НА КАЛЕНДАРЕ

"Бурану" 15 ноября – 25 лет

14 Ноября 2013 г.
15 ноября исполняется 25 лет полету в космос воздушно-космического самолета "Буран", сообщает пресс-служба НОАО "Гидромаш". Нижегородское ОАО "Гидромаш"  в числе сотен отечественных предприятий принимало участие в строительстве советского орбитального корабля. Для него на заводе были спроектированы и изготовлены одна передняя, две основные стойки шасси, цилиндры выпуска и гидроаккумуляторы. За  время работы  было создано  несколько вариантов  агрегатов шасси: для орбитального полета, для полета "по-самолетному", для транспортировки космического корабля на речном судне и другие. 
Работая над ВКС "Буран", гидромашевцы предложили уникальные конструкторские решения, отработали новые способы сочленения деталей, опробовали передовые по тем временам  технологии и материалы. В частности, титан, применение которого позволило  значительно сократить  вес агрегатов шасси орбитального самолета и сделать их более надежными. 

Результаты работы коллектива "Гидромаша" граждане Советского Союза смогли наблюдать 15 ноября 1988 года. "Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы у корабля вышли шасси.  "Буран" был готов к приземлению. У земли порывы ветра доходили до 20 м/с. Корабль это учел и вступил в борьбу с боковым ветром, "сознательно" сделав отворот от посадочного курса на 15-20 градусов. "Буран" сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала коснулся левой, поправил нос, через 30 метров опустил на ВПП правую ногу. Уклонение от оси - три метра. "Буран" и на пробеге "искал" осевую линию. К моменту остановки он был правее центра взлетно-посадочной полосы менее 50 см", - говорится в книге "Взлеты и посадки "Бурана", вышедшей в 1994 году. 

Это подтвердило правильность конструкторских и технических решений, принятых специалистами "Гидромаша" в процессе работы.

"Буран"   первый орбитальный корабль многоразового использования, созданный в СССР. Предназначался для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников.

В 1976 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы, получившей название "Энергия – Буран". Было образовано специализированное предприятие НПО "Молния".  

К 1984 году был готов первый полномасштабный корабль "Буран". Его длина  - 33 м, размах крыла - около 24 м, высота, когда он стоит на шасси, - более 16 м. Стартовая масса корабля - более 100 т, из которых 14 т приходится на топливо. В его грузовом отсеке мог размещаться полезный груз массой до   30 т. В носовой отсек была вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа. При внешнем сходстве с американским "Шаттлом", орбитальный корабль «Буран» имел принципиальное отличие - он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме, а не управляться оператором с земли.

Полет  "Бурана"  состоялся 15 ноября 1988 года. Он продолжался 205 минут, в течение которых "Буран" прошел почти 8 тыс. км в верхних слоях атмосферы. После двух витков на орбите корабль совершил посадку в автоматическом режиме на специальную посадочную полосу длиной около 5 километров и шириной  80 м, созданную в районе космодрома Байконур. Программа полета была полностью выполнена.

По инф. «НТА-Приволжье»