ли она работать повсеместно или только в городах-миллионниках?
Андрей Чибис: Новая информационная система по управлению многоквартирным домами была запущена по инициативе минрегионразвития. Речь идет о виртуальном портале "Правовые акты в сфере управления многоквартирными домами". Здесь аккумулированы все существующие нормативно-правовые акты, затрагивающие сферу управления многоквартирными домами. Кроме того, информационная система создана еще и как площадка для обсуждения. Предполагается, что она позволит всем обратившимся к ней направлять предложения в минрегионразвития о совершенствовании правового регулирования в данной сфере, а также пожелания о дальнейшем развитии системы. Кстати Вслед за введением с 1 сентября социальной нормы на электроэнергию сейчас обсуждается проект Постановления Правительства РФ по внедрению аналогичной соцнормы в сфере водоснабжения, которая, скорее всего, начнет действовать с 2015 года. Как отмечают эксперты, в этом случае будут действовать такие же механизмы, как и в соцнорме на электроэнергию. "Норма расхода воды в каждом регионе будет устанавливаться своя, а сверхнормативный расход - оплачиваться по повышенным тарифам, - сообщила заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ Развитие" Елена Солнцева.
|
|