"Бурану" 15 ноября – 25 лет |
14 Ноября 2013 г. |
![]() Работая над ВКС "Буран", гидромашевцы предложили уникальные конструкторские решения, отработали новые способы сочленения деталей, опробовали передовые по тем временам технологии и материалы. В частности, титан, применение которого позволило значительно сократить вес агрегатов шасси орбитального самолета и сделать их более надежными. Результаты работы коллектива "Гидромаша" граждане Советского Союза смогли наблюдать 15 ноября 1988 года. "Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы у корабля вышли шасси. "Буран" был готов к приземлению. У земли порывы ветра доходили до 20 м/с. Корабль это учел и вступил в борьбу с боковым ветром, "сознательно" сделав отворот от посадочного курса на 15-20 градусов. "Буран" сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала коснулся левой, поправил нос, через 30 метров опустил на ВПП правую ногу. Уклонение от оси - три метра. "Буран" и на пробеге "искал" осевую линию. К моменту остановки он был правее центра взлетно-посадочной полосы менее 50 см", - говорится в книге "Взлеты и посадки "Бурана", вышедшей в 1994 году. Это подтвердило правильность конструкторских и технических решений, принятых специалистами "Гидромаша" в процессе работы. "Буран" первый орбитальный корабль многоразового использования, созданный в СССР. Предназначался для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников. В 1976 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы, получившей название "Энергия – Буран". Было образовано специализированное предприятие НПО "Молния". К 1984 году был готов первый полномасштабный корабль "Буран". Его длина - 33 м, размах крыла - около 24 м, высота, когда он стоит на шасси, - более 16 м. Стартовая масса корабля - более 100 т, из которых 14 т приходится на топливо. В его грузовом отсеке мог размещаться полезный груз массой до 30 т. В носовой отсек была вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа. При внешнем сходстве с американским "Шаттлом", орбитальный корабль «Буран» имел принципиальное отличие - он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме, а не управляться оператором с земли. Полет "Бурана" состоялся 15 ноября 1988 года. Он продолжался 205 минут, в течение которых "Буран" прошел почти 8 тыс. км в верхних слоях атмосферы. После двух витков на орбите корабль совершил посадку в автоматическом режиме на специальную посадочную полосу длиной около 5 километров и шириной 80 м, созданную в районе космодрома Байконур. Программа полета была полностью выполнена. |
|